Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Денисова Елена Анатольевна.

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ.docx29.96 КБ
Office presentation icon russ.ppt674 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:  09.10.2018                                                                                                                          ФИО учителя: Ходыкина Марина Юрьевна

Школа: 152                                                                                                                                   ФИ студента: Денисова Елена.

Класс: 3в                                                                                                                                       ФИО методиста: Кондратьева Ирина Ивановна.

Кабинет: 214

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

Цели деятельности учителя: формировать  умение  распознавать однокоренные слова, выделять их корень.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: правило написания однокоренных слов

уметь: выделять в однокоренных словах корень.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Русский язык 3 класс. Ч 1, презентация, карточки.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

 8:50-8:51

Фронтальная работа

 Добрый день, дорогие ребята!  Меня зовут Елена Анатольевна, и  сегодня я проведу у вас урок русского языка.

 Приветствовать учителя

Р.: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод:

Языковой анализ, морфемный анализ, лексический анализ

8:51-8:54

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

Посмотрите, у меня на слайде представлены слова:

(березка

Березняк

 Подберезовик)

Что обозначает каждое слово?

Кто может составить с каждым из слов предложение?

Как называется общая часть слов, которая «хранит» это общее значение?

Как называется эта группа слов? Кто –нибудь уже знает?

Запишите в тетради эти слова в столбик.

Выделите корень у каждого слова.

Открывать тетради. Записывать число.

Березка – дерево.

Березняк – березовый лес, роща.

Подберезовик – гриб, который растет под березой

Составлять предложения.

корень

выделять корень в словах.

Л.: самоопределение к учебной деятельности

III. Постановка учебной задачи

Словесный: Словес.:

Самоконтроль

Наглядный:

Построение графической схемы на доске.

8:54-8:56

Кто – нибудь уже догадался, какая будет тема урока?

(на доске постепенно появляется граф.схема)

Какие цели поставим?

Прочитайте, на какой вопрос нам нужно ответить в конце урока.

(Какие слова называются однокоренными?)

кто-то уже может ответить на этот вопрос?

«Однокоренные слова»

Научиться находить однокоренные слова и выделять в них

корень

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

ответы на вопросы.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

Выборочное списывание, морфологический анализ

Наглядный:

Построение графической схемы на доске.

Практический:

Самостоятельная работа в тетрадях.

8:56-9:02

        Фронтальная работа

Сегодня мы с вами научимся находить однокоренные слова

Теперь давайте откроем учебник на странице 61 и прочитаем правило, что такое однокоренные слова.

Кто прочитает?

Сколько признаков однокоренных слов названо?

Можем мы дополнить нашу схему?

(на доске появляется схема)

Фронтальная и индивидуальная работа

Найдите упражнение №108. Кто прочитает?

Кто нашел однокоренные слова?

Какое еще однокоренное слово мы можем подобрать? Дайте определение этому слову.

На полях запишите номер упражнения.

Запишите однокоренные слова из учебника через запятую, выделите корень и допишите еще одно однокоренное слово.

Проверка:

Докажите, что это однокоренные слова?

По каким признакам вы это определили?

Открывать учебник

Читать правило

Читать правило

Грибы, грибной

Грибник.

Человек, который собирает грибы.

Записывать № упр.

Записывать однокоренные слова.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Словесный: слово учителя, беседа

9:02-9:04

ФИЗМИНУТКА

Ребята встаньте, проведем физминутку!

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

(Вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет.

(вращение прямых рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

(Потягивания – руки вверх и в стороны)

Повороты вправо-влево

Плавно производим.

(Повороты туловища влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

(Наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

(Дети садятся)

Повторять движения за учителем.

 

Словесный: беседа

Практич.:

устное задание с объяснением, морфологический анализ

9:04-9:08

Фронтальная работа

У меня на слайде представлены слова в столбик (взяты из упражнения №111)

Я считаю, кто все слова из этого столбика являются однокоренными, как вы считаете?

Почему?

Подберите однокоренное слово к лишнему из этого столбика.

2ой столбик, кто прочитает? Какое слово лишнее? Подберите к нему однокоренное слово.

3й столбик?

4й столбик?

Итог:

По каким признакам вы находили однокоренные слова?

Не все слова в столбике яв-ся однокоренными.

Водит

Быстрее

Ножка, ножницы

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический:

Группирование слов с одним корнем.

Практический: письменное задание с объяснением

9:08-9:14

Фронтальная и индивидуальная работа

Перейдем к упражнению №109        

Кто прочитает слова?

На какие группы можно разделить их?

У нас должно получиться 3 группы.

Запишите эти слова, разделяя их на группы, выделите в них корень.

(фронтальная проверка)

Могут ли однокоренные слова относиться к разным частям речи?

.

Читать слова

Ответы детей.

Записывать слова в столбик

Проверять выполненное упражнение.

Р.: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Практический: работа с карточками.

9:14-9:20

Индивидуальная работа

Я раздам вам карточки  с заданием.

Вам нужно найди лишнее слово, вычеркнуть его и объяснить при проверке, почему оно не будет являться однокоренным словом.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Чай, заварка, чайник, чайная.

Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить.

Сладость, сахар, сахарница, сахарный.

Озеро, озёрный, вода.

Булка, хлебница, хлеб, хлебный.

Моряк, рыбак, море.

Путь, дорога, путник.

Школьник, ученик, дошкольник.

Ученье, учебник, книга.

Соль, солонка, солома.

Береза, березка, дерево.

Дорога, дороженька, дорогой.

Лес, лесок, лестница.

Рыбка, рыбак, рыбачить.

(Проверка)

Работать с карточками.

Проверять выполненную работу.

К.: умение полно и точно выражать своё мнение

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа,

 слово учителя.

 

9:25-9:30

Фронтальная работа

Запишите ДЗ:

С. 62, №110.

Можем ли мы теперь ответить на вопрос, что такое однокоренные слова?

Кто скажет правило?

По каким признакам вы определяли однокоренные слова?

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке!

Спасибо за урок!

Подводить итог урока.

Отвечать на поставленные вопросы.

Записывать ДЗ

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Березка Березняк Подберезовик

Слайд 3

Тема: «Однокоренные слова»

Слайд 4

Цель: Научиться находить однокоренные слова и выделять в них корень

Слайд 5

Какие слова называются однокоренными?

Слайд 6

Гусь вода вскоре Гусеница водитель быстрый Гусенок водный скорый Гусята водица скоро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Педагог Корабельникова Светлана Викторовна. Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.Педагог Корабельникова Светлана Викторовна.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова»....

Конспект урока по русскому языку. Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словар...