корень слова
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Кондратьева Оксана Дмитриевна

корень слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon корень слова67 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по русскому языку в 3 классе по учебнику В. П. Канакина  и В. Г. Макеева Горецкий (Чачть 1,c.74-78)«Школа Росссии»

Тема «Что такое корень слова»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создание благоприятных условий для ознокомления с частью слова-«корень»,  научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о новой части слова «корень» в русском языке, обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Развивающие: содействовать развитию у детей умения выделять корень в словах и уметь находить однокоренные слова, способствовать развитию орфографической зоркости при написании однокоренных слов, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, анализировать, сравнивать и обобщать ранее изученный материал.

Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой и фронтальной работы; для воспитания трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, за продукты собственной деятельности, аккуратности, настойчивости, силы воли, самостоятельности и активности на уроке.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток, гимнастики для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «трудолюбие», «уважение окружающих», «взаимопонимание», «дисциплина», «справедливость»; проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение использовать  усвоенные приемы работы для решения орфографических и пунктуационных учебных задач; осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознавать необходимость самосовершенствования; выражать желание осваивать новые действия; достигать положительных результатов учебного труда.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение; ориентироваться в учебнике, определять понятия, которые будут сформированы на основе изученной темы; представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, следовать инструкциям; выполнять правила работы в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассников.

Предметные: учить умению правильно определять корень слова, находить и различать однокоренные слова, применять их в речи и обосновывать свой ответ; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; соблюдать умения правила правописания и пунктуации в письменной речи.

Основные понятия: часть слова, корень, однокоренные слова, устная речь, письменная речь, цель высказывания.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Ход урока.

I.        Организация начала урока.

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Оксана Дмитриевна.

2.  Проверка готовности к уроку.

-  Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать-отметку «пять»!

У:Кто готов   начать урок?(Поднимите руки)

У.: Кто готов учиться? Поднимите руки.

У.: Кто готов помогать друг другу?

У.: Кто готов размышлять и узнавать новое?

У.: Молодцы! Все это нам понадобится, чтобы хорошо учиться и познавать новое и интересное.

II.        Актуализация умений и знаний.

Повторение пройденного материала

  1. Фронтальный опрос

У: Ребята, с чем вы познакомились на предыдущем уроке?

Д: Мы познакомились с понятием «разделительный мягкий знак»

У: Что же такое «разделительный мягкий знак»? Какие вы можете привести примеры слов, в которых есть разделительный мягкий знак?

Д: Компьютер, мышь, несчастье, друзья, нельзя, ателье, семья, вьюга, ручьи.

У: - Молодцы, вы хорошо работали на предыдущем уроке и хорошо усвоили тему.

III.        Каллиграфическая минутка

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, сегодня четвертое октября.

Сегодня мы будим писать заглавную и строчную буквы «У, у»

У-начинаю писать чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки, пишу начальное закругление, вправо не доводя до линии, дины пишу короткую наклонную линию с закруглением внизу влево касаясь верхней линии рабочей строки, довожу до высоты первого элемента, пишу удлинённую наклонную линию с закруглением влево касаясь нижней линии рабочей строки до её середины.

у- начинаю писать от верхней линии рабочей строки, пишу короткую наклонную линию с закруглением внизу вправо касаясь нижней линии рабочей строки, довожу до верхней линии рабочей строки не отрывая руки пишу удлинённую наклонную линию с петлей внизу чуть ниже середины дополнительной строки,  пересечение на нижней линии рабочей строки до её середины.

Картинки по запросу каллиграфические минутки на букву с

IV. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

У: На какую тему все эти слова?

Д: Все эти слова относятся к времени года – зима.

У: И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

 У: А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)

V.        Открытие новых умений, знаний.

 Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

У: Пишем с большой, через запятую. ( Дети делают запись ). В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными?

 Д: Родственные слова -это близкие слова по смыслу.

 У: Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

 Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

У: -Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

У: Что увидели

Д: в некоторых словах есть общая часть.

У: Назовите эту общую часть.

Д: зим-.

У: Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

У:  А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов?

Д: корень

У:  Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.

Д: Родственными называются  слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

У: Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. Д: Зима, зимушка, зимовать, зимний.

У:Какое новое понятие вы сейчас еще узнали?

Д: корень слова.

У: Какие слова называются родственными ?

Д: Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.

У: А теперь посмотрим правило в учебнике на с.74, как там сформулированы эти понятия.

 Правильно мы все сформулировали правила. Значит мы молодцы.

У: Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках?

Д: Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики».

Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.

        1 ряд - - лис-

        Лиса, лист, лисонька, лисий.

                                2 ряд - - мор-

                                 Морской, моряк, море, мороз.

                                                                3 ряд - - вод –

                                                                 Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

 -Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

 -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .

VI.        Физминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

VII.        Открытие новых умений, знаний (продолжение).

1.Выполнение упражнений

Алгоритм выполнения упражнения

1-Откройте учебник на с. 30. Прочитайте задание из упр. № 2.

2-прочитайте задание.

3-как вы поняли задание.

4-выполните задание устно.

5-выполните задание в тетради письменно самостоятельно.

6-проверьте как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ и проверка учителем).

7-оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

 Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.

Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 130 из учебника на странице 74.

Проверяем выполненное задание .

Групповая работа.

Делимся на группы и выполняем упражнение№ 132 на странице 74.     

Самостоятельная работа 

Упражнение № 137 на странице77.    

    VIII.        Закрепление открытых умений, знаний.

У: Закройте свои учебники, отложите их на край парты. Сейчас я вам раздам листочки, где написаны слова, ваша задача распределить их в 2 колонны.

Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.

1-Однокоренные слова.

2-Два и более корня.

Носорог, творог, стеклорез, ледоход, зимний, пешеход, рыболов, водопад, ветер, ветерок, водомер, цветок, голубок.

IX.        Итог урока. Рефлексия.

У: Какую цель ставили сегодня на уроке?

У: Достигли эту цель? Докажите.

У: Посмотрите на карту успеха и поставьте себя на «Лестницу достижений»: если удалось выявить причину затруднения, закрепил без затруднений новые знания, без ошибок выполнил самостоятельную работу, без ошибок выполнил задание из учебника, поставьте себя на верхнюю ступеньку; если допустили ошибки в самостоятельной работе и в упражнении из учебника – на вторую ступеньку; если осталось еще много затруднений – выберете другую ступеньку.

У: Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (Потренироваться)

У: Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет?

Домашняя работа:

У: Выполнить упражнение № 139на странице 78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...