«Технологическая карта урока русского языка по теме «Состав слова»»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» авторы комплекта ЧураковаН.А. Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 3.;Каленчук М.Л. Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 2 - М,Академкнига/учебник 2014 .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал на  заочный республиканский  конкурсе технологических карт

учебных занятий и внеурочных мероприятий «Я открою Вам секрет»

среди педагогических работников Республики Татарстан

Номинация «Технологические карты учебных занятий и внеурочных мероприятий в общеобразовательных учреждениях»

Название работы «Технологическая карта урока русского языка по теме «Состав слова »

Автор Ляйсан Вакифовна Назирова

Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Октябрьская СОШ»

Должность учитель

Стаж  27 лет 

Категория высшая

Преподаваемый предмет начальные классы

Адрес п.Октябрьский  Верхнеуслонский муниципальный район,РТ

Телефон 89600435526

                                                     Пояснительная записка

Тема:  Состав слов

Место урока в учебном курсе  Раздел « Морфемика и словообразование»

Тип урока: Урок обобщения знаний.

Цель урока: 

  1. Создать условия для успешного повторения знаний о корне, приставке, суффиксе, окончание для наблюдения над словами, у которых отсутствуют какие-либо части; оптимизировать условия для дальнейшего развития умения самостоятельно разбирать слова по составу с опорой и без опоры на информационном поле.
  2. Продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся,
  3.  Воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.

Предметные: сформировать представление детей о частях слова как о составе слова; находить части слова; образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса; находить родственные слова.

Метапредметные:

  • формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;

Личностные

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Методы обучения

  • По характеру учебно-познавательной деятельности: системно-деятельностный, проблемно – поисковый.
  • По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.
  • По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

       Урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» авторы комплекта ЧураковаН.А. Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 3.;Каленчук М.Л. Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 2  - М,Академкнига/учебник 2014 .

     В ходе подготовки к уроку учащиеся распределила на группы. Где есть сильные, средние и слабые учащиеся по уровню развития.

Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Были отобраны методы: по источнику знаний - словесные методы – беседа в форме блиц - опроса. К наглядно-иллюстративным  методам относятся повторение материала по таблице, а также подбор слова к схеме.        Поисковый метод – работа со словарем. Практические методы – чистописание, упражнения из учебника, индивидуальные карточки  – отрабатывали умения и навыки учащихся в написании слов, что позволило не только повторить, но и обобщить изученный материал.

По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только повторить, но и проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему.

При отборе материала учитывались принципы обучения. Принцип научности – формулировка правил о составе слов (приставка, суффикс, корень, окончание, основа); принцип связи обучения с практикой – на минутке чистописания, стимуляция учащихся использовать свои знания в решении практических задач, анализировать и доказывать.   Все этапы   урока логически связаны,  интересны и разнообразны. Устная работа чередуется  с письменной. Во время  физкультминутки  использовала  структуру сингапурской методики  «МИКС ПЭА ШЭА». Учитывался принцип доступности, а также принцип наглядности. Учтен и принцип прочности – дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно.

Использовались методы работы: анализ задания, фронтальный опрос по теме, пояснения, наблюдения.

Оборудование: компьютерная презентация,  интерактивная доска         раздаточный материал, карточки с заданиями для работы в группах.

                     

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

УУД

Вре-мя

1.Ста-дия вызова

 Организационный момент

 - Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то все в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?

Ну, тогда начнём урок,

Не теряя время,- в срок!

Ребята, улыбнитесь  друг другу, подарите  свои улыбки нашим гостям.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

- Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Подготовка

к работе

Регуля-тивные (саморе-гуляция, конт-роль)

1 мин.

2. Ста-дия ос-мысле-ния

- Каждый из вас, конечно, хотел бы, чтобы о нем сказали «Он знает русский язык». Сегодня на уроке мы постараемся сделать еще один шаг к достижению этой цели.

На доске написано:  Р,С,М,Л,О,С,Ц,Т,А,Н,Х,В,Щ.

- Если вы уберете непарные согласные , то прочитаете главное слово нашего урока.

- Состав.

- Какое значение может иметь слова состав?

Мыслитель-ные опера-ции и учеб-ные навыки

Дети  последовательно выходят к доске и уби-рают непарные соглас-ные СОСТАВ

- Дают ответы.

Комму-никатив-ные (со-гласова-ние дей-ствий с партнё-ром);

Познавательные

(общеу-чебные);

Регуля-тивные Коррек-ция, оценка)

2 мин.

3. Це-лепо-лага-ние. Моти-вация.

 Слайд №2

-  Когда ещё вам приходилось слышать слово состав? Давайте посмотрим на это слово с точки зрения его толкования и заглянем в толковый словарь Ожегова.

Состав это  1). Вещество из какой-либо смеси (В состав лекарства водит йод). 2). Поезд (Подать на платформу состав). 3). Количество чего-либо, входящее в целое. (Состав числа 123)

- Итак, какое это слово, судя по количеству значений?

- Мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?

Слайд №3

-  Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, будем наблюдать, постараемся систематизировать имеющиеся знания.

- О каких частях слов вы уже слышали?

- А сейчас предлагаю посмотреть на нашу запись с точки зрения каллиграфии. Какие элементы написанных вами букв  встретились вам чаще других?

- Запишите название темы в тетради каллиграфически правильно.

Знакомятся с новым понятием с разных то-чек зрения, ставят цели

Многознач-ное

Дают ответы.

- Овал и полуовал

Состав слова

Регуля-тивные

(целеполагание)Познавательные

(общеу-чебные, логиче-ские);

Комму-никатив-ные (пос-троение речевых высказываний)

3 мин.

4. Сло-варная работа.

 й у ж д ы е р н

- На какие две группы можно разделить эти буквы?

- Каждую группу напишите с новой строки, составив разные цепочки.

- Составьте из букв строки чистописания слово, и вы узнаете как называют исполняю-щего в порядке очереди какие-либо общественные обязанности.

- Какое это слово? Запишите это слово в словарик.

- Составьте предложение со словом дежурный и запишите его. Подчеркните главные члены  и составьте схему.

- На соглас-ны и глас-ные.

Уеы  уые  еуы  еыу  ыеу ыуе

Йудрн  нйждр

- Дежурный

- Дежурный  моет доску.

Ученик у доски, оста-льные на местах в тетрадях.

3 мин.

5. Пос-трое-ние прое-кта выхо-да из затруднения.

6. Под-готов-ка уча-щихся к обо-бщен-ной де-ятель-ности

- Пока мы с вами беседовали и записывали наз-вание темы урока, у Маши и Миши уже возник спор. Прочитайте об этом в учебнике

Слайд № 4-5  (стр. 74-75)

Чтение 1абзаца - выяснение связи темы урока со словосочетанием «состав поезда»

Выдвижение гипотез:  Что такое состав слова?

Слайд 6.

3). А как называется профессия людей, которые проверяют билеты при посадке, помогают нам комфортно чувствовать себя в поезде?

4) Чтение абзаца дальше.

- С чьим мнением вы согласны? Почему? А почему ошибся Миша? Все ли слова имеют такой же состав, как и слово ПРОВОДНИК?

- А что нужно знать и уметь, чтобы не ошибиться?

- Да, действительно, слов в русском языке очень много, но сегодня мы сможем понаблюдать за целыми группами слов и посмотрим на них с точки зрения их состава. 

- Что такое состав слова? -  Из каких же частей состоит слово? Слайд 7

Составляют план дости-жения цели и определя-ют средства (рассматривание слов с разных точек зрения; ал-горитм раз-бора слова по составу)

- Проводник

Разбор слова по составу

- Нет, у каж-дого слова – свой состав, а слов очень много.

-  Части сло-ва, их место в слове, значение и назначение; умение де-лать разбор слова по составу

- Корень, приставка, суффикс, окончание.

Познавательные (общеучебные, логические, пос-тановка и реше-ние про-блем);

Комму-никатив-ные (постро-ение речевых высказы-ваний)

4 мин.

7. Пер-вичное закреп-ление,

воспроизведе-ние материала на новом уровне

8.Физ-культ-минутка. МИКС ПЭА ШЭА, используя ТАЙМДЭА-ШЭА

(для развер-нутых отве-тов)

8. Обо-бщение и сис-тематизация знанийСамос-тоятельная работа с само-проверкой по эта-лону.

   По      Работа по учебнику.

           Найдите тему урока.

 Работа над упражнением 79.

-Назовите условные обозначения.

- работа с Обратным словарём

(Словарный список: слова на –иха: ежиха, моржиха, слониха, портниха, лосиха, ткачиха, зайчиха, волчиха, паучиха; кроме слова  повариха )

- Что это за слова?

- Что такое слова-названия предмета?

- Когда мы уже работали с этими словами?

 

- Итак, что можете сказать о составе этих слов?

 - Из каких частей состоит каждое слово?

 

- Есть ли в этих словах одинаковые части? Какие именно?

- Это придаёт им что-то общее? Что именно с точки зрения смысла?

 - Разберём по составу первые 3 слова, используя алгоритм разбора.

 

 

Слайд № 8

-  Проверьте. Оцените свою работу. 

Составление алгоритма разбора слова

 Слайд № 9

а) Окончание

  б) основа

  в) корень

  г) приставка (Если есть)

  д) суффикс (Если есть)

Физкультминутка. МИКС ПЭА ШЭА.

Музыка. Дети образуют пары. Отвечает тот,  кто выше ростом. Отвечает тот,  у кого светлее волосы. Отвечает тот,  у кого день рождения раньше.

Вопросы:

Что такое суффикс?

Что такое корень?

Что такое приставка?

Что такое окончание?

- Итак, во время этого упражнения мы повторили состав слова.

Упражнение 80 – работа с Обратным словарём

(Словарный список: слова на – ик: лобик, зубик, кубик, …., ёжик, чижик,…., гномик)

-Миша и Маша уверены, что каждое из этих слов состоит из 3-х частей. Вы согласны?

Докажите.

- Какой оттенок смысла сообщает всем словам суффикс – ик?

- О чём нам говорит нулевое окончание?

Измените (устно).  

- Выполните разбор 3-х любых слов по составу.

- Проверим.  Слайд №10

- У кого такой же разбор? Встаньте. Оцените свою работу.

 -  Кто справился? Оцените свою работу.

-Итак, мы поработали с разными группами слов. С каких точек зрения мы их рассматривали? Можем ли сказать, что между смыслом слов и их составом есть связь?  В какой последовательности выполняли разбор слов по составу?

Самостоятельная работа в тетради упр.52.

- Мы будем учиться находить слова – названия действий в начальной форме; среди них находить слова с одинаковой приставкой; объяснять, от каких глаголов образовались глаголы с приставкой.

Выполнение в соответствии с заданиями.

Слова – названия действий в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

- среди слов выберите слова с одинаковой приставкой. (по-). Приставка ли это?

Обменяйтесь тетрадями с соседом напротив. Оцените его работу.

Самостояте-льная работа. Осуществ-ляют само-проверку, пошагово сравнивая с эталоном.

- Это слова – названия предметов

- Рассказыва-ют правило

- Когда изу-чали, как де-лаются слова)

- Их состав одинаковый

- Из корня, суффикса и окончания

-  Суффикс и окончание

-  Суффикс –их- в словах-предметах показывает, что все эти слова жен-ского пола; окончание –а – все слова – женского рода

Оценивают с помощью цветных кружков.

Под музыку смешива-ются. С оста-новкой му-зыки обра-зуют пары. Обсуждают предложен-ную  тему. А затем вслух.

- У каждого из этих слов есть корень, суффикс и нулевое окончание)

Уменьшите-льно-ласка-тельный

- О том, что сейчас его не видно, а появится оно, если форму слова изменить.

- Лобики, нет зубика, кубики, у ёжика и т.д.)

Оценивают с помощью цветных кружков.

Ответы детей

- Посидеть образовалось от слова сидеть, зна-чит по- это приставка.

Оценивают в оценочном листе под цифрами 1,2,3

Регуля-тивные

(коррек-ция, оценка);

Познавательные (общеу-чебные, логиче-ские)

Комму-никатив-ные

6 мин.

1 мин.

2 мин.

10 мин.

9. При-мене-ние знаний и уме-ний в новой ситуа-ции.

Творческое воспроизведе-ние знаний. 

1. Работа в группе.

- Поработаем группами. Ваша задача из списка слов выбрать только те, которые соответствуют данной схеме.

У каждой группы список слов одинаковый, но схемы слов разные.

Травка, пригорок,  дорожка, весна, подснежник, солнце.

1-я группа – корень+суффикс+окончание.

2-я группа – приставка+корень+суффикс+окончание.

- Оцените работу группы. Оценивают в оценочном листе. Слайд 11.

Выполнение продуктив-ных заданий  на формули-рование воп-росов по те-ме урока.

Работа в группе на местах.  

Каждая группа проверяет  по слайду.

Оценивают работу группы

Коммуникатив-ные  (планирование учебно-го сот-рудни-чества, поста-новка вопросов, пост-роение рече-вых вы-сказыва-ний, ли-дерство и согла-сование дейст-вий с партнё-рами);  Регулятивные (конт-роль, коррек-ция); Общеу-чебные (логические)      

3 мин

2. Выполнение теста «Состав слова».

Должны получить ключевое слово.

Какое слово получилось?  

Слайд 12

Индивидуальная работа на карточках

-Знатоки

Личностные

Регулятивные  

1 мин.

10. Реф-лексия деяте-льно-сти

- Можете ли вы назвать себя знатоками русского языка? Почему? Слайд 13.

Слайд 14.

А сейчас дорисуем смайлики,  они  лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с домашним заданием.
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой, 
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Что затруднило в новой теме

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

Осуществ-ляют самооценку собственной  деятельности

1 мин.

11. До-маш-нее за-дание

- Домашнее задание на дом: ТСР, с.39-40, № 53.

Творческое задание придумать сказку “Про состав слова” ( по желанию)

Записывают в дневник

Список литературы и Интернет - источников

  1. Чуракова Н.А. Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 3.;Каленчук М.Л. Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 2  - М, Академкнига/учебник 2014 .
  2. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.

 3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1991.

  4.Чуковский К. И. Живой, как жизнь. - М., 1966. С. 181-182.

       5. Яндекс.Картинки: поиск избражений в интернете, поиск по картинке.    

           URL: www.yandex.ru/images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс ПНШ

Технологическая карта урока русского языка с использованием ЭОР...

Технологическая карта урока русского языка по теме Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России". Тема "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Состав слова.Закрепление"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Состав слова.Закрепление" для ученика индивидуального обучения с ОВЗ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"

Данный материал поможет учителю провести увлекательно урок обобщения....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...