Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи" 3 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Камышева Юлия Михайловна

Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи"  3 класс Школа России 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 3 классе по теме

                     « Имя существительное как часть речи» (введение).

« Давайте порадуем зиму»

Цель: дать более  глубокое представление об имени существительном как части речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное». Развивать связную речь учащихся, умения обобщать и делать выводы, выражать  свои мысли  с достаточной полнотой и точностью, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.

1. Орг. класса: Будем отвечать активно,

                     Хорошо себя вести.

                      Чтобы гости дорогие

                     Захотели вновь прийти!

2. Ход урока:

1. – Ребята, как называется наш урок?

 - Сегодня мы идём в гости к зиме. Изменчива погода зимой; то выглянет яркое солнышко, то вдруг нахмурится небо, вихри закружат снежные хлопья.

 - А какой идёт месяц? (запись числа и классной работы)

        Запорошила дорожки,

        Разукрасила окошки.

         В гости к нам идёт сама

        Волшебница …  зима.        

2. Минутка чистописания З з

 - Подберите однокоренные слова к слову зима. Как можно назвать зиму красиво?

3. Зима опустилась на землю во всей своей красе, сверкает снег. Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.

 - А у нас сегодня гость. Кто это, ребята?

Задание: прочитать слова, вставить пропущенные буквы,                

записать и объяснить  (проверка устно).       

- А посмотрите внимательно на слова. Не захватил ли Снеговик

«лишнего» слова. Найдите  «лишнее» слово. Почему вы решили,        

что оно не подходит к этой группе слов?                                                                

- На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?                                        

- Что это за слова, которые отвечают на вопросы  кто? что?                 

- Правильно, это имена существительные. А что такое имя

существительное?

 Всему название дано, - и зверю и предмету

Вещей вокруг полным полно, а безымянных  нету,

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами

  Работа с упр. № 389

- Можно ли без имен существительных прочитать текст?  Выпишите имена существительные.

- У каждого слова своя работа, одни, - называют предметы, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ.  У каждой части речи свой дом. И вот сегодня мы будем строить дом имени существительному.

        Каждый дом имеет фундамент.    

4. – Что вы уже знаете об этой части речи? Назовите имена существительные.

 -А почему слова отвечают на разные вопросы? Да, живые и неживые. А правильно сказать одушевлённые и неодушевлённые. 

 Это первый этаж нашего дома.

Физминутка:

- Игра на внимание «Хлопок – молчок»

(игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.

5. Классификация существительных.

 - А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Поиграем в группы слов

Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)

Пёс, петух, корова, кошка                        - … животные.

Кукла, мячик и гармошка                        - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы                                - … овощи.

Молоток, топор, щипцы                          - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка                         - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка           -…  посуда.

Василек, ромашка, роза                          -…  цветы.

                Ветер, дождик и морозы                  - … явления природы.

- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?   

фрукты -…                ткани - …                реки - …

мебель  - …          профессии - …        города - …

Итак, что же могут обозначать имена существительные?

Это  еще один этаж нашего дома.  

Физминутка.         Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне? Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).

- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)

- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).

- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).

- Потрогаем  белые стволы берёз (потираем руки).

- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)

- Сели (минутка отдыха).

Реснички опускаются…( музыкальное сопровождение) 

Глазки закрываются, …

Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)

Сном волшебным засыпаем,…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают,…

Ноги тоже отдыхают,…

Отдыхают… засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена.

И расслаб-ле-на,…

Губы чуть приоткрываются,…

Всё чудесно расслабляется.(2раза)

Дышится легко… ровно…глубоко…

Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. С мохнатых хвойных ресниц  елей летят снежинки.

Мы  спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза

И красиво сесть!

     Продолжаем работу.

6. Роль существительных в речи и предложении.

Прочитайте текст (на доске):    

   Пушистый  … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей …  . Стучит по стволу дерева …   Только не спит в своей ….        ….  .

- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем  говорится.

- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

Разбор каждого предложения:

 - Почему в первом предложении вставили слово снег? Найдите основу предложения, подчеркните. На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает? Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащими в 1,2,4 предложении.

- Какой вывод можно сделать?

Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что?  - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.

 - Какое слово вы вставили в третьем предложении? На какой вопрос оно отвечает? Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения?  Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.

Третий этаж нашего дома   

(роль в предложении)                

7. Обобщение – по этажам «дома»

- Так что же такое имя существительное?

Но впереди у нас большая работа, изучить четвертый этаж нашего дома. Этим мы займемся на следующих уроках.

8. Рефлексия «Сегодня на уроке я…» 

- узнал новое…

- научился …

- было трудно …

- всё понял, могу помочь другим …

- Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня зиму? Понравился вам урока? Спасибо всем за работу. А зима приготовила вам подарки (дарю всем по снежинке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс 2 часть...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний о местоимении, умения употреблять местоимения в речи.Цели урока по выпускной квалификационной работе: профилактика оптической дисграфии; развитие зр...

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" (УМК "Школа России", 2 класс").

Цель деятельности учителя: формирование знаний о местоимении как части речи; формирование умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении; совершенствование умения работать с ...

Конспект урока по теме "Предлог как часть речи" УМК "Школа России" (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи. Планируемые результаты Предметные: знать: что такое предлог;  какую роль игра...

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результаты:Предметные- знать определение местоимения;- знать правил...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...