Конспект урока русского языка на тему: «Союзы и их роль в языке»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Нагимулина Анастасия Равилевна

Цели деятельности учителя: знакомство со служебными частями речи – союзами. Определение роли союзов в русском языке, предложении и речи.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК системы В.Д. Эльконина – В.В. Давыдова, 4 класс, 2 часть, раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_soyuzy.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Союзы. Их роль в языке»

Цели деятельности учителя: знакомство со служебными частями речи – союзами. Определение роли союзов в русском языке, предложении и речи.

Планируемые результаты

Предметные: знать: понятие «союз», уметь: видеть отличия в употреблении союзов между частями высказывания и самостоятельным высказыванием, находить союзы в текстах и предложениях

Личностные: уметь проводить самоанализ выполненной работы, создать условия для развития у школьников умения сопоставительного анализа информации.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК системы В.Д. Эльконина – В.В. Давыдова, 4 класс, 2 часть, презентация, раздаточный материал

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

 УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

М: психологический настрой; эпиграф к уроку

1 - 2 мин

Добрый день, ребята, меня зовут Анастасия Равилевна и сегодня урок русского языка я хочу начать с эпиграфа «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.» Р. Декарт. Как вы понимаете это высказывание?

Для начала давайте проверим, все ли необходимое у нас на столах и уберем лишнее. Я желаю вам хорошо применить свой ум в работе на уроке.

Давайте подготовим тетради к работе. Сегодня тридцатое января. К какой части речи принадлежит слово «тридцатое»? Классная работа. К каким частям речи принадлежат оба слова?

Приветствуют учителя

Организуют рабочее место

Делают записи в тетрадях

-Тридцатое – порядковое числительное, простое

-Классная – прилагательное

-Работа – существительное

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

К: планирование учащимися сотрудничества с учителем

II.Актуализации знаний  и мотивация

М: создание проблемной ситуации

4 - 5 мин

А какие ещё части речи вы знаете? На какие две большие группы они делятся? По какому признаку?

Вы знаете самостоятельные и служебные, а какие части речи называются служебными, а какие – самостоятельными?

Замечательно. Ребята, давайте запишем высказывание, подчеркнем члены предложения, подпишем части речи и предлоги:

Голубые да синие колокольчики спят в тени берез

(слайд 1 – 2)

Отнесли ли вы к какой-нибудь из известных вам частей речи слово «Да»? Какую работу оно выполняет в высказывании? Какие два слова оно связывает между собой? А что это за слова? Что обозначает каждое из них? Признак какого предмета обозначают прилагательные? Что вы можете сказать о работе этих слов? У каких слов она одинакова?

Как вы уже знаете, в русском языке есть самостоятельные и служебные части речи, одну из служебных частей речи вы уже знаете, что это за часть речи. Давайте откроем учебник на странице 18 и посмотрим, о чем хочет нам рассказать дедушка Ус

(Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие итд)

(К самостоятельным можно задать вопрос и они имеют грамматическое значение, а у служебных этого нет)

-записывают предложение

(предлог)

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свои предположения

Работают в тетрадях

П: структурирование знаний

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

III.Постановка учебной задачи

М: прогнозирование

4 - 5 мин

Исходя из того, что мы с вами обсудили, как вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Правильно, ребята «Союзы и их роль в языке»

(слайд 3)

Какие цели мы себе поставим?

(«Союзы»)

(Быть активными, внимательными, рассудительными, научиться видеть союзы в высказываниях, понимать их роль)

Р: целеполагание

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV.Открытие нового знания

М: Частично – поисковый

Репродуктивный

Физминутка

7 - 8 мин

1-2 мин

Итак, встречались ли вам такие слова?

(слайд 4)

Давайте посмотрим, что означает понятие «союз» в словаре Ожегова

(слайд 5)

Для чего же служат союзы?

Молодцы, а теперь давайте потренируемся

(слайд 6)

Прочитайте про себя и назовите союзы

Запишем предложение

Разноцветные шары взлетели в весеннее небо

Отнесли ли вы к какой-нибудь из известных вам частей речи слово «В»? К какой же? Какую работу оно выполняет в высказывании? Какие два слова оно связывает между собой? А что это за слова? Что обозначает каждое из них? Признак каких предметов обозначают прилагательные? Что вы можете сказать о работе этих слов? У каких слов она одинакова?

Запишем еще одно предложение и узнаем, какую еще работу выполняют союзы

Комната была маленькая, но уютная

Отнесли ли вы к какой-нибудь из известных вам частей речи слово «но»? Какова роль союза в предложении? Какие два слова оно связывает между собой? А что это за слова? Что обозначает каждое из них? Признак какого предмета обозначают прилагательные? Что вы можете сказать о работе этих слов? У каких слов она одинакова

Пошел снег, но игра продолжалась как ни в чем не бывало

Что же такое союз?

Какой вывод мы можем сделать? Можем ли мы сказать, что союз соединяет части предложения?

Обратите внимание, какие слова соединяют союзы? Какой части речи?

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Отвечают на вопрос учителя,

Высказывают свои предположения

Записывают предложения в тетрадь

Выполнять упражнения

Л: смыслообразование

Р: саморегуляция

П:структуирование знаний

Лог: анализ с целью выделения признаков

К: умение выражать свои мысли

V.Первичное закрепление во  внешней речи

М: языкового анализа и синтеза

имитативный

4 - 5 мин

Замечательно, теперь давайте потренируемся по учебнику, найдите упражнение 172, у меня оно на 42 стр, прочитаем задание и его продолжение после текста.

Как вы думаете, что это за части высказываний? Это две грамматические основы, два предложения в одном.

Наша задача – наблюдать, где находится союз и что он соединяет.

Чтобы найти, что соединяет союз, давайте подпишем части речи и подчеркнем члены предложения.

(после работы у доски: «Какие части речи соединяют союзы? Что ты можешь сказать о прилагательных?)

Мы с вами рассмотрели случаи, когда союзы соединяют однородные члены предложения и когда они соединяют части одного предложения – две грамматические основы.

Кто считает, что понял:

Как союзы соединяют слова в высказываниях?

Как союзы соединяют части высказывания

Ребята, взгляните на экран, прочитайте предложения, что вы можете сказать о словах, которые соединяет союз (слайд 7 -8)

Верно, ребята, слова, которые соединяет союз всегда одной части речи

Работают с учебником

Высказывают свое мнение

Закрепляют пройденный материал

Л: смыслообразование

Р: саморегуляция

П:структуирование знаний

Лог: подведение под понятие, выведение следствии; доказательство

К: умение выражать свои мысли

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: решения грамматико-орфографических задач

4 - 5 мин

Замечательно! Сейчас вы получите карточку с заданием, ваша задача – найти союз и определить, что он соединяет, а заодно подписать часть речи (подчеркнуть члены предложения).

Поменяйтесь листочками, проверьте, верно ли выполнил задание ваш сосед.

 (слайд 8) Посмотрите на экран и сравните свой результат с результатом на слайде.

У кого получилось справиться без ошибок?

Кто без ошибок определил союз?

Кто без ошибок определил, что соединяет союз? Части речи?

Выполняют работу

Проверяют друг друга

Проверяют себя

Анализируют выполненную работу

Лог: анализ, синтез, доказательство

Р: планирование, саморегуляция, коррекция

Л: смыслообразование

VII.Включение в систему знаний

М: решения грамматико-орфографических задач

7 - 8 мин

В начале урока мы не закончили разбирать предложение, давайте вернемся к нему и попробуем ответить на вопросы еще раз

Голубые да синие колокольчики спят в тени берез

(слайд 1 – 2)

Отнесли ли вы к какой-нибудь из известных вам частей речи слово «Да»? Какую работу оно выполняет в высказывании? Какие два слова оно связывает между собой? А что это за слова? Что обозначает каждое из них? Признак какого предмета обозначают прилагательные? Что вы можете сказать о работе этих слов? У каких слов она одинакова?

Подведем итоги:

Над чем мы с вами сегодня работали?

Какова была тема нашего урока?

Какую цель мы ставили?

Как вы считаете, мы достигли цели?

Кто считает, что понял тему урока?

Давайте вспомним, что такое союз? Для чего служит союз? Что он связывает в предложении?

Замечательно!

Кройте дневники и запишите домашнее задание: стр 22 – 23 – повторить и выполнить 171 упр.

Обобщают полученные знания

Отвечают на вопросы

Закрепляют пройденный материал

Л: смыслообразование

Р: саморегуляция

П:структуирование знаний

Лог: анализ с целью выделения признаков

К: умение выражать свои мысли

VIII.Рефлексия деятельности

М: аналитический

2 - 3 мин

Как вы считаете, вы сегодня плодотворно поработали?

Вам понравилось, как вы поработали?

Вам удалось узнать, что такое союз?

Если вы считаете, что поняли, что такое союз, поставьте человечка на самую высокую ступеньку. Если вы считаете, что не совсем поняли, решите сами, на какую ступеньку вы поставите человечка. Если вы считаете, что совсем не поняли...но, я думаю, сегодня таких нет.

Спасибо за урок, ребята, хорошего вам дня.

Анализируют собственную деятельность

Л: смыслообразование,

Р: оценка

К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".

План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку по теме "Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения" для 3 касса школы 8 вида.

Данный урок в доступной для детей форме  дает знания о важности правильной постановки ударения, его смыслоразличительной функции....

Золотина И. В. Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Глагол. Его роль в языке".

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Глагол. Его роль в языке" с применени ем ИКТ....