Урок русского языка 4 класс "Школа России"( Технологическая карта )
план-конспект урока по русскому языку на тему

Меньшова Вера Евгеньевна

Урок русского языка на тему " Род имен прилагательных" 4 класс "Школа России"(технологии проблемного обученя)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе с применением технологии проблемного обучения
РОД И ЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; способствовать развитию навыка образовывать однокоренные прилагательные от существительных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний,
необходимых для изучения
и понимания нового мате-риала.

Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 7).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Какие слова называют синонимами?

– Какие слова называют антонимами?

– Прочитайте. Выделите среди данных имен прилагательных синонимы и антонимы.

– Прочитайте сначала пары синонимов, затем пары антонимов. Прочитайте составленное с любым именем прилагательным предложение.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Зачитывают пары синонимов.

Сообразительный – смекалистый, грустный – печальный, маленький – крошечный, ароматный – душистый, скорый – быстрый, апельсиновый – оранжевый.

Зачитывают пары антонимов.

Грустный – радостный, маленький – большой, узкий – широкий, медленный – скорый.

Читают предложение с любым именем прилагательным.

Бабушка заварила ароматный чай.

Выполняют разбор слова по составу.

Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу
и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соот-ветствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять вы-сказанные

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 6).

– Прочитайте слова, назовите, какие пропущенные буквы вставили.

– Какие однокоренные имена прилагательные образовали от данных имен существительных?

– Разберите любое имя прилагательное
по составу.

Разбирают имена прилагательные по составу.

Адрес –  горох –  

герой –  вокзал –  

молоко –  деревня –

Продолжение табл.

1

2

3

4

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и отрывок стихотворения.

– Какой звук повторяется в них?

– Дайте характеристику звукам [б’] и [б].

– Запишите соединения с буквой «б».

Выполняют чистописание.

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

                        (А. Плещеев)

мнения по существу полученного
задания

– Прочитайте орфоэпически верно слова на бук-ву «б».

Без муки нет науки. Бабье лето. Беда мудрости учит.

Бало́ванный, бензопрово́д, бутербро́д [тэ].

Работа над словами с непро-веряемым
написанием

Организует работу над словом с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это … (электричество).

(См. РМ, Приложение 2.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

(См. РМ, Приложение 3.)

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдет разговор.

Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его … («Имя прилагательное»).

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

– Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу.

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной
форме

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова.

– Что нужно делать, если хочешь получить новые знания?

– Сегодня на уроке мы уточним понятия «род»
и «число»; научимся определять род и число имен прилагательных.

– Чтобы получить новые знания, надо трудиться, работать самому, проявлять терпение в работе, прислушиваться к мнению других

IV. Объяснение нового
материала.

Наблюдение над языковым материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера,
сл. А. Арканова).

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Осуществлять анализ объектов. Делать
выводы,
извлекать информацию из различных источников.


Продолжение табл.

1

2

3

4

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

– Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано?

– Послушайте сказку «Скромные просители»
и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные?

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот
незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

– А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

– Почему же прилагательные связаны именно
с именами существительными? В самом названии

– У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.

– Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.

Аргументировать свою
позицию. Планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали-
зации


Продолжение табл.

1

2

3

4

«имя прилагательное» уже содержится намек
на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество и т. д.
(См. РМ, Приложение 4.)

– В чем же согласуются имена прилагательные
с именами существительными? Какие признаки
берут они у имени существительного? Проведем исследование.

– Подставьте имя прилагательное «вкусный»
к именам существительным женского рода,
мужского рода, среднего рода и множественного числа

Подставляют данное прилагательное к именам
существительным разного рода и числа.

-ая

-ое

-ый

-ые

вкусный

вкусная

вкусное

вкусные

арбуз
(м. р.)

груша

(ж. р.)

яблоко

(ср. р.)

фрукты

(мн. ч.)

Делают вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово мо-жет быть в форме мужского, женского, среднего
рода и в форме множественного числа


Продолжение табл.

1

2

3

4

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 8).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены?

– Приведите примеры имен прилагательных
в этом числе. Запишите.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют
в обсуждении вопросов по теме. Делают вывод.

– Имена прилагательные, имеющие окончания 
-ые
, -ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе.

Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.

Какие? Умн красив чист бел точн нов рыж син

Осознанно

и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Осуществлять контроль
по результату

Работа по учебнику (упражнение 9)

– Прочитайте. Озаглавьте текст.

– Определите тему и главную мысль текста.

– Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?

– Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилага-тельных

Подбирают названия к тексту: «Живые цветы», «Гости у кормушки».

Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания.

Бел (мн. ч.) снега, кос (мн. ч.) сугробы,
жив
 (мн. ч.) цветы, ясн (мн. ч.) грудки, желт (мн. ч.) грудки, солнечн (мн. ч.) зайчики, пестр (мн. ч.) щеглы, голуб (мн. ч.) поползни, коричнев (мн. ч.) свиристели,
красн
 (мн. ч.) маки.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова
«грудки»


Продолжение табл.

1

2

3

4

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа по учебнику (упражнение 10).

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте окончания имен прилагательных
и вопросы. Определите по ним род и число имен прилагательных.

– Составьте словосочетания, в которых имена
прилагательные имеют такие окончания и отвечают на такие вопросы.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

По окончаниям и вопросам определяют род и число имен прилагательных.

Какая?

Какой?

Какое?

-ая

-яя

-ой

-ый

-ий

-ое

-ее

Ед. ч., ж. р.

Ед. ч., м. р.

Ед. ч., ср. р.

Составляют словосочетания, выделяют окончания имен прилагательных.

Голуб блузка, син краска, нов телефон, больш дом, маленьк принц, голуб небо, син море.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания

Работа в тетради (задание 7).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Впишите в таблицу вопросы
и родовые окончания имен прилагательных.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Заполняют таблицу.

Род

Вопрос

Родовые окончания

Мужской

Какой?

-ой, -ый, -ий

Женский

Какая?

-ая, -яя

Средний

Какое?

-ое, -ее

Работа в тетради (задание 8).

– Прочитайте. Допишите окончания имен прилагательных.

Выполняют задание.


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Укажите род имен прилагательных. Устно со-ставьте предложение с любым словосочетанием.

Ранее (ср. р.) утро, ранняя (ж. р.) весна, ранний
(м. р.) рассвет; синее (ср. р.) небо, синяя (ж. р.)
река, синий (м. р.) василек; добрый (м. р.) человек, доброе (ср. р.) дело, добрая (ж. р.) услуга; утренняя (ж. р.) роса, утренний (м. р.) туман, утреннее (ср. р.) солнце.

Составляют предложение.

Утреннее солнце осветило верхушки деревьев.

Работа в тетради (задание 9)

– Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных.

– Укажите род имен прилагательных

Вставляют пропущенные окончания, указывают род имен прилагательных.

Белый (м. р.) камень в воде тает. (Сахар.)

Синенький (м. р.) звонок висит, никогда не звенит. (Колокольчик.)

Красненькая (ж. р.) матрешка, беленькое (ср. р.) сердечко. (Малина.)

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

– Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают высказывания:

•  Я узнал…

•  Я повторил…

•  Я запомнил…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

– Вот и подходит к завершению наш урок. Какая
задача перед нами стояла?

– Что нового узнали на уроке?

– Почему прилагательные называются именно так?

– Как называется связь в русском языке, когда
прилагательное принимает те же формы, что
и существительное, к которому оно относится?

– Что нового вы узнали об имени прилагательном?

– Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному.

– Согласование.

– Имена прилагательные изменяются по родам
и числам.
(См. РМ, Приложение 5.)

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 10 в рабочей тетради,
упражнение 11 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение

Приложение 1

Организация начала урока

Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Прикройте глазки и мысленно скажите: «Я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».

– Откройте глазки, улыбнитесь одноклассникам. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость от общения друг с другом.

Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).

Приложение 2

Работа над словами с непроверяемым написанием

Тружусь я без устали, милые детки,

Кручу вентилятор и грею утюг.

И вилкой меня достают из розетки,

Хоть я не селёдка, не перчик, не лук..

Что за чудо к нам пришло?

Осветило всё село!

В городе светло как днём –

Входит чудо в каждый дом!

Приложение 3

Работа над словами с непроверяемым написанием

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – 1. Форма энергии, обусловленная движением частиц материи (электронов, позитронов и протонов). 2. Электроэнергия, используемая для народнохозяйственных и бытовых целей. 3. Освещение, получаемое от такой энергии. Слово образовалось в 1600 году от латинского ЭЛЕКТРУМ – «янтарь», которое произошло от греческого ЭЛЕКТРОН – «янтарь». ЭЛЕКТРИЧЕСТВО получило своё название потому, что его энергия впервые стала известна человеку благодаря янтарю (трение янтаря о суконную ткань). ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – ЭЛЕКТРУМ = «янтарь».

ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ – электрическая станция, предприятие по выработке электрической энергии.

– Подберите однокоренные слова к слову «электричество».

Учащиеся подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения.

Однокоренные слова: электростанция, электрический, электрифицировать, электризовать.

Предложения:

Могучая сила – электричество.

Электричество приводит в действие бытовую технику.

Дом освещала электрическая лампа.

Электростанции бывают разные: одни используют силы речной воды, другие – морских приливов, третьи – атомную энергию.

Электростанции дают живительный ток стране.

Приложение 4

Наблюдение над языковым материалом

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если к нам им приложить,

То веселее станут жить:

Вот громкий стук,

Вот синий шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий мяч,

Вот острый меч,

Весенний сад, родная речь.

Приложение 5

Итог урока. Рефлексия

Учащиеся читают стихотворение.

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты:

Зима снежная,

Мама нежная,

Плывёт корабль

В невидимую даль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 1 классе по русскому языку "Шипящие согласные". (технологическая карта)

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Учебно-методический комплект по русскому языку (развитие речи) (технологическая карта урока "Письменное изложение. Рассказ "Кошка и ёж"" + учебная презентация) 3 класс.

Конспект урока русского языка Тема: «Письменное изложение»  Цель деятельности учителя:1)    формировать устные и письменные навыки подробной передачи текста-повествования...

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи". Технологическая карта. Учитель - Титова Е.В.

Технологическая карта урока по теме "Части речи" с представленной презентацией нацелены на  эффективное усвоение материала по определению, использованию в речи частей речи....

Технологическая карта урока "Русский язык". Школа России

Данный урок по русскому языку направлен на формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.Осознание значимости изучаемого материала, умения выделять главное в...

Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "

Технологическая карта урока русского языка «Школа России»  "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...