Согласные звуки С и Сь
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Краснова Елена Игоревна

Конспект  к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки С и Сь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе. ( 1четверть)

ТЕМА: "Буквы С, с, звуки [с], [с]"

Составила и провела: Краснова Е.И. ( учитель начальных классов ГБОУ №106 Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ -сформировать знания о новых звуках [з'] [з] и буквах , обозначающих  их на письме;  учить выполнять звуко-буквенный анализ слов с этой буквой;  закрепить знания учащихся об изученных буквах и звуках;

РАЗВИВАЮЩИЕ  -развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила; расширять кругозор.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ -воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, любознательность.

Умения:

Личностные : проявлять интерес к изучению темы, желание узнать о новой букве и звуках.

Предметные: рассказывать о новых звуках и букве, обозначающей их на письме, выделять новые звуки из слов.

Метапредметные:

Познавательные:, группировать и классифицировать все изученные буквы  по разным признакам, использовать разные источники для выполнения учебного задания, использовать приобретенные знания в жизни

Регулятивные: организовывать свое рабочее место в соответствии с предстоящей работой, выполнять учебные задания в соответствии  с целью, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его.

Коммуникативные: формулировать высказывания , собственное мнение и позицию, активно вступать во взаимодействие с партнером при помощи речевых средств , согласовывать свои действия при работе в группе или паре.

Методы:наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый

Формы проведения урока: индивидуальная, парная, разноуровневая, учебный диалог.

Оборудование :РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – набор индивидуальных сигнальных карточек, индивидуальный светофор успеха, набор слова к уроку для работы в паре.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ – снежинки, солнце, зеркало, карточки для составление плана урока, звуковички( 2), фломастеры, карточка с буквами, лента букв.

Ход урока:

I. Организационный момент:

- Вышли все из – за парт. Встали красиво. Здравствуйте ребята! - Улыбнитесь, повернитесь друг к другу и подарите свои улыбки друг другу, а теперь повернитесь к гостям и подарите улыбки им.      

-Улыбки, как известно, располагают к приятному общению. Тихо сели…….

-А теперь настроимся на работу  - откроем  наш ум и сердце навстречу новым знаниям и, раскрыв ладони рук, произнесём  нашу волшебную фразу: «Я хочу сегодня на уроке многому научиться!». А волшебную потому, что и урок сегодня не совсем обычный, а немного волшебный!  

-Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Давайте их повторим.

 Слайд №1(из презентации к семинару выбирают необходимое)

1.Не выкрикиваем;                              3.Не перебиваем друг друга;

2.Мы слышим друг друга;                   4.Учимся работать сообща;                  

II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

1.Побуждающий диалог - постановка проблемы

- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. 

На доске неоформленная схема-человечек

                                                   Нарисовать

Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? (Работа в парах)

- Урок «открытия» новых знаний, так как схема не  раскрашена, и на ней нет буквы.

-Верно, Звуковичок очень просит нас о помощи! Он забыл какую букву и звуки обозначает!

- Что же мы сегодня будем «открывать»?

- Новый звук и новую букву для Звуковичка.

2. Проведение звуковой разминки   Слайд №2(показ этих явлений)

- Какой звук будем «открывать»  вы узнаете из языковой разминки.

-Вспомните, какой звук издаёт насос, выпуская тихо воздух? (мягко, тихо).

-Как шумят снежная вьюга, метель? (твердо, зло).

- Какой звук у проколотой велосипедной шины ? (мягко, тихо).

-Как взлетает космический корабль? (твердо).

-Какие звуки услышали?

-Давайте вместе еще раз произнесем эти звуки! 

3. Подведение к формулированию темы (Работа в группах)

- Сформулируйте тему нашего урока!

-Звуки [с], [с*] и буква с , обозначающая их  на письме.

- Каковы  задачи нашего урока? Чему мы должны научиться?

- Узнать всё про новые звуки и новую букву. Научиться читать слоги и слова с буквой с.   

 

-Букву С нам надо знать,

Чтобы слово прочитать,

Смех, смекалка, самолет-

Буква С зовет в полет!

-Согласны отправиться в космическое государство на планете Марс, чтобы всё узнать  про новые звуки и  букву?

-Если мы сумеем без ошибок выполнить это задание, то сможем помочь Звуковичку!!1

-Но посмотрите ,сколько всего необходимо для полета! И смех, и смекалка, и самолет!

-А что обозначают эти слова? 

-Посоветуйтесь друг с другом! (Работа в парах)-  Проверка

«Смекалка» по словарю Ожегова (Я).

-Что еще может потребоваться нам в полете?

-Все это действительно пригодится нам сегодня на уроке!

-На чем предлагаете лететь? (на ракете).

-Но прежде чем начать путешествие, нужно изучить язык марсиан, которые понимают только жесты - говорить они не умеют. Поэтому потренируем наши пальчики для общения с Марсианами!

-В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя! 

-Итак, все готовы к полету! Но ведь каждый знает, что полет в космос очень ответственное дело и даже опасное! Наши знания могут пригодиться в любой момент для принятия правильного решения! Давайте повторим все, чему мы уже смогли научиться на уроках обучения грамоте!

- А повторять мы будем,  дополняя мои предложения.

- Кто знает,  поднимает руку!

1. Текст  состоит из…………….

2.Предложения на письме  отделяются друг от друга…..

3.Начало предложения пишется…….

4. Предложение состоит из………..

5.Слова в предложении пишутся…….

6.Слова в предложении связаны между собой по …….

7.Части слова, в которых обязательно есть гласная,   называются…..

8.п, с, а, т, р, л  это……

9. Звуки бывают………

10. Гласные в слове бывают…..

11. Ударных гласных в слове …..

12.Сколько в слове гласных столько и…….

13. Гласные на схеме обозначаем цветом………

14.Звуки умеющие шипеть, кряхтеть, шуметь это звуки……

15. Согласные могут быть……………….

16. Твердые согласные на схеме обозначаем……………..

17. Мягкие согласные на схеме обозначаем……………..    

-Поздравляю всех членов экипажа нашего космического корабля с успешным прохождением предполетной подготовки!

Слайд №3(стихотворение)

Космическая музыка

-Всех с мягкой посадкой!

-Мы на Марсе! Слайд №4(виды Марс а)

IV. Актуализация имеющихся знаний

- Пришло время познакомиться с новыми звуками и буквой.

 -Чтобы узнать на какой планете (гласных или согласных)   проживает этот звук, давайте проведем наше первое исследование!

-На какую планету мы прибыли?  (Марс)

-Произнесите это слово, голосом выделяя последний звук!

-Назовите этот звук!  (С)

- Как произносится звук? (с преградой во рту)

-Воздух свободно проходит через рот?

-Какой же это звук? (согласный)

-Как называют жителей планеты Марс? (Марсиане)

- Произнесите слово, голосом выделяя четвертый звук! 

-Назовите этот звук!  (С*)

- Кто сразу догадался, какой же это звук? ( СОГЛАСНЫЙ)

-Произносим с преградой во рту?

-Итак, что общего у этих звуков?

-Значит мы с вами на какой планете? (Согласных)

- Нам нужно всё узнать про эти звуки. Раз они согласные, что мы можем еще про них узнать?

- Мягкие  или твёрдые, звонкие или глухие?

-Давайте узнаем, какие это звуки, звонкие или глухие?

--Произнесите  слова Марс и Марсиане, голосом выделяя новые звуки!

- Они глухие!

-Как узнать, бывают ли эти звуки твёрдыми или мягкими?

 - Послушать, как они звучит в словах .

Физминутка

-Я буду называть слова, а вы слушайте внимательно! Если слышите звук [с]-хлопок в ладоши, если звук [с*] –тихо стучите ладошками по парте ,а если в слове нет новых звуков-то руки кладете на парту!

Слова:  космос, Марс, вселенная, скафандр, комета, Сатурн, метеорит, марсоход, марсианин, галактика.

-Что можете сказать? (бывают твёрдыми и мягкими)

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЕ МЕСТА НА ЛЕНТЕ БУКВ.

- А кто знает имя буквы, которая обозначает эти новых два звука? ( эс). Произнесем хором.

- А теперь давайте посмотрим на  место нашей новой буквы в ленте букв.

- Кто догадался почему она  размещена на синем поле? ( обозначает Согласные звуки)

-Почему находится в нижнем ряду? (там глухие)

-Кто знает имя пары нашей буквы?

-Для успешного возвращения на нашу планету мы должны выполнить последнюю задачу, которую ставили перед собой в начале урока. Научиться читать слоги и слова с буквой С.

-Работа с учебником стр.60. Чтобы вам было удобнее, то что напечатано в учебнике, вы можете видеть на экране доски. (СЛАЙД №5) +схемы слов на слайде+многозначные слова(СЛАЙД №6)

-Все исследования нами проведены, мы добыли весь необходимый материал для помощи Звуковичку. (СЛАЙД №7)

- Мы можем со спокойным сердцем возвращаться домой. (СЛАЙД №8) вид Земли из космоса и космическая музыка.

-

6. Итог урока.

- Наш урок подошел к концу.

-Чем учились сегодня на уроке?-

- С какой новой буквой познакомились на уроке? ( Эс) 

-Давайте повторим еще раз повторим все, что мы узнали о новой букве…….( Буква ЭС обозначает…….)       (Работа в группах)

-Что понравилось?

-Кто доволен своей работой на уроке?

-Кому понравилось, как работал весь класс?

-Кого из одноклассников вы хотели бы похвалить за работу на уроке? Почему?

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

-Вы только что вернулись из космического путешествия! Вы почувствовали на себе трудности этого путешествия, вы сумели применить знания, полученные ранее, для открытия нового, вы помогли Звуковичку вспомнить какую букву и звуки он обозначает, вы совершенно определенно, как настоящие герои, заслужили награду. Вы растете мужчинами. Каждый настоящий мужчина умеет давать оценку своим действиям. Оцените свою работу на уроке раскрасив орден в соответствующий цвет. (СЛАЙД №9).

-Покажите гостям свою оценку….. Молодцы.

- Встали все. Урок окончен. Спасибо за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласный звук «л». Строчной согласный звук «Л».

- познакомить со звуками [л], [л ] и буквой «л»;- отрабатывать навык слогового чтения слов с изученными буквами;- обогащать словарный запас учащихся;- развивать интерес к чтению;- научить писать...

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов

Презентация к уроку по теме "Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов". Программа "Перспектива", 2 класс...

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...