Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сыскова Дарья Александровна

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 3

ФИО учителя: Устьянцева Д.А

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Род имён существительных

Цели деятельности учителя:

  • формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке;
  • развитие умения правильно обозначать род имён существительных.

Планируемые результаты:

   Предметные:

  • знать о постоянных признаках имён существительных;
  • уметь определять род имён существительных.

Личностные:

  • осознавать роль языка и речи в жизни;
  •  принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация.  

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

Здравствуйте ребята!

Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Дарья Александровна.

Чтобы хорошо учится,

С ленью нам не по пути,

К знаниям будем мы идти.

Ребята, настраиваемся на продуктивную работу.

Приветствие учителя

Слушать учителя

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Практический: упражнение 

6 мин

-Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнее число и «Классная работа»

Спинки держим ровно, пишем красиво.

-А сейчас вы должны отгадать загадку.

-Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Спешу я в гости к Вам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я …

-Правильно, это имя существительно. А что же такое имя существительно, расскажет нам Ваня.

-Верно, ребята посмотрите пожалуйста на слайд. На слайде вы видите слова, вам нужно соединить слова так, чтобы получились пары. И объяснить по какому принципу вы их соединили.

(На слайде слова. 1 столбик: парта, тетрадь, кружка, стул. 2 столбик: тетради, стулья, кружки, парты)

-Ребята, какие слова вы соединили?

-Хорошо, по какому признаку вы их соединили?

Выполнять задание

Слушать загадку

Говорить отгадку

- Имя существительное

-Имя существительное –это часть речи, которая обозначает (называет) предмет и отвечает на вопрос кто? что?

Слушать учителя

Выполнять задание

Отвечать на вопросы

-парта-парты, тетрадь-тетради, кружка-кружки, стул-стулья. 

-единственное-множественное число

Лог: выдвигать гипотезу и обосновывать их, доказывать; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

Словесный: учебный диалог 

Наглядный: презентация

5 мин

-Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним признаком имени существительного.  

(Учитель берет пенал)

-Чей пенал? Запишите.

- Подчеркните слово мой.

-Какой он?  Запишите.

-Подчеркните слово он.

-Назовите имена существительные, к котором можно подставить слова он, мой 

-Чья ручка? Запишите.

-Подчеркните слово моя.

-Какая она? Запишите.

-Подчеркните слово она.

-Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова она, моя.

-Чье окно? Запишите.

-Подчеркните слово мое.

-Какое оно? Запишите.

-Назовите имена существительные, к котором можно подставить слова оно мое

Верно. Ребята, посмотрите пожалуйста на слайд. На слайде картинки, что вы на них видите?

- Какими словами мы можем заменить слова на слайде?

-Какова тема нашего урока?  

- Правильно, тема нашего урока — это род имен существительных.

-Какие задачи будем решать на уроке?

Слушать учителя

Выполнять задания

-Пенал мой

- Он зеленый

- Мой папа, он красивый

-Ручка моя

-Она красивая

-Моя книга, она практичная

-Окно мое

-Оно большое

-Мое пальто, оно удобное

- Стол, собака, море.

Отвечать на вопросы

- Стол - он, мой. Собака – она, моя. Море- оно, мое.

-Род имен существительных.

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

-Мы будем учиться определять род имен существительных, учиться подбирать к роду местоимения.

Р: планирование;

Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Практический: чтение учащихся

Физминутка

6 мин

А сейчас давайте откроем учебник на странице 25 и прочитаем с вами правила определения рода у имен существительных.

-Кто прочитает на правило?

-Хорошо, значит, чем мы с вами можем заменить имя существительное.

-Правильно, а сейчас мы с вами немного отдохнем.

-На болоте две подружки, (основная стойка)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались (имитируют процесс умывания)

Полотенцем растирались (имитируют процесс растирания – правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегла назад за спину)

Ножками топали, (ходьба на месте)

Ручками хлопали. (хлопать в ладоши)

Вправо, влево наклонились. (Наклоны вправо, влево).

И обратно возвращались.

И тихонько сели на свои места.

Слушать учителя

Имена существительные, которые можно заменить местоимениями он,- мужского рода: дядя (он), картофель (он). Имена существительные, которые можно заменить местоимением она,-женского рода: морковь (она), фамилия (она). Имена существительные, которые можно заменить местоимением оно,-среднего рода: имя (оно), варенье (оно), пальто (оно).

-Имя существительное мы можем заменить местоимением.

Повторять движения за учителем

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

Словесный: беседа

5 мин

-А сейчас давайте выполним упражнение. Откройте упражнение 39 на странице 25.

- Что нам нужно сделать со словами?

-Верно, а на какие столбики мы будем распределять слова?

-Верно, ребята посмотрите пожалуйста, как правильно записывать мужской-м.р, женский – ж.р  и средний род- ср.р.

-Давайте разберем с вами на примере слово волна.

- Итак, волна. Каким местоимением мы можем заменить слово волна.?

-Верно, значит волна у нас, какого рода?

-Правильно, приступайте к выполнению этого задания.  Маша пойдет к доске писать все слова –м.р, Миша –ж.р и Ваня –ср.р

- Ребята, а теперь выделите окончания имён существительных.

-Ребята, можно ли по окончанию определить род имен существительных?

-Да, по окончанию имен существительных нельзя определить род, для этого давайте обратимся к сноске «Обратите внимание!» Что вы видите в ней не обычно?

-Правильно, именно поэтому мы и не можем по окончанию определить род имен существительных. Но что нам для этого нужно сделать?

-Верно.

Открывать учебник

-Нам нужно слова распределить на 3 столбика.

-Мужской, женский и средний род.

Смотреть на доску

-Она

-Женского

Выполнять задания на доске и тетради

-Нельзя

- Что у мужского и женского рода окончания одинаковые.

- М.р- а,я,

Ж.р-а, я.

Ср.р-о,е

- Нам нужно заменить имя существительное, на местоимения он, мой, она, моя, оно, мое.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

Словесный: беседа

5 мин

- Откройте учебник на странице 27 №43. Это задание мы с вами выполним по цепочке. Начиная с 1 ряда. При этом вы должны указать род имен существительных.

- Итак, жареный…

Широкое …

Красный…

Вкусная…

Московское..

Известная…

Зимнее…

Душистая…

Стройный…

Яблочное…

- Ребята, а из какие частей речи включены в словосочетания?

-Сейчас вам нужно представленных словосочетаний, составить по 2 предложения. А затем мы послушаем какие предложения получились у вас.

Слушать учителя

Картофель, он мой, м.р

Шоссе, оно мое, ср.р

Помидор, он мой, м.р

Карамель, она моя, ж.р

Метро, оно мое, ср.р

Фамилия, она моя, ж.р

Пальто, оно мое, ср.р

Сирень, она моя, ж.р

Тополь, он мой, м.р

Повидло, оно мое, ср.р

- Из прилагательного и существительного.

-Мама приготовила яблочное повидло.

-Летом цветет душистая сирень.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

Практический: упражнение 

6 мин

-Ребята, у вас на столах лежат карточки, но дело в том, что в них допущены ошибки. Ваша задача состоит в том, чтобы найти эти ошибки и исправить. А также выделить окончания. Затем мы с вами проверим.

М.р

Ж.р

С.р

Кот

Вода

Пальто

Растение

Мальчик

Морковь

Карандаш

Кормушка

Молоко

Мама

Слово

Орех

Игра

Море

Отдых

-Ребята, какие ошибки вы нашли?

-Именно в некоторых словах, род был указан не верно. Давайте сейчас с вами проверим, все ли вы указали верно.

-Называйте имя существительное по цепочке, а также его окончание и определите род имени существительных.

Слушать учителя

Выполнять задания

- Был не правильно указан род.

М.р

Ж.р

С.р

Кот

Вода 

Пальто 

Мальчик

Морковь

Растение

Карандаш

Кормушка

Молоко

Орех

Мама

Слово 

Отдых

Игра

Море

- Кот, он мой м.р , нулевое окончание( и так со всеми словами)

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

5 мин

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник страница 27 №44.

-Давайте посмотрим, что вам нужно сделать в этом задание. Для начала вам нужно отгадать загадки. Далее найти имена существительные и определить род имен существительных. А также по памяти записать любую загадку.

-Итак, подведем итоге нашей работы на уроке.

-Над какой темой мы работали?

-Как определить род имен существительных?

-Верно. Ребята, на ваших партах лежат листочки, это смайл. Ваша задача нарисовать лицо. Если вам все понравилось, то нарисуйте веселый смайлик. А если вам не понравилось, то нарисуйте грустный смайлик.

Записывать домашнее задание

-Мы работали над темой: «Род имен существительных» Я считаю, что цели урока были достигнуты.

-Нужно существительно заменить на местоимения он, она, оно.

Р: давать оценку;

П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

План конспект урока по русскому языку ФГОС " Род имени существительного" 3 класс

Урок открытия нового знания по учебнику Л.Я. Желтовская.Цель урока: сформироватьценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.На уроке исполь...

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

Конспект урока по русскому языку "Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж имен существительных" ( УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Дательный падеж имен существительныхЦели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, пред...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Связь имени прил. с именем сущ.

Цели деятельности учителя: формирование представлений со смысловым значением имен прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предмет...