Конспект урока русского языка на тему: «Синонимы»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Нагимулина Анастасия Равилевна

Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «синоним», его назначением; развитие умения находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы; редактировать текст, используя синонимы.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» , 3 класс, 1 часть, раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_sinonimy.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Синонимы»

Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «синоним», его назначением; развитие умения находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы; редактировать текст, используя синонимы.

Планируемые результаты

Предметные: знать: понятие «Синонимы», уметь: видеть и находить синонимы в текстах и предложениях

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» , 3 класс, 1 часть, презентация, раздаточный материал

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

 УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

М: психологический настрой;

1 - 2 мин

Добрый день, ребята, меня зовут Анастасия Равилевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Для начала давайте проверим, все ли необходимое у нас на столах и уберем лишнее. Я желаю вам хорошо поработать на сегодняшнем уроке.

Давайте подготовим тетради к работе.

-Хорошо. Откройте тетради и запишите число.

-Положите ручки. Следите за осанкой.

Приветствуют учителя

Организуют рабочее место

Делают записи в тетрадях

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

К: планирование учащимися сотрудничества с учителем

II.Актуализации знаний  и мотивация

М: создание проблемной ситуации

4 - 5 мин

 -Прочитайте то, что написано на доске

«Ум и сердце в работу вложите.

Каждой секундой в труде дорожите!»

(1 слайд)

-Найдите в тексте слова, похожие по значению

-Как вы думаете, почему они выделены в тексте?

-Что вы можете сказать о них?  

 -Есть ли у них сходство?

-А различие?

 -Как называются эти слова?

-Что бы вы хотели узнать о них?

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свои предположения

- Синонимы

-Узнать, что такое синонимы и какова их роль в речи

-Синонимы

- научиться находить их в тексте

-грамотно употреблять

П: структурирование знаний

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

III.Постановка учебной задачи

М: прогнозирование

4 - 5 мин

Давайте решим небольшой кроссворд?

(2 слайд)

Чтобы вписать в него слова необходимо разгадать загадки.

Я вам подскажу, что слова – отгадки, это слова с непроверяемыми орфограммами.

1

           

2

3

4

5

6

7

ш

о

с

с

е

м

а

ш

и

н

а

п

р

а

з

д

н

и

к

с

о

б

а

к

а

п

ш

е

н

и

ц

а

т

о

в

а

р

и

щ

м

о

р

о

з

                                                           

(3 слайд)

  1. Часть дороги, по которой движутся автомобили.
  2. Как по-другому назвать автомобиль?.
  3. День, когда все отмечают знаменательное событие
  4. В дом чужого не пущу,

      Без хозяина грущу.

  1. Зерновая культура.
  2. Человек, который всегда выручит в беде.
  3. Как по-другому называется холод?

Фронтальная проверка

Прочитайте слово в выделенном столбце

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-Какую цель мы себе поставим

Отгадывают кроссворд

Р: целеполагание

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV.Открытие нового знания

М: Частично – поисковый

Репродуктивный

Физминутка

7 - 8 мин

1-2 мин

-Что объединяет данные слова: зайчонок, зайчик, заяц, заинька, зайка, зайчишка, заюшка?

(4 слайд)

-Как ещё можно назвать зайца не однокоренным словом?

-Что общего у слов: заяц, косой?

Прочитайте определение (5 слайд)

Как вы его понимаете?

В каких двух парах синонимов слова обозначают одно и то же?

В какой паре синонимов слова имеют близкое, но не одинаковое значение?

Давайте попробуем подобрать синонимы к словам, которые я вам буду называть. При этом вы будете сопровождать их движениями.

ИДТИ – ШАГАТЬ

СКАКАТЬ – ПРЫГАТЬ

КИДАТЬ – БРОСАТЬ

СООРУЖАТЬ – СТРОИТЬ

РАЗМЫШЛЯТЬ – ДУМАТЬ

БАЛОВАТЬСЯ – ШАЛИТЬ

ЕСТЬ – КУШАТЬ

СВЕРКАТЬ – БЛИСТАТЬ

Отвечают на вопрос учителя,

Выполнять упражнения

-косой

-синонимы

Л: смыслообразование

Р: саморегуляция

П:структуирование знаний

Лог: анализ с целью выделения признаков

К: умение выражать свои мысли

V.Первичное закрепление во  внешней речи

М: языкового анализа и синтеза

имитативный

4 - 5 мин

-У каждого из вас есть карточка.

- Прочитайте группу слов и назовите, что их объединяет.

Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький.

Идти, шагать, брести, ковылять.

Храбрый, смелый, отважный, неробкий, мужественный.

Доктор, врач, знахарь, лекарь.

Алый, пунцовый, багровый, рубиновый.

- Что объединяет слова?

- Для чего они нужны, разве недостаточно одного слова?

-смысл, часть речи

- дают более точную характеристику предмету, действию, качеству

Л: смыслообразование

Р: саморегуляция

П:структуирование знаний

Лог: подведение под понятие, выведение следствии; доказательство

К: умение выражать свои мысли

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: решения грамматико-орфографических задач

4 - 5 мин

Вернемся к нашему предложению:

 «Ум и сердце в работу вложите.

Каждой секундой в труде дорожите!»

(6 слайд)

-Найдите в тексте синонимы и подчеркните их?

-Какие слова вы подчеркнули?  

-Как они называются?

 -Почему?

Поставьте себе оценку, если подчеркнули слова (в) работе и (в) труде

Выполняют работу

Проверяют себя

Анализируют выполненную работу

Лог: анализ, синтез, доказательство

Р: планирование, саморегуляция, коррекция

Л: смыслообразование

VII.Включение в систему знаний

М: решения грамматико-орфографических задач

7 - 8 мин

-Миша составил рассказ. Какой недостаток есть в рассказе?

(Слайд 7-8)

- Измените рассказ, подобрав подходящие по смыслу слова

-Давайте сравним мой рассказ и ваш

(Слайд 9)

-Чем отличаются синонимы? Что  у них общего?

(Слайд 10)

-Зачем нужны синонимы?

Обобщают полученные знания

Отвечают на вопросы

Закрепляют пройденный материал

-повторяется одно и то же слово

-отличаются тем, что у них нет общего корня, а общая у них смысловая нагрузка

Л: смыслообразование

Р: саморегуляция

П:структуирование знаний

Лог: анализ с целью выделения признаков

К: умение выражать свои мысли

VIII.Рефлексия деятельности

М: аналитический

2 - 3 мин

Как вы считаете, вы сегодня плодотворно поработали?

 - Какую тему мы с вами сегодня изучили?  

- Какое определение вывели?

-Что вы можете сказать о роли синонимов в речи?

Анализируют собственную деятельность

Л: смыслообразование,

Р: оценка

К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.

Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России".

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России"....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы".

В данном конспекте дан подробный ход урока к теме "Синонимы и антонимы"....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы" 3 класс

Урок русского языка по теме "Синонимы и антонимы" 3 класс разработан с учётом ФГОС....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы" (2 класс, УМК "Перспектива")

Тема: Слова, близкие по значению (синонимы). Повторение.Цели деятельности учителя: углубление знаний детей о словах близких по значению (синонимы)Планируемые результаты:Предметные:знать: понятия &laqu...

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: Создание условий для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности, информативности и выраз...

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя:Создание условий для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности, информативности и вырази...