Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    урок по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова"

    Сидорова Татьяна Николаевна

    урок по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными  в   корне  слова."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx61.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными  в   корне  слова.

    Цели: 

    Создать условия для актуализации знаний учащихся об обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова, о способах подбора проверочного слова, способствовать развитию умения писать слова на изучаемое  правило.

    Задачи:

    1. Обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке  парных согласных в корне и на конце слов.
    2. Сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова.
    3. Закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.
    4. Развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь.
    5. Развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

    Предметные:

    -продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в слове;

    -формировать умение проверять написание слов с парным согласным на конце и в середине слова.

    Метапредметные

    Познавательные: ОСОЗНАЮТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ЗАДАЧУ, РЕШАЮТ ЕЕ, ИСПОЛЬЗУЮТ ТАКИЕ ВИДЫ ЧТЕНИЯ, КАК ознакомительное, изучающее, поисковое, осознают цель чтения.

    .

    Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, проявляют познавательную инициативу, учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения задачи.

    Коммуникативные

    - воспринимать мнение других людей о языковых явлениях

    - понимать задаваемые вопросы

    - выражать свою точку зрения

    - адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию

     - обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера

    - планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль

    Личностные: проявляют интерес к познанию русского языка, ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

    Методы и формы обучения: словесный, частично- поисковый, наглядный практический; фронтальный.

    Тип  урока: открытие новых знаний

    Оборудование: проектор, ПК, сигнальные карточки, карточки

    Ход урока

    1.Организационный момент.     2 мин

    - Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу . 

    Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Сидорова Т.Н.

    Начинается урок,

    С неба падает снежок

    Ты лови его, дружок!

    Разомни его в ладошках,

    Поиграй со мной немножко… (физминутка со снежками)

    2.Мотивация   5мин

    Снег ложится на дома:
    К нам опять пришла Зима
     .

    - А с приходом зимы мы с нетерпением ждем самый волшебный, сказочный праздник «Новый год». Все заранее готовятся к нему. Мой сосед, маленький Глеб тоже готовится к Новому году и вот какая история приключилась у мальчика Глеба. (видеоролик).

    - Вы готовы помочь Глебу? Перед вами письмо Глеба. Прочитайте и скажите, почему так сказала мама? ( уч-ся по очереди называют слово и проверочное; на слайде исправляются ошибки).

    Дед-деда, мороз-морозы, игрушки-игрушек, Глеб-Глеба.

    - Спасибо! Я передам письмо Глебу и он обязательно получит свой подарок.  И вы, ребята, напишите письмо Деду Морозу с пожеланиями и поздравлениями.

    - На какое правило допущены ошибки? Кто помнит это правило?

    - Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока?

     (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова). (СЛАЙД) и

    Цели ( вспомнить парные согласные, правило проверки парных согласных, уметь правильно писать слова с парными согласными) СЛАЙД

    - Знакома ли вам эта тема?

    -  Оцените свои знания по данной теме. (СЛАЙД). Если вы уверены, что у вас очень хорошие знания по этой теме- красный круг, хотите еще получить знания по этой теме- зеленый круг, не уверен в своих знаниях- синий круг.

    -Сегодня на уроке предлагаю вам открыть новые знания, опираясь на знания, полученные  на уроках русского языка во 2 классе .

    4.Работа по теме. Обобщение и систематизация знаний.

    А.)Повторение

     Назовите  парные  согласные с опорой на ленту памяти?  (СЛАЙД)  1мин

    Б.)Наблюдение и анализ.     5 мин

    1). Распределить слова в два столбика  .  КАРТОЧКи!!- доска

         моро..,  кре..кий,  гла..кий,  лё..,  

     

    - По какому признаку  разделили слова  в группы? ( Существительные, прилагательные)

    - На какую орфограмму записаны слова? (парный согласный на конце слова и в середине)

    -В какой части слова находятся парн. согл.?( в корне слова)

    - Что происходит с согласными звуками - оглушение или озвончение?

     -Произнесите  слово, называя звук, который слышится и букву которая пишется в этом слове..   СЛАЙД

            

    моро[с]з - морозы                               кре[п ]пкий- крепок

    ле[т]д- льды                                     гла[т ]дкий- гладок

    -Совпали ли буквы и звуки?

    - Что может произойти при написании таких слов? (можем ошибиться)

    -Что нужно делать, чтобы не было ошибок? (проверить)

    - Как проверяли  слова  I  группы? (Путём изменения формы слова и объясняют)

    - Как проверяли  слова   II  группы?  (Путём подбора  однокоренных слов и объясняют).

    - Правильно. Но где полную информацию можно найти? (учебник).  2 мин

    Вывод: спросить 1 ученика правило.

    – Кто и что узнал для себя новое?  Это правило выучите дома.

    -Составьте  и запишите  из данных слов словосочетания.  Проверим.

    - А как вы понимаете выражение «крепкий мороз»?

    - Составьте и запишите предложение с этим словосочетанием.

    2). Интерактивная игра.  

    -  А перед тем как проведем игру, давайте вспомним, как правильно писать слова с парными согласными в корне слова. Составим план рассуждения.  Что будем делать сначала? (СЛАЙД)

    План

    1. Читаем слово.

    2. Находим  парный  согласный.

    3. Рассуждаем,  вспоминаем  правило.

    4. Подбираем  проверочное слово.

    5.Физкультминутка   (слайд) 2 мин

    Поработали мы дружно,

    Отдохнуть сейчас нам нужно.

    6.Закрепление  изученного.  

    - А  сейчас  покажите  все  свои  знания  и  умения.

    1. Работа в парах                      2 мин

    На ваших партах лежат карточки с заданиями трех уровней. Уровень А -лёгкое, на  знание  и  применение  ,

    В  -  задание,  где  надо  больше  подумать;а С – приложить все свои умения и старания.

                   

    В

    Вставьте  в предложения  подходящие  слова с парной согласной

    На дворе ….       Выпал пушистый … .             Маша надела  теплую ….  Ребята играют в ….

    А

    Найдите  ошибки. Исправьте их.

    Хлеп/б, Рыбаг/к,  Клюв/ф, Морос/з ,Нож/ш ,Сторош/ж , Суб/п,  Эташ/ж,  Лёд/т ,Выхот/д

    С

    Найдите слова с парной согласной в корне. Подчеркните их.

    Ночью был легкий мороз. Реки оделись ледяным ковром. Ребята надевают шапку, варежки и бегут играть в снежки.  Малыши вылепили снеговика. Вместо носа морковка. В пушистый снег спрятались елочки.

    - Молодцы! Как оцениваете свою работу?

    1. Самостоятельная  работа. 

       

    - Я предлагаю выполнить  упражнение на с 113……..  . (Выполнение  работы.  Взаимопроверка)

    - О чем это стихотворение?

    7. Подведение итогов.

    - Скажите, ребята? Кому мы сегодня помогли? Можно ли  назвать это добрым делом? Почему? А какие пословицы и поговорки вы знаете о добре, дружбе. Работа в парах. ( карточки со словами на партах)

    - Соберите пословицу. Прочитаем. (читает одна пара). Как понимаете эту пословицу? Спишите.

    Добрые слова лучше мя…кого пирога.

    - Какую букву вставили и почему? ( мягкий-мягок). Поставьте точки над теми буквами, которые у вас получилось написать красиво.    3 мин

    Не тот дру…, кто потакает, а тот, кто помогает.

    Каковы дру…ки, таковы им и пиро…ки

    Кре…кую дру…бу и топором не разрубишь.

    Ужин не нужен, был бы обе… дружен

    Ле…ко друзей найти, да тру..но сохранить

    8. Домашнее задание. 1 мин.

    1) с 113 правило,

    2) письмо Деду Морозу,

    3) карточка, в которой задания  разноуровневое. Какое вам понравится задание и  вы уверены, что справитесь, то и выполните.

    -Какие есть ко мне вопросы.

    9.Подведение  итогов. Рефлексия.

    - Чему  научил  тебя  этот  урок ?

    - Какие  задания  показались  тебе  наиболее  интересными,  трудными?  

    - За что ты мог бы себя похвалить?

    ПЛАН УРОКА

    1. Вступительное слово.
    2. Физминутка
    3. Видеоролик
    4. Тема:
    • Работа по ленте букв
    • Работа со словами мороз, лед, крепкий
    • Правило в учебнике
    • Словосочетание и составление предложения
    1. Интерактивная игра
    2. Алгоритм, план
    3. Работа в парах- карточки
    4. Работа с учебником
    5. Работа в группах – ПОСЛОВИЦЫ
    6. Дом задание
    7. Итог

    Не тот дру…, кто потакает, а тот, кто помогает.

    Каковы дру…ки, таковы им и пиро…ки.

    Кре…кую дру…бу и топором не разрубишь.

    Ужин не нужен, был бы обе… дружен.

    Ле…ко друзей найти, да тру..но сохранить.

    лё…  кре…кий  моро…

     гла...кий 

    1.Обведи парные согласные.

       в, н, к, ц, ж, ф

    2.Обведи слова с парной согласной на конце.

       Сыр, лес, дуб ,обед, маки.

    3.Найди и обведи проверочное слово к слову глаз.

       глаза, глазки.

    4. Вставь букву

        Лё…,   холо…,  моро…,  сугро…

    5.Подчеркни «лишнее» слово.

       Поход, жираф, сон, мёд.

    1.Обведи парные согласные.

       в, н, к, ц, ж, ф

    2.Обведи слова с парной согласной на конце.

       Сыр, лес, дуб ,обед, маки.

    3.Найди и обведи проверочное слово к слову глаз.

       глаза, глазки.

    4. Вставь букву

        Лё…,   холо…,  моро…,  сугро…

    5.Подчеркни «лишнее» слово.

       Поход, жираф, сон, мёд.

    1.Обведи парные согласные.

       в, н, к, ц, ж, ф

    2.Обведи слова с парной согласной на конце.

       Сыр, лес, дуб ,обед, маки.

    3.Найди и обведи проверочное слово к слову глаз.

       глаза, глазки.

    4. Вставь букву

        Лё…,   холо…,  моро…,  сугро…

    5.Подчеркни «лишнее» слово.

       Поход, жираф, сон, мёд.

    C:\Users\User\Desktop\img2.jpg

    C:\Users\User\Desktop\img1.gif

            C:\Users\User\Desktop\1.gif

            

    Ле…ко друзей

    найти,

    да тру…но

    сохранить

    Самоанализ урока русского языка

    по теме «Правописание парных согласных в корне»

    Цели: 

    1. Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания  парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.
    2. Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку,  развивать орфографическую зоркость.
    3. Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.

    Задачи:

    Обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке  парных согласных в корне и на конце слов;

    сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;

    закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.

    развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;

    развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

    При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младшего школьного возраста и реальные возможности этого класса. Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока- открытие новых знаний. Урок в 3 классе я разработала и провела в соответствии ФГОС. Каждый этап урока предполагает направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

    Формируемые на данном уроке УУД:

    Предметные:

    -продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в слове;

    -формировать умение проверять написание слов с парным согласным на конце и в середине слова.

    Метапредметные

    Познавательные

    - активизировать познавательную деятельность

    - формулировать проблему, выдвигать гипотезы и их обосновывать

    - осуществлять анализ объекта с целью выявления признаков и формулировки характеристики изучаемых объектов

    - проводить сравнение, классификацию учебного материала по заданным критериям

    - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов

    - давать характеристики изучаемым  объектам на основе их анализа

    - строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи  

           -структурировать знания, делать выводы; преобразовывать познавательную задачу в практическую.

    Регулятивные

    - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

    - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

    - оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий

    - выполнять учебные действия в устной и письменной речи

    - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

    Коммуникативные

    - воспринимать мнение других людей о языковых явлениях

    - понимать задаваемые вопросы

    - выражать свою точку зрения

    - адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию

     - обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера

    - планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль

    Личностные

    - Воспитывать любовь к русскому языку.

    - Воспитывать активную личность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения.

    - Формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.

                 Конспект соответствует его рабочему плану и программным требованиям.

                   На первом  этапе урока немаловажную роль сыграло мобилизующее начало урока, психологический настрой учащихся на предстоящее занятие, создание доброжелательной атмосферы и соответствующего микроклимата.

    Для самоопределения к учебной деятельности применила проблемную ситуацию, которая решалась детьми. Учащиеся самостоятельно добывали знания в ходе поисковой деятельности, делали выводы. Было найдено решение проблемы урока. Проблемные задания и проблемные вопросы являлись посильными для учащихся, соответствовали их интеллектуальным возможностям. Для успешного выполнения проблемного задания у учащихся имелись достаточные сведения по предмету.

    На этапе обобщения и систематизации знаний у ребят формировались умения планировать свои действия и контролировать их выполнение в ходе парной работы (регулятивные УУД), умение слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли (коммуникативные УУД). На этом этапе при выполнении и проверке заданий я сочетала фронтальную и индивидуальную работу на местах и у доски, в парах. Для поддержки ситуации успеха у слабых учащихся и развития познавательных способностей у сильных при проведении самостоятельной работы использовала задания разного уровня сложности. Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществила в ходе самопроверки. Первичное закрепление провела в форме игры на интерактивной доске.

               Обеспечить работоспособность учащихся мне позволило и использование на данном уроке мультимедийной презентации, которая была нацелена на разные виды восприятия, активизировала познавательную деятельность ребят.

            На уроке развивала орфографическую зоркость, произвольное внимание, речь учащихся. Учащиеся отвечали на вопросы, высказывали своё мнение, исправляли и дополняли ответы товарищей, проявляли инициативу и интерес. Вырабатывала навыки самоконтроля и самооценки. Прививала эстетические чувства. Использовала современные образовательные методы: фронтальный, интерактивный, словесный, наглядный, индивидуальный, игровой и  технологии:  проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технологию дифференцированного подхода, технология коучинга, здоровьесберегающие технологии. Урок носил развивающий и обучающий характер, построен на деятельностной основе. Прослеживается оптимальное чередование разнообразных видов деятельности учащихся. Происходила активизация познавательной деятельности: поощрение ответов, создание проблемных ситуаций, вовлечение в игровую деятельность, стимулирование наглядно-образного мышления. Задействованы все подготовленные средства обучения. Выдержаны временные рамки урока. На уроке отмечались воспитательные моменты: поддерживалась дисциплина, уважительное отношение друг к другу, окружающим и к гостям, внимание и уважение к учителю, оказывалась взаимовыручка. Музыкальная  минутка  вызывает  у  детей  наличие  яркой положительной  эмоциональной  разрядки.

    В конце урока провела рефлексию деятельности.

    Все этапы урока- единое целое, где каждый последующий вид работы логически вытекал из предыдущего с нарастанием нагрузки от этапа к этапу.

    Считаю, что урок получился результативным, дети усвоили учебный
    материал. Цели и задачи, поставленные в начале урока, были выполнены.
    Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и
    переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

    Цель:а) закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;б) развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;в) воспитывать интерес к русскому языку....

    План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

    Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

    Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Слова с непроизносимыми согласными".

    Пример технологической карты урока Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________________________________ Класс: ________________ Дата: ____...

    План- конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему " Слова с непроизносимыми согласными" ( система Занкова)

      Русский язык.План-конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему " Слова с непроизносимыми согласными" ( Система Занкова)...

    Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема урока: «Способ проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная  школа   №1 с.Октябрьское»МО-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания   От...