Урок русского языка "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Крылова Раиса Викторовна

Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Цель: создать условия для формирования знаний о дополнении как второстепенном члене предложения, для отработки умения находить в предложении дополнение.

Планируемые результаты:

Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям, строить речевое высказывание в устной и письменной форме наблюдать,    характеризовать, анализировать, сравнивать.

Предметные: различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения; находить дополнение; различать члены предложения.

Личностные: освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу; развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_r_ya.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Цель: создать условия для формирования знаний о дополнении как второстепенном члене предложения, для отработки умения находить в предложении дополнение.

Планируемые результаты:

Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям, строить речевое высказывание в устной и письменной форме наблюдать,    характеризовать, анализировать, сравнивать.

Предметные: различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения; находить дополнение; различать члены предложения.

Личностные: освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу; развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом.

Ход урока:

1. Орг. момент:          ( Сл. 1 )

- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их, тихонько присядьте.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесёт нам радость общения друг с другом.                        ( Сл. 2 )

- Из россыпи слов сконструируйте предложение: (большой, удача, успех, с, малый, начинается)

- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?                 ( Сл. 3 )

- Чем будут для нас эти слова?

- Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые. У каждого из вас есть маршрутный лист, в котором вы будете трудиться и оценивать себя после каждого выполненного задания.

- Вот первое: вставьте пропущенные буквы в словах.           ( Сл. 4 )

- По какому орфографическому признаку мы можем разделить данные слова на две группы?                                                                                                                         ( Сл. 5 )

- Давайте составим предложение со словом весна. ( Весна дарит нашему сердцу незабываемую радость. )

- Выполните синтаксический разбор данного предложения. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

- Обведите в кружок выделенные  буквы, какое слово получилось? ( Д…нёк, враг, п…ляна, обл…ко, л…сок, н…беса, ручёк, в…сна,  с…ница, вет…р. )

- Кто готов сформулировать тему урока? ( дополнение )                                        ( Сл. 6 )

- Какие учебные задачи поставим? (  повторить, что такое дополнение, какую роль играет в речи человека, находить дополнение в предложении, продолжать учиться работать в паре, группе )

- А сейчас поработаем в группах конструкторского бюро, соотнесите слова с понятиями:                                                                                                                    ( Сл. 7 )

корень        части слова

подлежащее        части речи

приставка        члены предложения

окончание        

глагол

существительное

сказуемое

прилагательное

дополнение

- Проверяем.                                                                                                                  ( Сл. 8 )

- Итак, что такое дополнение?

- Как отличить дополнение от определения? ( дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного)

- Как отличить дополнение от обстоятельства? ( дополнение-это предмет, а обстоятельство уже не предметно )

- Где мы можем себя проверить? ( в учебнике, с. 69, правило. )

- Как вы думаете, зачем мы снова будем работать с дополнением? ( чтобы узнать что-то новое )

- Я предлагаю вам поработать в парах и  выступить в роли исследователей. ( Сл. 9 )

- Перед вами словосочетания. Какой частью речи выражено главное слово, зависимое?

- Объясните, по какому принципу словосочетания разделены в два столбика?

ждать весну             

приходит со звоном

увидеть подснежник            

говорить о погоде

слышать капель                   

пробуждается от сна

- Есть предлоги и нет. Каким членом предложения являются зависимые слова?

- Определите вид дополнения. Почему не можем? ( не знаем как ). Давайте действовать.

- Я предлагаю вам определить падеж имён существительных.

- Сейчас попробуем вместе. Перед вами памятка, давайте заполним её. Если…., то…

Дополнение – это второстепенный член  ( Сл. 10 )

предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей

     КОСВЕННОЕ

ПРЯМОЕ

п.д.                                                                                                       к.д.

1) в В.п. без предлога                                                        1.) в косвенных падежах с предл.

2.)                                                                                        2.)

3.)                                                                                        3.)   ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

Физминутка: -Давайте немного отдохнём.                                                            ( Сл. 11 )

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

- Весна - самое яркое и красивое время года. Я предлагаю вам выступить в роли корректоров и поработать с деформированными предложениями.

- Определите вид дополнения:                                                                                  ( Сл. 12 )

Солнышко, улыбнулось. Его, сильнее, лучики, землю, греть, стали, яркие. ветерок, верхушки, Тёплый, деревьев, ласкает. почки, Душистой, пахнут, смолистые, смолой. шумят , По оврагам, ручьи, весёлые. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

Гимнастика для глаз:                                                                                                                                        ( Сл. 13 )

Вы на фото долго смотрели,

Ваши глаза утомиться успели,

Красные колпачок и зелёный одень на пальчики,

Это будут мальчики-с-пальчики!

За красным колпачком внимательно следи,

Рисуй в воздухе любые фигуры и глаз с него не своди.

Красный цвет раздражитель для глаза!

А теперь сделайте зелёным колпачком большой круг,

Который успокоит их сразу!

Дифференцированная с/р:

- А сейчас мы выполним дифференцированную с/р. Перед вами 3 карточки, выберите 1 из 3, с которой бы вы хотели поработать.

Синквейн на тему: «Дополнение»                                                                        ( Сл. 14 )

дополнение
прямое, косвенное
отвечает, употребляется, обозначает
объект, на который направлено или с которым связано действие или по отношению к которому проявляется качественный признак
член предложения  

Рефлекия:                                                                                                                   ( Сл. 15 )

-Вернёмся к поставленной проблеме в начале урока.

- Сможем ли мы теперь выполнить задание?

- Какие новые знания нам помогут?

- А как вы думаете, почему у нас остались в памятке незаполненные строки?

- Оцените себя, каким был для вас урок?

- Я говорю большое спасибо всем активным участникам учебного процесса. Я проверю и оценю вашу работу в маршрутных листах.

- Выходя из класса, оставьте на доске солнышки те, кто доволен уроком.

Фамилия и имя: _______________________________

1 карточка. Найти дополнения и определить их вид.
                                                              В горах.
Хорошо весной в горах. Склоны запестрели цветами. Они тянут головки к солнцу и жадно

пьют его лучи. Выпрямились сухие травы. Из серых скал выползла туча. Небо потемнело.

Посыпал колючий снег и град. Ветер прогнал тучу. Солнце растопило снег. Раскрылись

цветы. Весело кружат заботливые пчелы.


Фамилия и имя:      _________________________

2 карточка. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Найти дополнения и определить их вид.
                                                             В горах.
Хорошо ____________ весной в горах. Склоны запестрели __________ цветами. Они тянут ________

 головки к _________ солнцу и жадно пьют его лучи. Выпрямились сухие травы. Из серых скал

выползла __________ туча. Небо _________ потемнело. Посыпал колючий снег и град. Ветер

прогнал ______ тучу. Солнце растопило снег. Раскрылись ________ цветы. Весело кружат

заботливые пчелы.


Фамилия и имя:     ____________________________________

3 карточка. Составить текст о весне. Найти
дополнения и определить их вид.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Маршрутный лист учени___ 3 «А» класса___________________________________________

Задания:

Самооценка:

Оценка:

1.) Орфографическая минутка:

Д…нёк, враг, п…ляна, обл…ко, л…сок, н…беса, ручйки, в…сна, сница, вет…р.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

http://festival.1september.ru/articles/634931/img1.gif  – цель достигнута
http://festival.1september.ru/articles/634931/img3.gif  –  справляюсь, но есть ошибки     
http://festival.1september.ru/articles/634931/img5.gif – ещё нужно над этим работать

2.) Работа в паре:

ждать весну 

приходит со звоном

http://festival.1september.ru/articles/634931/img1.gif  – цель достигнута
http://festival.1september.ru/articles/634931/img3.gif  –  справляюсь, но есть ошибки     
http://festival.1september.ru/articles/634931/img5.gif – ещё нужно над этим работать

увидеть подснежник          

говорить о погоде

слышать капель                   

пробуждается от сна

3.) Работа с деформированными предложениями:

Солнышко, улыбнулось. Его, сильнее, лучики, землю, греть, стали, яркие. ветерок, верхушки, Тёплый, деревьев, ласкает. почки, Душистой, пахнут, смолистые, смолой. шумят,  По оврагам, ручьи, весёлые.

 – цель достигнута
http://festival.1september.ru/articles/634931/img3.gif  –  справляюсь, но есть ошибки     
http://festival.1september.ru/articles/634931/img5.gif – ещё нужно над тим работать

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.) Синквейн:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

корень

        части слова

подлежащее

        части речи

приставка

        члены предложения

окончание

        

глагол

существительное

сказуемое

прилагательное

дополнение

корень

        части слова

подлежащее

        части речи

приставка

        члены предложения

окончание

        

глагол

существительное

сказуемое

прилагательное

дополнение

Дополнение – это второстепенный член

предложения, который отвечает на вопросы косвенных

падежей.

  п.д. – дополнение………………………..

  к.д.  – дополнение………………………………………..

1)В.п. без предлога

1) в косвенных падежах

2)

2)

3)

3)

Дополнение – это второстепенный член

предложения, который отвечает на вопросы косвенных

падежей.

  п.д. – дополнение………………………..

  к.д.  – дополнение………………………………………..

1)В.п. без предлога

1) в косвенных падежах

2)

2)

3)

3)

Дополнение – это второстепенный член

предложения, который отвечает на вопросы косвенных

падежей.

  п.д. – дополнение………………………..

  к.д.  – дополнение………………………………………..

1)В.п. без предлога

1) в косвенных падежах

2)

2)

3)

3)

Дополнение – это второстепенный член

предложения, который отвечает на вопросы косвенных

падежей.

  п.д. – дополнение………………………..

  к.д.  – дополнение………………………………………..

1)В.п. без предлога

1) в косвенных падежах

2)

2)

3)

3)

Дополнение – это второстепенный член

предложения, который отвечает на вопросы косвенных

падежей.

  п.д. – дополнение………………………..

  к.д.  – дополнение………………………………………..

1)В.п. без предлога

1) в косвенных падежах

2)

2)

3)

3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

урок русского языка (члены предложения)

Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"...

Урок русского языка в 3 ем классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Дополнение». УМК «Школа 21 века»,

          Вашему вниманию предлагается конспект урока  русского языка в 3 классе ( УМК «Школа 21 века»)  по теме: «Второстепенные члены предложения. Доп...

Урок по русскому языку" Второстепенный член предложения – дополнение".

Урок предназначен для учащихся 3-го класса, занимающихся по программе Л.Занкова. Он построен так,    все задания урока позволяют решать поставленные задачи. На данном уроке предла...

Урок русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Второстепенный член предложения – дополнение»

Урок русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Второстепенный член предложения – дополнение»...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Второстепенный член предложения – дополнение»

Презентация Урок русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Второстепенный член предложения – дополнение»...

Урок русского язык по развивающей системе Л.В.Занкова в 3 классе на тему "Второстепенный член предложения - дополнение"

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова разработан в рамках использования технологии системно-деятельностного подхода, проблемного обучения. Направлен на формирование всех видов УУД. Раз...