Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Матюнина Надежда Николаевна

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Цели:

  • дать более глубокое представление об имени существительном как части речи;
  • отрабатывать умения находить существительные в тексте и классифицировать;
  • развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость;
  • воспитывать   любовь к труду.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: русский язык  

Класс: 4

Учитель начальных классов:  Матюнина Н.Н.

МБОУ «СОШ № 8» г. Нефтеюганск

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Цели:

  • дать более глубокое представление об имени существительном как части речи;
  • отрабатывать умения находить существительные в тексте и классифицировать;
  • развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость;
  • воспитывать   любовь к труду.    

I. Эмоциональный настрой на урок: «Солнышко»  (Слайд 1)  (1 мин)

- Ребята, закройте глаза, вытяните руки. Одна ладошка – это  твоя сила, вторая ладошка – это  знания. Соедините ладошки и приложите к себе, пусть они принесут вам удачу сегодня и всегда. И помните все в ваших руках.

На уроке будьте  внимательны,  слушайте  друг друга, говорите внятно.  Итак,  успешной вам работы.

  1.  Слуховая работа (1 мин)

Па-па-па

Как ты меня слышишь?

Какой у нас урок?

В каком классе ты учишься?

Назови осенние месяцы?

  1. Фонетическая зарядка (5 мин)

Какой дежурный звук у нас?

Сегодня на протяжение  урока  говорим чётко звук …..

(чтение слогов, слов, название картинок, предложений, слуховая работа).

  1. Оценивание (1мин)

 II. Сообщение темы и цели урока.

1. Словарная работа. (4 мин)

-Запишем по памяти слова, но  сначала проговорим по очереди. ( Слайд 2)

 (сапоги, собака, петух, сорока, лопата, чёрный)

-Запишите и подчеркните опасные места.

 -Проверим. (Проверка с интерактивной доски.  (Слайд 5)

- Что общего в этих словах? (Это всё словарные слова. Их нужно запомнить)

- Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (чёрный, т.к. это прилагательное, а все остальные слова - имена существительные) (убираю слово «чёрный») 

-Кто из вас догадался, о чём пойдет сегодня на уроке речь?  (об имени существительном).

Оценивание.  (1 мин)

- Сегодня мы разработаем проект  «Паспорт имени существительного».

-Какова цель нашего проекта? (Составить паспорт имени существительного).

- Какие задачи стоят перед нами? (Выяснить назначение паспорта как документа;

Выявить и обобщить признаки имени существительного;

Создать информационный продукт.

(подчёркнутые слова дети вставляют сами, формулируя задачи урока)

  1. Работа с толковым словарём.

Итак, для начала нужно узнать что такое паспорт. Какие способы  толкование слов вы знаете? (спросить у взрослого, посмотреть в словаре, в интернете.)

(Дети дают толкование слова)

- Где вы встречали слово «паспорт»? (Паспорт родителей, паспорт стиральной машины и др.)

- Какая информация содержится в этих документах? (самая важная)

-В чём актуальность нашего проекта? (паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного).

- На уроке  мы вспомним то, что   изучили о существительном и узнаем  много интересного. Я думаю, что существительные сегодня снова вас удивят.

Что можете сказать об имени  существительном?

Вы сказали,  что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. А только ли предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей)

Прочитайте  слова, и  назовите  их одним словом:  (Слайды)

Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ

Анна, Владислав, Олег - …   ИМЯ

Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Радость,  горе, смех --…. ЧУВСТВА  и т. д.

- Какой у нас вывод? Только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы.)

- Запишите вывод в паспорте. Выберите роли.(докладчик, писарь, помощник)

- Продолжим работу.

1) задание для Юры. Карточка 1

 Раздели все существительные  на 3 группы.

Осенью колхозники сеют рожь и пшеницу. Из зёрен получают муку крупу. Культурным растениям вредят сорняки. Их надо выдёргивать с корнем.

2) задание для Владислава. Карточка 1

  1. Объясни  смысл пословицы.

Кто любит труд, того люди чтут.

  1. Выпиши слова предметы, чем отличаются они.
  2. Образуй от данных слов единственное и множественное числа.

3)задание для Богдана . На компьютере. Карточка 1

-  Раздели предметы  на 2 группы? (Слайд ) (одушевленные  и неодушевленные)                                     

  1.  Проверим работу Юры.

ВЫВОД: Имена существительные имеют 3 склонения,  женского рода, мужского рода и среднего рода.

Вспомните, какие слова помогают нам определить род существительного? ( Он мой, она моя, оно моё)

  - Посмотрите на экран. Слайд  

На экране слова: неряха, соня,  молодец,  трудяга, врач. Прочитайте их.

ОН или ОНА? МОЙ или МОЯ? НЕЯСНО!

САША, ВАЛЯ, ЖЕНЯ? Мальчики или девочки?  Такие имена существительные  называют существительными  «ОБЩЕГО РОДА», и приобретают они мужской или женский род только в контексте.

Например  Непоседа Саша скакала на одной ножке.

Непоседа Женя удивил всех молчаливостью.

Придумайте предложения с этими словами.                 

  1. Проверим работу Влада.

ВЫВОД:

В пословице говорится  о  том, что кто любит  работать того и уважают.

Я выписал слова труд, люди. Образовал от слова труд множественное число труды, а  слово люди имеет только множественное число.

Существительные имеют единственное и множественное числа, а также  только единственное и только множественное числа.

- Приведите еще примеры только единственного числа, а теперь только множественного числа примеры.  (Молоко, сахар, нефть, крупа, вода, очки, брюки, ножницы, санки)

  1. Проверим задание,  пожалуйста,  Богдан  отвечает.  

ВЫВОД: одна группа слов  отвечают на вопросы кто, а другая - что? Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

 

Вы знаете, готовясь к уроку, мне на глаза  попался отрывочек из известной сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр». Послушайте!

«Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой…»     Слайд

- Как мне правильно поставить вопрос: - Кто выбегает из маминой спальни или Что выбегает из маминой спальни?

Да, ребята! В произведениях художественной литературы (особенно в сказках и баснях) предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ. Они ходят, разговаривают, убегают, радуются, плачут и совершают другие действия. К таким существительным мы задаём вопрос – КТО?

- На основе выводов сделаете пометку в паспорте. (Одушевленные и неодушевленные существительные).

Физминутка

  1. Прочитайте текст. Выделите незнакомые слова.
  2. Поставьте все существительные в нужную форму.
  3. Впишите у преобразованных слов падеж в скобки с пропусками.

Стоял тёплый сентябрьский день. Странный шум доносился из молодого ельника. Мы осторожно раздвинули ёлочки. На земле сидел крупный ястреб. Своими когтистыми лапами он прижимал к земле кусок пчелиных сот. Пчёлы атаковали пернатого разбойника. Ястреб спокойно лакомился мёдом. Вот он медленно взмахнул могучими крыльями и полетел в чащу. В когтях он держал соты.

  1. Докажите, что это текст. (Предложения логически связаны между собой. К тексту можно подобрать заголовок)
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите синтаксическую роль у выделенных  имен существительных.

 Сделайте пометку в паспорте.  (Падеж, склонение, роль в предложении)

Слуховая работа

Оценивание

Предлагаю послушать предложения  из сказки, выбрать имена существительные и сделать анализ слова по паспорту.

 (Аудиосказка) (Дети выбирают слова: дают анализ слову)

Тест

Проверим  как вы усвоили тему урока?  Предлагаю выполнить  тест на компьютере.

Рефлексия

  1. Каковы результаты нашего проекта? (составили паспорт имени существительного)
  2. Какой продукт получился? (информационный)
  3. Где и когда нам может пригодится паспорт имени существительного?

(при выполнении контрольных работ, домашних  и самостоятельных заданий)

- Чем сегодня вас удивили имена существительные?

- С какими  новыми  словами познакомились?

Оценка

Оцените свою работу за урок.

Домашнее задание.

Карточка

Задание: текст разбить на предложения. К выделенным существительным  выполнить морфологический разбор, озаглавить текст.

Петя и Гриша смотрят в окно на улице сильная гроза ветер срывает листья  и ломает ветки на деревьях по улице бегут ручьи скоро гроза прошла мальчики бегут на улицу они будут  пускать кораблики  долго ещё по небу ходили тучи только ночью стало ясно.

Урок окончен. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."

Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

конспект урока по русскому языку, 3 класс, школа 21 века Род имён существительных. Неизменяемые имена существительные

Материал содержит краткое содержание конспекта урока русского языка в 3 классе...