КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действие», УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Марцениус Елена Константиновна

Тема: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действие»

 

Цели деятельности учителя: знакомство с правилом разделительного написания частицы «не» со словами, называющими действие; формирование навыка написания частицы «не» со словами, называющими действие, формирование умения приводить примеры на данное правило.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь самостоятельно подбирать примеры к правилам;
  • применять правила орфографии в письменной речи.

Личностные:

  • осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • учиться уважительно относиться друг к другу.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: компьютер, проектор, УМК «ПНШ», учебник Н. А. Чураковой, 2 класс 3 часть, стр. 63-31, рабочая тетрадь стр. 33 №46, презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 09.02.2018

Школа: 95

Класс: 2-7

Кабинет: 310

ФИО учителя: Кирчиевская Е.Ю

ФИ студента: Марцениус Елена

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действие»

Цели деятельности учителя: знакомство с правилом разделительного написания частицы «не» со словами, называющими действие; формирование навыка написания частицы «не» со словами, называющими действие, формирование умения приводить примеры на данное правило.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь самостоятельно подбирать примеры к правилам;
  • применять правила орфографии в письменной речи.

Личностные:

  • осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • учиться уважительно относиться друг к другу.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: компьютер, проектор, УМК «ПНШ», учебник Н. А. Чураковой, 2 класс 3 часть, стр. 63-31, рабочая тетрадь стр. 33 №46, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Доброе утро, класс.

-Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
Тихо сели девочки,
Тихо сели мальчики.
Проверь, дружок, 
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок

-Здравствуйте.

Л: нравственно-этическая ориентация.

II. Актуализация знаний и мотивация

(Объяснительно-иллюстративный)

(Решение грамматико-орфографических задач)

(Решение грамматико-орфографических задач)

5 мин

7 мин

- Как должен сидеть ученик? Вот и покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня 9 февраля.

- Давайте начнем наш урок с минутки чистописания. Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву «н» и строчную букву «е» Посмотрите, на слайд и пропишите строчку, чередуя эти буквосочетания.

-Скажите, что вы только что прописали?

-А может кто-нибудь знает, как по-другому называют это буквосочетание?

 -Ноги на полу, спину прямо, руки вместе, между партой и животом 1 кулачок.

Не НЕ …

-Буквосочетание НЕ.

-Частица.

Р: саморегуля-ция;

П: синтез;

Р: саморегуляция;

III. Постановка учебной задачи

 (Наглядный-иллюстрация)

(Словесный-беседа)

2 мин

-А сейчас ниже на строчке вам нужно будет записать следующее (слайд): «)не)бегать», «(не)молчать», «(не)кричать».

-Сможете ли вы это выполнить?

-Почему?

-Тогда кто мне может сформулировать тему нашего урока?

-А какие вы себе поставите цели на наш урок?

-Нет.

-Мы не знаем, как пишется «не» со словами-действиями.

- Написание частицы НЕ со словами, называющими действие

- Научиться писать частицу НЕ со словами - действиями.

П: смысловое чтение;

П: самостоятельное формулирование цели.

IV. Открытие нового знания

5 мин

 -Откройте учебник на странице 63. Прочитайте вслух по цепочке диалог Анишит Йокоповны и Миши.

Чтение текста.

П: смысловое чтение;

(Имитативный-запоминание)

(Словесный-рассказ)

(Практический- подбор примеров)

2 мин

-Итак, расскажи своими словами правило, которое дала Мише Анишит Йокоповна.

-А сейчас расскажите это правило своему соседу по парте.

-Приведите свои примеры на это правило.

-А как можно проверить написание «не» со словами-действиями?

- Приведите примеры

-Хорошо, молодцы.

-«Не» со словами-действиями пишется раздельно.

-Не прыгать, не смеяться.

        (приводить примеры на правило)

-Между ними можно поставить слова: очень, просто, только.

- Не просто прыгать, не очень смеяться, не только бегать.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

Динамическая пауза

1 мин

- А сейчас, давайте немного отдохнем. Встаньте со своих мест и повторяйте движения за мышкой.

Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места.

Р: саморегуляция;

V. Первичное закрепление во внешней речи

(Объяснительно-иллюстративный)

(Словесный-беседа)

(Практический: списывание с грамматическим заданием)

(Словесный-беседа)

3 мин

 -А сейчас откройте рабочую тетрадь на странице 33 №46.

- Прочитайте задание про себя. Прочитайте задание вслух.

- Что нужно сделать?

- А как мы пишем частицу «не» со словами-названиями действий?

-Хорошо. А кто мне скажет, что такое обращение?

-А как на письме мы показываем обращение?

-А когда мы их ставим?

-А как мы выделяем обращения в устной речи?

- Прочитайте текст так, как вы будете его писать, выразительно, выделив обращения.

-На выполнение этого задания у вас есть 5 минут.

-Время вышло. Прочитайте слова действия с частицей «не».

- Как вы написали слова-действия с частицей «не»?

- Почему?

- Сейчас назовите мне обращения, которые вы нашли.

-А какие вы выделили запятыми?

-Хорошо. А сейчас посмотрите на слайд и сравните эту запись с той, что у вас получилась.

-Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки? Вы молодцы. А те, у кого есть, не расстраивайтесь, в следующий раз у вас обязательно получится.

- Перед словами-названиями действий вставь частицу «не». Найди обращения и выдели их с двух сторон запятой.

- Вставить частицу «не», найти и выделить обращения.

-Раздельно.

-Обращение, это призыв, речь или просьба, обращённые к кому-либо.

-Запятыми.

-Если обращение стоит вначале предложения, то запятую ставим после него, если в середине, то выделяем запятыми с двух сторон, а если в конце, то ставим запятую перед обращением.

- Короткими паузами с двух сторон.

Баю-бай! Васик-бай!
Ты, собачка, не лай!

Ты, бычок, не мычи!

Ты, медведь, не рычи!

Волк, миленький, не вой!

Петушок, дружок, не пой!

Все должны теперь молчать:

Васи хочет спать…

Баю-бай! Васик-бай!

Ножками не болтай,

Глазками не моргай,

Смеяться не надо,
Ладушки ладо!

- Не лай, не мычи, не рычи, не вой, не пой, не болтай, не моргай, не надо.

- Раздельно.

- Потому что частица «не» пишется раздельно со словами, называющими действия.

-Собачка, бычок, медведь, волк, миленький, петушок, дружок.

-Собачка, бычок, медведь.

Р: планирование;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания;

Р: коррекция;

Р: контроль в форме сличения действий;

Р: оценка.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

 (Решение грамматико-орфографических задач)

(Словесный-беседа)

(Наглядный-иллюстрация)

 

7 мин

- А сейчас мы поработаем в группах по 4 человека. Я раздам вам карточки со словами. Ваша задача придумать правила поведения ученика на уроке с использованием частицы «не» и данных слов. Записывать эти правила вы будете у себя в тетради.

-Как мы пишем первое слово в предложении?

-А как мы пишем частицу «не» со словами-названиями действий?

-Что ставится в конце предложения?

-На выполнение этого задания у вас есть 5 минут.

За партой___ лежи.

На уроках___ кричи.

Малышей___ обижай.

Взрослых___ перебивай.

-Ваше время истекло. Сейчас выберите представителя от группы, который зачитает ваши правила. Давайте начнем с 1 группы.

- Как пишется частица «не» со словами-действиями?

- А соблюдаете ли вы эти правила?

-Ребята, вы молодцы. Спасибо за работу.

-С заглавной буквы.

-Раздельно.

-Точка.

За партой не лежи.

На уроках не кричи.

Малышей не обижай.

Взрослых не перебивай.

- Раздельно.

- Да, соблюдаем.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

VII. Включение в систему знаний

(Словесный-беседа)

(Наглядный-иллюстрация)

(Словесный-беседа)

7 мин

-А сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах. Прочитайте пословицы. А кто мне скажет, что такое пословицы?

- Как вы думаете, что не хватает в этих пословицах?

- Ваша задача вместе с соседом по парте закончить эти предложения, вставив «не» там, где это нужно и записать эти предложения в тетрадь.

-На это задание у вас есть 5 минут.

Петя пошел в лес за земляникой и ___ заблудился. Он ___ мог найти дорогу, ___знал в какую сторону идти. Мальчик ___ хотел, чтобы ночь застала его в лесу, и ___ стал медлить.

-А сейчас посмотрите на слайд и сравните то, что на нем и то, что вы записали. Рядом с правильным ответом поставьте «+».

-Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки? Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.

- Как мы записали слова-действия с частицей «не»?

- Почему?

-Краткое народное изречение с назидательным смыслом.

- Частицы «не».

Петя пошел в лес за земляникой и заблудился. Он не мог найти дорогу, не знал в какую сторону идти. Мальчик не хотел, чтобы ночь застала его в лесу, и не стал медлить.

- Раздельно.

Потому что частица «не» пишется раздельно со словами, называющими действия.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

К: управление поведением партнера;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Р: контроль в форме сличения действий;

Р: оценка.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный-беседа)

(Наглядный-демонстрация)

5 мин

 - Итак, наш урок подходит к концу. Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник страница 64 № 67. (С. 64 № 67)

 Давайте вспомним, какой была тема нашего урока?

- Какую цель вы поставили на этот урок?

- Была ли она нами достигнута?

- Ребята, у вас на партах лежат листочки. А на доске вы видите дерево. Сейчас каждый из вас напишет на листочке пожелание своим одноклассникам на эту четверть, используя изученное правило. Произнесите его. После урока наклейте листочки на дерево.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Для этого посмотрите на слайд. Здесь вы видите лестницу успеха. На верхней ступени стоят те ученики, которые активно работали на уроке, поняли тему и смогут о ней рассказать. На средней ступени будут те ученики, которые не очень активно работали на уроки, и которые поняли тему, но нуждаются в повторении. На нижней ступени будут те ученики, которые совсем не поняли новую тему.

-Кто стоит на верхней ступени, поднимите руку. На средней? На нижней?

-Спасибо за работу на уроке. Вы все большие молодцы.

- Написание частицы НЕ со словами, называющими действие.

- Научиться писать частицу НЕ со словами - действиями.

- Да

- Частица «не» пишется раздельно со словами-названиями действий.

П: рефлексия способа действий;

Р: оценка;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Тема: Написание частицы НЕ со словами, называющими действия

Конспект урока по русскому языкуТема: Написание частицы НЕ со словами, называющими действия...

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируемые ре...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о правописании частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируем...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "правописание частицы НЕ с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с ролью частицы не; формирование навыка писать частицу не с глаголами раздельно; формирование знаний алгоритма разбора глагола как части речи. Планируемые резул...

Конспект урока по русскому языку. Тема:«Правописание частицы не с глаголами». (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели урока:  формирование  навыка  раздельного  написания  глаголов  с  частицей  НЕ; ознакомление  учащихся с...