"Однокоренные слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пеленкова Ираида Николаевна

Конспект урока по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokorennye_slova._konspekt_uroka.docx32.13 КБ
Файл odnokorennye_slova._konspekt_uroka.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  русскому языку в 3 классе

ТЕМА: «Однокоренные слова»

Учитель:  Пеленкова И.Н.

Дата проведения: 10.10.2017 г. 

Класс:  3        

Используемый  учебник:  «Русский язык. 3  класс».

Авторы:   В.П. Канакина,  В.Г.Горецкий

Тип урока:  урок «открытия» нового знания с использованием ЭОР        

Формы работы: фронтальная (Ф),  индивидуальная (И).

Образовательные технологии:  здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные.

Оборудование: интерактивная доска,  компьютер, ЭОР сети Интернет, электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык. 4 класс.

Электронные образовательные ресурсы: http://files.school-collection.edu.ru

1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF

2. http://files. school-collection. *****/dlrstore/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D. html

Цель урока: формировать у обучающихся первичное представление об однокоренных словах и формах слова , учебно-познавательную компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Задачи:

  1. Образовательные: развивать умение распознавать однокоренные слова и формы слов.
  2. Практические: совершенствовать умение определять в слове основу, окончание, приставку, суффикс. Воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка, формировать познавательную активность, воспитывать чувство ответственности каждого за свои действия.
  3. Развивающие: обогащать словарный запас обучающихся, формировать специальные технические умения работы компьютерными программами.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

научатся: распознавать однокоренные слова и формы слова, разбирать слова по составу, устанавливать соответствие слов с моделями слов, устанавливать методы образования однокоренных  слов и их форм у разных частей речи.

получат возможность научится: работать со словарём; классифицировать и объединять слова по их принадлежности к однокоренным словам или к формам слова, раскрывать значение понятий «однокоренное слово» , «форма слова» и использовать их в активном словаре .

Познавательные- овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление, делать выводы; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи.

Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Организационная структура урока.

№ этапа урока

Этап урока

Цель

Время

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика на уровне формирования УУД

I.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Включить учащихся в учебную деятельность

2 мин.

Сегодня нам предстоит быть не просто учениками, а учёными- лингвистами. Кто знает, кто такие лингвисты? Чем они занимаются? Лингвисты занимаются изучением языка, исследуют различные явления языка, делают выводы. Мы будем исследовать такие явление в русском языке как образование новых слов и их форм и делать выводы. Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость открытия новых знаний. Успеха и удачи вам!

Мотивация на изучение новой темы

II.

 Каллиграфичес-кая минутка

Формы работы: И

Проанализировать и записать данные буквы

2 мин.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF

«Каллиграфия».

Предъявляет информационный ЭОР, способствующий правильному написанию букв. Просит назвать сходство и различие между строчными буквами о, а, запись строчки строчных букв о, а. 

Анализирует информационный ЭОР, самостоятельно прописывает буквы в тетради. Самоконтроль.

III.

Актуализация знаний

Формы работы: И, Ф

Актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала.

Создать условия для мотивации учащихся к новому материалу.

5 мин

http://files. school-collection. *****/dlrstore/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D. html

(интерактивные рисунки)

Чтобы провести исследования нам необходимо вспомнить всё о частях слова:               Назовите главную часть слова.(корень).                  Почему она главная?              Что называется корнем? (Общая значимая часть родственных слов).       Назовите изменяемую часть слова, дайте ее определение. (Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении). Назовите части слова, которые служат для образования новых слов.(Приставка, суффикс). Слайд с моделями слов: Рассмотрим модели слов, из каких частей может состоять слово?                                  Какие части присутствуют в каждом слове? (корень, окончание).

 Вспоминают материал о частях слова, который изучали во втором классе. Отвечают на вопросы учителя. Со слайда повторяют определения.

 

Читают информацию на слайде, рассказывают из каких частей может состоять слово.

IV.

Организация деятельности по

изучению нового материала

Формы работы: И, Ф

Создание проблемной ситуации

10 мин.

Дана группа слов (интерактивная доска, слайд): Сила, силища, сильное, силач, усилила, силёнка, силушка, сильный, осилит, бессильный,   непосильный, силы, силе, о силе, силой, силу, сильный, сильная, сильным, сильные, сильному.

Итак, приступаем к исследованию. Сформулируем цель нашего исследования: определить, чем отличаются однокоренные слова, и формы слова.                              Гипотеза: у однокоренных слов и у форм слов есть отличительное качество.         С чего начнём?                  Разберём слова по составу, выделим основу и окончание.   Что общего в этих словах? (Корень, у некоторых слов одинаковая основа).                                Чем они отличаются друг от друга? (В некоторых словах разная основа).         Сравниваем пары слов, где основа разная (сила-силушка; сильный - бессильный) .       Чем отличаются основы в данных словах? Добавляются суффиксы и приставки.

Заполняем таблицу (интерактивная доска, фронтальная работа)

Однокоренные слова

Формы слова

Делаем вывод: у форм слова основа одинаковая, а у однокоренных слов основа разная, добавляются суффиксы и приставки.

Формулируют цель исследования.

Анализируют данные слова, разбирают их по составу, выделяют основу и окончание, наблюдают, сравнивают, делают вывод.  

V.

Физкультминутка

Минимизировать утомляемость обучающихся.

2 мин.

Предлагает сделать упражнения для спины и глаз.

Выполняют упражнения.

VI.

Практикум. Закрепление изученного Формы работы: И, Ф

Закрепление на практике понятий «однокоренные слова» и «форма слова»

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

14 мин.

Предлагается новая группа слов.                                        свет, рассвет, рассветный, световой, светило, светить, высветить, засветить, осветить, посветить.                             Какие это слова?               Почему вы так думаете? Чтобы доказать это необходимо произвести ряд действий:

1. Найди и выдели в слове окончание.

 2. Обозначь основу слова.

3.Посмотреть из каких частей состоит основа.                          4. Сравнить одинаковая основа в словах или разная.                         Делаем вывод какие же это слова? Куда мы их запишем? А теперь образуем формы некоторых слов

Заполняем таблицу (заранее заготовленный шаблон):

Однокоренные слова

Формы слова

свет, рассвет, рассветный, световой, осветить, посветить и т. д.                            

рассвет, рассветы, рассветом, рассвету;

световой, световая, световые и т.д.

Выполнить упражнение «Четвёртый лишний»

Горка, горы, пригорок, гора

Кость, кости, косточка, костью

Дороженька, дороженьку, бездорожье, дороженькой

Носовой, носы, носик, нос.

Лесник, лесная,  лесное, лесной.

Составляют план действий, проговаривают его, действуют по заданному алгоритму.

Определяют однокоренные слова, образуют формы предложенных учителем слов, доказывают правильность своего ответа.

VII.

Рефлексия. Формы работы: Ф, И

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

Оценить собственную деятельность на уроке.

Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока.

5 мин.

Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык 1 класс.

Проверочная работа

Тест        http://files. school-collection. *****/dlrstore/fdb3d96b-2a56-481c-903b-0e9f2ac6e3cf/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D. html

Самостоятельная работа:

1.Образуй ряд однокоренных слов от слова поле.                     2. Образуй формы слова берёза

Самооценка:                  (отвечают да, нет)

1. Я знаю, как образуются однокоренные слова. ______

2. Я знаю, как образуются формы слов._________             3. Мне было интересно на уроке. _________

Выполняют самостоятельную работу, делают выводы о своём новом знании.

Оценивают свои знания


Заместитель директора по УВР: __________/ Марухова Н.Ю./



Предварительный просмотр:

Конспект урока по  русскому языку в 3 классе

ТЕМА: «Однокоренные слова»

Учитель:  Пеленкова И.Н.

Дата проведения: 10.10.2017 г. 

Класс:  3        

Используемый  учебник:  «Русский язык. 3  класс».

Авторы:   В.П. Канакина,  В.Г.Горецкий

Тип урока:  урок «открытия» нового знания с использованием ЭОР        

Формы работы: фронтальная (Ф),  индивидуальная (И).

Образовательные технологии:  здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные.

Оборудование: интерактивная доска,  компьютер, ЭОР сети Интернет, электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык. 4 класс.

Электронные образовательные ресурсы: http://files.school-collection.edu.ru

1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF

2. http://files. school-collection. *****/dlrstore/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D. html

Цель урока: формировать у обучающихся первичное представление об однокоренных словах и формах слова , учебно-познавательную компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Задачи:

  1. Образовательные: развивать умение распознавать однокоренные слова и формы слов.
  2. Практические: совершенствовать умение определять в слове основу, окончание, приставку, суффикс. Воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка, формировать познавательную активность, воспитывать чувство ответственности каждого за свои действия.
  3. Развивающие: обогащать словарный запас обучающихся, формировать специальные технические умения работы компьютерными программами.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

научатся: распознавать однокоренные слова и формы слова, разбирать слова по составу, устанавливать соответствие слов с моделями слов, устанавливать методы образования однокоренных  слов и их форм у разных частей речи.

получат возможность научится: работать со словарём; классифицировать и объединять слова по их принадлежности к однокоренным словам или к формам слова, раскрывать значение понятий «однокоренное слово» , «форма слова» и использовать их в активном словаре .

Познавательные- овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление, делать выводы; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи.

Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Организационная структура урока.

№ этапа урока

Этап урока

Цель

Время

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика на уровне формирования УУД

I.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Включить учащихся в учебную деятельность

2 мин.

Сегодня нам предстоит быть не просто учениками, а учёными- лингвистами. Кто знает, кто такие лингвисты? Чем они занимаются? Лингвисты занимаются изучением языка, исследуют различные явления языка, делают выводы. Мы будем исследовать такие явление в русском языке как образование новых слов и их форм и делать выводы. Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость открытия новых знаний. Успеха и удачи вам!

Мотивация на изучение новой темы

II.

 Каллиграфичес-кая минутка

Формы работы: И

Проанализировать и записать данные буквы

2 мин.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF

«Каллиграфия».

Предъявляет информационный ЭОР, способствующий правильному написанию букв. Просит назвать сходство и различие между строчными буквами о, а, запись строчки строчных букв о, а. 

Анализирует информационный ЭОР, самостоятельно прописывает буквы в тетради. Самоконтроль.

III.

Актуализация знаний

Формы работы: И, Ф

Актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала.

Создать условия для мотивации учащихся к новому материалу.

5 мин

http://files. school-collection. *****/dlrstore/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D. html

(интерактивные рисунки)

Чтобы провести исследования нам необходимо вспомнить всё о частях слова:               Назовите главную часть слова.(корень).                  Почему она главная?              Что называется корнем? (Общая значимая часть родственных слов).       Назовите изменяемую часть слова, дайте ее определение. (Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении). Назовите части слова, которые служат для образования новых слов.(Приставка, суффикс). Слайд с моделями слов: Рассмотрим модели слов, из каких частей может состоять слово?                                  Какие части присутствуют в каждом слове? (корень, окончание).

 Вспоминают материал о частях слова, который изучали во втором классе. Отвечают на вопросы учителя. Со слайда повторяют определения.

 

Читают информацию на слайде, рассказывают из каких частей может состоять слово.

IV.

Организация деятельности по

изучению нового материала

Формы работы: И, Ф

Создание проблемной ситуации

10 мин.

Дана группа слов (интерактивная доска, слайд): Сила, силища, сильное, силач, усилила, силёнка, силушка, сильный, осилит, бессильный,   непосильный, силы, силе, о силе, силой, силу, сильный, сильная, сильным, сильные, сильному.

Итак, приступаем к исследованию. Сформулируем цель нашего исследования: определить, чем отличаются однокоренные слова, и формы слова.                              Гипотеза: у однокоренных слов и у форм слов есть отличительное качество.         С чего начнём?                  Разберём слова по составу, выделим основу и окончание.   Что общего в этих словах? (Корень, у некоторых слов одинаковая основа).                                Чем они отличаются друг от друга? (В некоторых словах разная основа).         Сравниваем пары слов, где основа разная (сила-силушка; сильный - бессильный) .       Чем отличаются основы в данных словах? Добавляются суффиксы и приставки.

Заполняем таблицу (интерактивная доска, фронтальная работа)

Однокоренные слова

Формы слова

Делаем вывод: у форм слова основа одинаковая, а у однокоренных слов основа разная, добавляются суффиксы и приставки.

Формулируют цель исследования.

Анализируют данные слова, разбирают их по составу, выделяют основу и окончание, наблюдают, сравнивают, делают вывод.  

V.

Физкультминутка

Минимизировать утомляемость обучающихся.

2 мин.

Предлагает сделать упражнения для спины и глаз.

Выполняют упражнения.

VI.

Практикум. Закрепление изученного Формы работы: И, Ф

Закрепление на практике понятий «однокоренные слова» и «форма слова»

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

14 мин.

Предлагается новая группа слов.                                        свет, рассвет, рассветный, световой, светило, светить, высветить, засветить, осветить, посветить.                             Какие это слова?               Почему вы так думаете? Чтобы доказать это необходимо произвести ряд действий:

1. Найди и выдели в слове окончание.

 2. Обозначь основу слова.

3.Посмотреть из каких частей состоит основа.                          4. Сравнить одинаковая основа в словах или разная.                         Делаем вывод какие же это слова? Куда мы их запишем? А теперь образуем формы некоторых слов

Заполняем таблицу (заранее заготовленный шаблон):

Однокоренные слова

Формы слова

свет, рассвет, рассветный, световой, осветить, посветить и т. д.                            

рассвет, рассветы, рассветом, рассвету;

световой, световая, световые и т.д.

Выполнить упражнение «Четвёртый лишний»

Горка, горы, пригорок, гора

Кость, кости, косточка, костью

Дороженька, дороженьку, бездорожье, дороженькой

Носовой, носы, носик, нос.

Лесник, лесная,  лесное, лесной.

Составляют план действий, проговаривают его, действуют по заданному алгоритму.

Определяют однокоренные слова, образуют формы предложенных учителем слов, доказывают правильность своего ответа.

VII.

Рефлексия. Формы работы: Ф, И

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

Оценить собственную деятельность на уроке.

Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока.

5 мин.

Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык 1 класс.

Проверочная работа

Тест        http://files. school-collection. *****/dlrstore/fdb3d96b-2a56-481c-903b-0e9f2ac6e3cf/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D. html

Самостоятельная работа:

1.Образуй ряд однокоренных слов от слова поле.                     2. Образуй формы слова берёза

Самооценка:                  (отвечают да, нет)

1. Я знаю, как образуются однокоренные слова. ______

2. Я знаю, как образуются формы слов._________             3. Мне было интересно на уроке. _________

Выполняют самостоятельную работу, делают выводы о своём новом знании.

Оценивают свои знания


Заместитель директора по УВР: __________/ Марухова Н.Ю./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Проект урока по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов

Проект урока·        Учебный предмет русский язык·        УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 3класс Москва. Просвещение 20...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...