Урок русского языка в 4 классе: "Изменение некоторых имён существительных" (Открываем ещё несколько секретов правильной речи)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Андреева Галина Владимировна

Урок по программе "Гармония".  Цель: способствовать повышению морфологической правильности детской речи. Урок начинается с видеоролика : "Ну почему мы так говорим???" Учащиеся подводятся к определению задач урока. Открывают секреты правильной речи, делают выводы,   включаются знания в систему знаний и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_nekotoryh_imyon_sushchestvitelnyh.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение некоторых имён существительных. (Открываем ещё несколько секретов правильной речи).

Цель: способствовать  повышению морфологической правильности детской речи.

Задачи:

  1. Выявить новые грамматические трудности нашей речи.
  2. Формирование практического умения правильно образовывать форму именительного падежа и родительного во множественном числе.
  3. Накапливание  опыта правильного употребления слов

Личностные результаты:

  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

Познавательные УУД:

Формирование умения пользоваться словарями.

Коммуникативные УУД:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные умения

Формирование умения:

-соблюдать нормы образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных.

–изменять слова в соответствии с их  морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

–  пользоваться словарём учебника «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;

Учащийся получит возможность научиться:

– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам

Оборудование и основные источники информации: презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: М.С.Соловейчик «Русский язык» 4 класс, часть 1, тетрадь на печатной основе №1.

  1. Организационный  момент.

Отрывок из сборника «Ералаш» «Ну, почему мы так говорим???»

Что можете сказать об этом мальчике и его речи?

      Мы говорим и пишем не для себя, а для других, для тех, к кому обращаемся. Вот почему есть основные требования к речи.

 На доске: (открыть) Речь должна быть понятной и вежливой.

      Мы обучаемся культуре речи, владению литературным языком, обсуждаем тайны русского языка. Почему стёкла, а не стёклы, окна,  а не окны.  Кстати, почему так? (Мы уже знаем, что в словах среднего рода  в именительном падеже множественного числа чаще всего окончание –а, -я, но бывает и нарушение, например: яблоки).

    А что вы знаете про окончания  сущ. ср. р в  р. п., например: дел, а не делов? мест, а не местов? (в р. п. во мн. числе ср. р. окончание нулевое. Но бывает и –ев, н-р: перьев).  А в первом склонении во мн. ч. в р. п.? (Чаще всего - нулевое, например: парт, игр, букв и т. д.).

Это вы уже знали? А что мы тогда сделали?  (Повторили).

Может ли это быть одной из задач нашего урока?

  1. Повторить некоторые секреты правильной речи.

Как вы думаете, есть ещё секреты? Хотите узнать?

Как будет называться тема урока? (Открываем ещё несколько секретов правильной речи)

Должны появиться следующие задачи:

  1. Узнать о новых грамматических трудностях нашей речи
  2. Использовать знания  в практической деятельности в новых условиях
  1. Открытие новых знаний о грамматических трудностях нашей речи

Я знаю, что вам нравится исправлять ошибки малышей, т. е. быть корректорами.

   Давайте этим и займёмся. Упр. 297 (начинать с задачника). Прочитать задания вслух.  Выполнить первые два. Время ограниченно - 5  минут.

Сумеете ли сказать, чего не знали малыши об изменении слов?

(Они не знали про беглые гласные, чередование звуков  и …).

К этому упр. мы ещё вернёмся, а пока прочитайте  об  истории одного слова  в упр. 298 .

(Образование формы множественного числа от других корней (человек-люди)

форма мн. ч. от других корней (человек-люди)

Вывесить табличку  под второй задачей:

 

Это один из секретов правильной речи, с которыми мы сегодня познакомились.

            Потренируйтесь!

     Запишите слово человек в вин. п., тв. п., пр. п. – сначала в единственном числе, а потом во мн. ч. Как узнать правильно ли вы написали? (по словарю «Как правильно изменить слово?».  Проверьте по слайду.

            Узнайте следующий секрет из упр. 299 (читают самост. и заканчивают объяснение)

Что поняли?

Возьмите карточки со словами дитя, дети, ребёнок и ребята и смоделируйте, как было раньше, как стало теперь.  

    ед. ч.

      мн. ч.

ребёнок

      дети

      ребята

          Потренируйтесь!

     Запишите слова дети, ребята в р. п., и тв. п. мн. ч.  

А если не знаете или сомневаетесь? Что делать? (Посмотреть в словарь «Как изменить слово?» или в словарь трудностей).

   Вывод: о каких словах узнали? (человек, ребенок). Для чего нам эти сведения нужны? (правильно говорить).

     Вернёмся к упр. 297 (Упр. 300). Про чередование согласных звуков,  как вы уже сказали, знаете. А вот важное сообщение и помощь авторов учебника нужно принять к сведению.  Это другой секрет о капризных  звуках

Чередование согласных  в случае (ухо-уши)

             

Потренируйтесь! Работа в парах.

    Просклоняйте устно слово ухо во множественном числе.

Ребята первого  варианта говорят, второго  - проверяют  по подсказке (карточка)

 Уши

 Ушей

Ушам

 Уши

 Ушами

(об, в) ушах

   Упр. 301выполнить.

Попробуйте изменить формы предложенных в упражнении  слов (слайд)

По вариантам с последующей проверкой.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

       В каком разделе эта тема? «Продолжаем разговор  об именах существительных», а именно изменение слов по падежам, по числам.

Где правильно образована форма родительного падежа имени существительного?

  1. рты - ротов
  2. мыши – мышей
  3. лёд – лёдов

В каком падеже стоит имя существительное детьми?

  1. в родительном
  2. в дательном
  3. в творительном

      Взаимопроверка. Отметка.

  1. Домашнее задание

Как вы думаете, могут быть ещё секреты правильной речи?

Упр. 303 (дифференцированно)

  1. Рефлексия деятельности

Выберите фразу – поставьте галочку рядом с фразой.

Урок полезен, все понятно.

     Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Изменение глаголов по лицам и числам

Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распозн...

фрагмент урока русского языка 2 класс изменения существительного по числам "панда и дети"

Три пары картинок — один предмет и несколько (парами) (распечатаны отдельно подпись и картинка) 1 пара правильно подписана, остальные неправильно «письмо-письма; машина-машина)Соотнесите пары сло...

Урок русского языка. 3 класс. "Изменение имен прилагательных по родам".

Урок разработан по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Соответствует требованиям ФГОС....

Дидактическое средство к уроку русского языка 3 класс "Изменение глаголов по временам"

Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...

Урок русского языка 3 класс "Изменение имён прилагательных по родам"

Предмет: русский языкТип урока: изучение нового материала.Тема: «Изменение имён прилагательных по родам».Класс: 3Цель: формирование представления учащихся об основных грамматических призна...

Конспект урока русского языка 4 класс "Изменение глагола по временам"

Конспект урока русского языка 4 класс "Изменение глагола по временам"...