Конспект урока русского языка "Части речи" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Светлана Петровна Будз

Тема:  Части речи.

Характеристика деятельности обучающихся: умение   распознавать  по изученным признакам слова различных частей реи, классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное), подбирать примеры слов изученных частей речи. 

Планируемые результаты: понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают роль русского языка как государственного языка. 

 Личностные результаты:   принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Метапредметные:

Регулятивные:  выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 Познавательные: учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

 Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-Б классе

Тема:  Части речи.

Характеристика деятельности обучающихся: умение   распознавать  по изученным признакам слова различных частей реи, классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное), подбирать примеры слов изученных частей речи. 

Планируемые результаты: понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают роль русского языка как государственного языка. 

 Личностные результаты:   принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Метапредметные:

Регулятивные:  выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 Познавательные: учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

 Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 

Форма организации познавательной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, « кирпичики» для постройки дома.

                                                            Ход урока.

  1. Орг. момент.

                                                    Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

                Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

2. Актуализация опорных знаний.

1)  Минутка чистописания.                  

Эээп Эээп

- Какая буква часто встретилась в соединении?

Отгадайте, какое словарное слово мы выучим на уроке?

Вдаль, к деревням, городам
Он идет по проводам,
Светлое величество!
Это … (Электричество)

- Запишем это слово, подберём родственные (однокоренные) слова.

Электрик, электричество, электронная.

-Найдите общую часть всех слов. Как их можно назвать? На какие вопросы отвечают эти слова?

2). Словарная работа.

 (Демонстрация слайдов 1 - 8).

Отгадайте загадки. Отгадки в тетрадь запишите самостоятельно.

1. Это слово-сладкое лакомство для ребят.

Кто ж из вас не любит…? (Шоколад).                                                                                                  

2. Лист бумаги по утрам

По квартирам носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

У нее ряд в ряд

Буквы к буквам стоят. (Газета).

3.Без этого транспортного средства к звездам не полетишь. (Ракета).

4.Бусы красные висят,                                      

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)                      

5.Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко).                                                                                          

6.Очень я вкусен и всеми любим,

И торта младшенький браток.

А зовут меня…(Пирог).

7.Красный нос в землю врос,

А зеленый нос снаружи.                          

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

- А теперь поменяйтесь тетрадями в парах. Оцените работу соседа.

Проверьте по ключу (Слайд 9)https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=1572a73ddc363967ea287c7fe4378236&n=21

ШОКОЛАД

ГАЗЕТА
Р
АКЕТА

МАЛИНА
ЯБЛ
ОКО

ПИРОГ

МОРКОВЬ


- Какие проверяемые орфограммы есть в этих словах? Расскажите правило?


- На какой вопрос отвечают все эти слова? Чем они похожи между собой?  Приведите примеры слов, которые бы отвечали на такой же вопрос?

3. Сообщение темы и цели урока.

- А как мы можем назвать все эти слова?

- О чём мы будем сегодня говорить на уроке?

4. Изучение нового материала.

1) Слово учителя.

Наша речь состоит из слов. Все слова русского языка делятся на несколько групп, которые называются части речи.

 Из них, как из кирпичиков строится наша речь. Одна из самых главных частей речи присутствовала в отгадках, которые мы записали.

 На какой вопрос отвечали все эти слова? Что они обозначали?  Приведите примеры. Запишите в паре 3 слова, которые отвечают на вопрос что?, 3 слова, которые отвечают на вопрос кто? (работа в группах)

- Мы заложили первый кирпичик для строительства нашего дома. (Слайд 9)

Человек знакомиться с миром, знакомиться с разными предметами и хочет больше узнать о них, оценить их свойства, описать особенности.  Поэтому напрашивается вопрос, а какой этот предмет? Имя существительное всегда сопровождает эту часть речи, описывает признаки предметов. Что это за часть речи?  Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры.  Запишите 3 примера в тетрадь (работа в группах) (Слайд 10)

Трудно представить ситуацию, когда жизнь застынет на месте, когда вокруг нас ничего не будет двигаться, происходить, перемещаться. Существует удивительная часть речи, которая приводит в действие всё, что нас окружает.  Кто догадался? Что это за часть речи? На какие вопросы она отвечает? Что обозначает? Приведите примеры (устно, поочерёдно каждая группа) (Слайд 11)

2). Выборочный диктант.

Выберите и запишите  только глаголы. (Слайд 12)

Обеднеть, избежать, доверять, беглец, береговой, переходить. Болеть, беловатый, выбрать, свалить, холодильный, великан, вариться.

- Какое правило встретилось в каждом из этих слов? Как проверить безударный гласный?

Если буква гласная

Вызвала сомнение.

Ты её немедленно

Поставь под ударение. (Устная проверка по цепочке)

3) Слово учителя (продолжение)

Кроме этих частей речи ест ещё и другие (стр. 3 – чтение правила.)

- Так сколько в русском языке частей речи? (Всего в русском языке 10 частей речи).

- Какие части речи мы ещё не назвали? ( Продолжаем «строительство дома»)

- С какими частями речи мы уже достаточно хорошо с вами знакомы? (Слайд 13)

- Найдите в списке неизвестные части речи.  Молодцы (учитель приводит пример каждой части речи). В дальнейшем, на уроках русского языка мы изучим с вами все эти загадочные «кирпичики» нашей речи.

5. Закрепление изученного материала.

1). Выполнение упражнения 2 стр. 4

- Какие части речи названы в стихотворении?

- Какие ещё части речи вам известны?  Выпишите из стихотворения по 1 – 2 слова, которые относятся к данным частям речи?(по образцу учебника)

2) Составить предложения и определить части речи.

Как домик мы сегодня собирали, строили, так и построим предложения, которые рассыпались.  Ведь это проказы нашего дедушки  Путалкина. (Слайд 14)https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=263794333d5cd878bd17408734b6a735&n=21

И, птицы, запеть, проснуться.

Подбежать, река, горная, к, мы.

Друг, хорошо, иметь, верный.

3) Письмо по памяти. Определить части речи.

Перепёлка перепелят прячет от ребят.

6. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 15)

Закончи фразу.

- Сегодня на уроке я …
- Самым полезным, интересным на уроке для меня было…
- Я встретился с трудностью при …
- У меня хорошо получилось …
- Мне это необходимо для … -

Части речи нужно знать!

Как богатырей могучих ряд,

На страже красоты родного

Языка они стоят!

7.  Домашнее задание. Стр. 5 упр. 5, правило.

Дома спишите старательно,

Повторите правило внимательно.

Завтра всё расскажете,

Знания покажите.

В дальнейшем будем

Несомненно, мы части речи изучать,

Надеюсь, дети, все на пять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Знакомство с частями речи".

Урок составлен  с использованием современных педтехнологий, позволяющих активизировать позновательную деятельность учащихся....

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Состав слова с позиции его значимых частей».

Образовательные:          -уточнить  понятия   «корень»,   «основа»,   «приставка»,...

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Части слова. Приставка»

Конспект урока с использованием электронных материалов с сайта Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. УМК "Школа 2100". ФГОС...

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Имя существительное как часть речи....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи....