Конспект урока по русскому языку. Буквы Й, Ь при переносе слов
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме

Варлахина Светлана Андреевна

Конспект урока по русскому языку. Буквы Й, Ь при переносе слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perenos_slov.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа № 59 Приморского района

Конспект урока по русскому языку в 1 классе
Тема: Буквы Й, Ь при переносе слов

Подготовила учитель начальных классов:
Варлахина Светлана Андреевна

Русский язык. Тема: Буквы Й, Ь при переносе слов

Тип урока: закрепление изученного

Цель: закрепить навык деления слов на слоги, переноса слов по слогам.

Задачи:

  • Повторить правила переноса слов;
  • Развивать умения переносить слова с учетом особенностей слогов;
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • Проявлять мотивацию учебно-позновательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к русскому языку;
  • Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Познавательные:

  • Умение сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности;
  • Умение соотносить объекты с изученными понятиями;
  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные:

  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • Учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные:

  • Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами, участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения;
  • Умение коммуникативной деятельности в паре,  группах.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников. Положительно и эмоционально настраивает учеников на урок.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!


Ноги прямо я поставлю,
Локоточки разведу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

 Ребята, кто хорошо готов к уроку?
Дети проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.

  1. Актуализация знания.

1.Каллиграфическая минутка:

Пп Пу Пе по па

Паша, пурга, порт, Петя.

Учитель:

  1. Сегодня в минутку чистописания повторяем правописание заглавной и строчной букв Пп в соединении с другими буквами.

Повторяем верхнее, среднее и нижнее соединение. Обратите внимание науклон и ровность прямых линий, наличие соединительного «узелка» между вертикальными прямыми.

  1. Прочитайте слова. Все ли слова понятны по значению.

Что общего в написании данных слов?

  1. Запишите буквосочетания и слова.

Учитель:

  1. –Что необычного вы заметили при написании слов? (Некоторые слова записаны с большой буквы)
  2. – По каким признакам можно разделить слова на две группы?

Ответы: 1 вариант: Петя Паша (пишутся с большой буквы, так как это имена собственные); пурга порт ( пишутся с маленькой буквы).
2 вариант: Петя, Паша, пурга – 2 слога; порт – 1 слог.

Вывод: Как определяем количество слогов в словах? ( Количество слогов в словах определяем по гласным, сколько в слове гласных, столько и слогов)

1.Сообщение темы урока. Постановка проблемы:

Тема урока: Буквы Й, Ь при переносе слов.

Какие цели урока можем поставить?

1.Повторитьс правила переноса слов с одной строки на другую;

2.Научиться правильно переносить слова с одной строки на другую с учетом их особенностей.

Учитель:

  • На уроке будем учиться сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Договариваться и приходить к общему решению.

1.Повторение предыдущего материала. Формирование навыка списывания.

Подготовительная работа к восприятию нового материала.

Сегодня к нам на урок пришел уже знакомый вам друг – Незнайка. Он позабыл правила переноса и просит вас ему напомнить:

  1. Как называются части слова, включающие в себя гласный звук? (слоги)
  2. Как узнать количество слогов в слове? (посчитать количество гласных звуков)
  3. Спишите стихотворение с доски.

Слово делится на части.

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

2.Первичная проверка понимания

- Все слова уместились на строчке? Что вы делали, если слово не умещалось на строчке? (переносили слово по слогам на следующую строчку)

3.Формулируем правило и сопоставляем его с правилом в учебнике.

Учитель:

1.Поиграем в игру. Я вам раздам листочки, на которых написаны части слов: (каждый ученик получает лист. На котором написаны незавершенные слова – муравей…., чай…, зай…, кофей… . Учащиеся должны записать цепочку слов, добавляя последний слог – ка или ник) вы должны добавить слог – ка или ник, чтобы получилось слово.

Прочитайте правило о переносе слов с буквой Й в учебнике. Запишите слова, разделив их для переноса.

Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных, значит, буква ь вместе с предыдущей буквой обозначают один звук. Поэтому помните: нельзя отрывать мягкий знак от предшествующей буквы.

2.Запишите слова (окуньки, письмо, мальчики, пальто, угольки, коньки) , разделив их для переноса.

3.Составьте предложение из слов, написанных на доске.

Большая, по, плывет, туча, небу.

Найдите в предложении слово с мягким знаком, разделите его для переноса и запишите в тетрадь.

  1. Физминутка

4.Работа по учебнику

С. 36, упр №1

Вывод: слова переносятся по слогам;

Правило: самостоятельное чтение;

Сравнить вывод авторов с выводом, который сделали обучающиеся.

  1. Закрепление

1.Выборочный диктант: (обратная связь)

А сейчас из каждой пары слов мы выберем только одно слово, которое можно перенести.

Ольга – Оля
Ирина – Ира
Петр-Петя
ёлка-ель
чайка – чай
шары-шар

Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?

Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв?

Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков?

  1. Итог урока

- Мы должны были найти ответ на вопрос «как можно переносить слова с буквами Й и мягкий знак?»

- Какие правила вы вспомнили на сегодняшнем уроке?

- с каким правилом вы сегодня познакомились?

Оценка своей деятельности на уроке.

- Оцените свою работу по мерной линеечке.

-Прикрепите цветочек на Дерево радости к той веточке, которая соответствует мерной линеечке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и слог. Деление слова на слоги»

Объяснение нового материала на тему: "Слов и слог. Деление слова на слоги". Сформировать  понятие у  учащихся правила деления на слоги и деления слова для переноса....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.

Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который  мотивирует деятельность уч...

Презентация к уроку по русскому языку 2 класс по теме "Перенос слов"

Урок по теме "Перенос слов" был бы неполноценным без использования данной презентации. Она мобилизирует внимание учащихся, повышает интерес к изучаемому материалу, позволяет самим определить и объявит...

Конспект урока по русскому язык "Буква безударного гласного в корне слова."

Цель урока: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку. Буквы безударных гласных в корне слова

Тип урока:Урок открытия нового знания.Цели:Формировать умение вычитать сумму из числа.Продолжить формирование умения читать выражения со скобками и находить их значения.Продолжить формирование вычисли...