Конспект урока по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Правописание падежных окончаний  

имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Правописание падежных окончаний  

имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Учитель: Кешокова Татьяна Ивановна

Тема урока

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Тип урока

Урок открытия нового знания  

Цель урока

Научить правильно, писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Развивать умение распознавать падеж имен прилагательных; развивать орфографическую зоркость, внимательность, творческие способности;

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания падежных окончаний имен прилагательных мужского 
и среднего рода в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, указывать род, число и падеж имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с правилом написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; составлять словосочетания с именами прилагательными, указывать род, число и падеж имен прилагательных; выделять окончания имен прилагательных

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя), поиск и выделение необходимой информации; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

Регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; сличение способа действия и его результата  с заданным эталоном;

 Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные 
результаты

Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга»,  и т. д.;

 планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

Средства

Оборудование

Учебник “Русский язык, 4 класс”.

Компьютерная презентация в формате Microsoft Power Point.

Карточки для коллективной работы на доске.

Индивидуальные карточки для учащихся.

мультимедийная презентация

Методы обучения

Наглядный, проблемный, частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный

Формы обучения

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

         

                                                                              Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации

Актуализация знаний

Добрый день, ребята!

-Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работою нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас  ощутит свой успех.

- Давайте напомним девиз работы на уроке:

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится. (слайд №1)


Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.

Какое сейчас время года? В какие игры вы играете зимой?

- Любите ли вы  катания с горки?

Игра «Горка» (слайд №3,4)

    д.кабрь

         м.тель

             вор.бей

                     мес.ц

                         пр.красный

                                дер.во

- Какое слово лишнее? Почему?

- Составьте предложения, используя 2,3,4 существительных.

- Выпишите существительные с безударной гласной Е.

- Подберите к ним прилагательные, отражающие основные признаки каждого из них.

декабрь суровый (морозный)

метель снежная (сильная) 

дерево высокое (могучее)

- Что такое имя прилагательное?

Настраиваются на доброжелательное отношение.

Запись в тетради

Записывают и проверяют с помощью сигнальных карточек и по эталону.

Дают определение ими прилагательного

Регулятивные УУД:

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные УУД:

-формировать  умение слушать и слышать.

2.Целеполагание

Самоопределение

к учебной деятельности

Нацеливание на определение темы и учебной задачи урока.

На доске записаны словосочетания с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание. Необходимо дописать словосочетания.

По …ому небу,  к ……ому цветку, по …….ему  другу, к …..ему морю.

Проблемный вопрос:

- В каком падеже должны быть имена прилагательные?

- В каком роде?

- Докажите.

- Предположите, о чём мы с вами будем говорить на уроке?→Будем говорить о прилагательных в дательном падеже.

 - Сформулируйте задачу урока.→ Научимся правильно писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

- Сформулируйте тему нашего урока.

Какие задачи поставите перед собой, использую слова на слайде .

-Да, вы правы! Сегодня мы остановим наше внимание на правописании окончаний именприлагательных  мужского и среднего рода в дательном падеже (слайд №5,6)

Возьмите оценочный лист, поставьте +, если знаете ответ, если нет, поставьте -.

Работаем в первом столбике

Оценочный лист

Начало урока

Конец урока

Вопрос имен прилагательных  мужского и среднего рода в Д.п

Окончания прилагательных  мужского и среднего рода

Алгоритм  определения падежа имен прилагательных

Записывают словосочетания в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

В дательном.

В мужском и среднем.

Определяют тему урока «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в  дательном падеже»

Я хочу:

 -узнать, …

- узнать, какие…

- понять, как …

Я хочу научиться:

- находить…

-составлять…

- обозначать…

Выполняют оценочное действие в оценочном листе

Регулятивные УУД:

 -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные УУД:

- поставить и решить проблему.

Личностные УУД:

- развивать познавательные интересы учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

- слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

  1. Работа по теме урока

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1.Объяснение нового материала.

 Работа с электронным приложением

- Сформулируйте правило. Прослушайте, как оно звучит в электронном приложении.

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные в дательном падеже.? (Какому?)

-Какие окончания имеют имена прилагательные в дательном падеже? (-ому,-ему)

- Прочитайте предложение, спишите, над словами  поставьте знак ударения,    вставьте пропущенное окончание.

Только верн…     другу доверишь свою тайну.

 - Что можете сказать про окончание прилагательного?→Безударное.

 - Можно ли сказать, что гласная в   безударном  окончании прилагательного – орфограмма?

 - Давайте составим порядок рассуждения для определения написания безударного окончания имён  прилагательных (алгоритм).      

-Поработайте в группах.

 (Детям выдаётся алгоритм  с перепутанными номерами высказываний.)

-Проверьте.

- У кого так  же. (Слайд 7)

1. Найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

2. Определить падеж,  число и род  имени существительного и прилагательного.

3.  Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

4. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.

5. Написать окончание.

-Вы составили  алгоритм правописания безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в  дательном падеже.

 Первичное закрепление знаний. 

  Упражнение 40 (с комментированием)

– Прочитайте. Назовите сказки.

– Спишите, вставляя пропущенные окончания. Над именами прилагательными укажите их род 
и падеж.

– Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных

Анализируют формулировку правила (понятия), данную на диске. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Делают вывод: имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос «какому?» и имеют окончания -ому-ему

Применяют новые знания на языковом материале.

Выполняют аналитические упражнения.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывают, вставляя пропущенные окончания. Указывают род и падеж имен прилагательных.

Идут они по дальн… (м. р., Д. п.) пути, по широк… (ср. р., Д. п.) полю, и захотелось Иванушке пить.

По щучь… (ср. р., Д. п.) веленью ведра сами пошли в гору.

Покатится яблочко по серебрян…  (ср. р., Д. п.) блюдечку, и предстанет Финист – Ясный сокол.

Выполняют морфологический разбор слова.

(По) блюдечку – сущ., по чему?, нач. ф. – блюдечко, неодушевленное, нарицательное, ср. р., 
2-е скл., ед. ч., Д. п., дополнение

Познавательные УУД:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка

-Я называю прилагательное. Если оно мужского рода, вы приседаете. Если  женского – руки в стороны. Если среднего- руки вверх.

Деревянный, высокая, прилежный, вкусное, быстрая, толстый, нежное, ласковая, сливочное, волшебная, дешёвый, глубокое, модная, сладкий, красное.

Учащиеся выполняют задания в процессе физминутки.

6. Закрепление изученного материала

Самоконтроль, взаимоконтроль

Включение в систему знаний

 1)  Упражнение 41 (работа в парах)

– Прочитайте. Запишите ответ на вопрос, употребляя в нем данные в скобках словосочетания в нужном падеже.

– Укажите падеж имен прилагательных, выделите их окончания.

2) Самостоятельная работа. Тест.

(карточки на столах у детей)

-Вставить окончание, отметить букву правильного ответа.

1. К глубок…. Оврагу    А)-ему   Б)-ому 

 2 . По  син… морю        А)-ему   Б)-ому

3. К весел… празднику  А)-ему   Б)-ому

4. По огромн… мосту     А)-ему   Б)-ому

5.  К  хорош…  другу     А)-ему   Б)-ому

6. По  широк… полю      А)-ему   Б)-ому

Ответы :      1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б. (слайд №8)

Карточка.

2) Творческая  работа.(определить, падеж, число, род им.прилагательного, вставить окончание)

в (         ) зимн… (падеж, число, род) лесу

под (          ) бел…  (падеж, число, род) одеялом

по (          ) перв…. (падеж, число, род) снегу

к (          ) красногруд…( падеж, число, род ) снегирю

около  (        )  заснеженн… (падеж, число, род ) поля

(          ) ранн… (падеж, число, род ) утро

- Составь текст, используя слова и словосочетания.

Кормушки, сильные морозы, на старом тополе, к веточке прикрепили, узнали по ярко-красной грудке, рады прилёту.

 - Можно для составления текста использовать словосочетания, которые были в  карточке.

Записывают ответы на вопросы. Выделяют окончания имен прилагательных. Каждая пара выбирает по 1 вопросу.

С ранн… (Р. п.) утра до поздн…. (Р. п.) вечера дятел стучал по дереву. Пчелка летела из пчелин…  (Р. п.) улья к душист…  (Д. п.) клеверу. Корабль плыл по син…. (Д. п.) морю мимо скалист… (Р. п.) острова к далек…  (Д. п.) горизонту. Дети радовались ясн… (Д. п.) утру, 
зимн… (Д. п.) солнцу и пушист…  (Д. п.)снегу.

Тренируются в правописании окончаний прилагательных в  дательном падеже.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверка по эталону

Регулятивные УУД:

– действовать по инструкции в задании,

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

 – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

5.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Домашнее задание  (слайд №9)

- Предлагаю вам задания двух уровней:

1 уровень средней сложности (задания написаны на голубых  карточках)

2 уровень повышенной сложности (задания написаны на желтых  карточки)

- Вернемся к целям нашего урока. (слайд №10)

- Что вы сегодня узнали на уроке?

- Чему научились?

- Заполните оценочный лист (второй столбик).

- Произошли изменения? Исчезли минусы?

-Если минусов нет, то я думаю, что цель, которую вы ставили перед собой на уроке, вы достигли!

- За что вы могли бы себя похвалить?

- А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

- А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – поднимите синий квадратик.

Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – красный квадратик.

- Я благодарю всех присутствующих. Урок окончен. До свидания (слайд №11)

Учащиеся определяются с объемом и содержанием д/з.

1 уровень

Напиши существительные и прилагательные в дательном падеже.

Разговаривал по (городской телефон), приготовил к (новогодний праздник), подошел к (новый дом), поехал к (дальнее озеро), шли по (ветхий мостик), помогал ( лучший друг).

2 уровень

Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки.

К высокая  берегу, по родная селу, горячее киселю, к большая дому, по  пушистое снегу, по  голубым небу, к открытого окну.

Анализируют свою собственную деятельность.

Знакомятся с притчей, обсуждают.

Обсуждение .Ребята пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД:

 - осознавать качество и уровень усвоения и овладения теми или иными учебными действиями.

Личностные УУД:        

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные УУД:

- рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. с мягким согласным на конце основы"

Много лет работаю по развивающей системе Л.В. Занкова, но каждый раз меня волнует вопрос, как пробудить интерес детей к занятиям русского языка, как научить грамотно писать. Предлагаю разработку урока...

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

Конспект  и презентация урока русского языка в 4 классе. Работа построена на основе деятельностного метода с получением продукта на основе изученного материала. Виды работы на уроке позволяют зак...

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Конспект и презентация  к уроку русского языка в  4 класс, УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной. Урок разработан в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе" 4 класс. Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о склонении имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода,  формирование умения распознавать падежи и правильно писать безударные...

Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Цель урока: Сформировать представление о написании  окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...

Урок "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже"

Научить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже....