методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Слово в языке и речи. Лексическое значение слова."
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Белоусова Анастасия Вячеславовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык                                                            

Тема: Слово в языке и речи.  Лексическое значение слова.

Цель: познакомить с понятием лексическое значение слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять лексическое значение слов; аргументированно отвечать, доказывать мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

УУД:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов,формирование адекватного понимания метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности.

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

                                                                  Ход урока

I. Организационный момент

II, Актуализация знаний

I. Орфографическая минутка

'Листья, деревья, желтые , с, опадают

— Составьте предложение из слов. )

— Назовите знакомые орфограммы. 

— Найдите подлежащее и сказуемое.

— Выпишите пары слов. 

2. Словарная работа

(На доске запись.) ......

ХБЧЕШРПЕФЗЦА ' • .. . ;

— Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, с которым мы познакомимся. (Береза.)

— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

Береза - любимое дерево в России. Свое название оно получило от иностранного слова, которое означает «белый». Так можно запомнить букву Е.

— Как ласково называют березу? (Березка, березонька.)

— Как называют сок березы? (Березовый.)

— Лес из берез? (Березняк.)

— Гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)

— Подчеркните во всех этих словах букву Е.

III. Самоопределение к деятельности Игра «Отгадай слово»

— Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса.)

— Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (Корова.)

— Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока.)

— Какое животное может быть лишним? Почему? (Корова, так как это домашнее животное. Или сорока, так как это птица.)

— Загадайте любое животное и опишите его.

— Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает.)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о значении слов.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 41, прочитайте название раздела. (Слова, слова, слова...)

— Как вы думаете, что мы будем изучать? (Предположения детей.)

— Прочитайте, чему мы будем учиться,

— Прочитайте тему урока.

— На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое лексическое значение слова ?) Упр. 48 (с. 42). (Фронтальная работа.)

— Прочитайте задание.

— На что нужно обратить внимание? (Дети читают названия групп и слова в них.)

— Какие слова с картинки можете добавить в каждую группу? (Дети самостоятельно составляют и записывают предложение в тетрадь.)

— Какое предложение записали? О чем говорится в предложении? (Несколько учащихся читают свои варианты.) Упр. 49 (с. 43).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка.) Упр. 50 (с. 43). (Фронтальная работа.)

— Прочитайте правило на с. 43 самостоятельно.

— Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

(«Страничка для любознательных» (с. 44).)

— Прочитайте самостоятельно.

— Что общее у слов лопух, лопата, лопоухий'? (Часть лопа-, от которой образованы эти слова. Лопа означает «широкий лист».}

— Зная происхождение этих слов, можно легко запомнить и безударную гласную в этих словах О.

— Какое лексическое значение имеет слово лопух'? (Травянистое растение с большими листьями и цветами с крючочками.} Упр.51 (с. 44). (Устное выполнение.)

VII. Рефлексия

— Определите слово по его значению.

1) Часть дерева, которая находится под землей и питает растение. (Корень.)

2) Школьная принадлежность, с помощью которой рисуют или чертят. (Карандаш.)

3) Хвойное дерево, которое украшают на Новый год. (Ель.)

4) Мелкий грызун, который живет в поле, но может жить и в жилище у человека. (Мышь.}

5) Время года после лета. (Осень.)

— Оцените с помощью «светофора», как вы поняли новую

тему.

Зеленый — хорошо понял. Желтый — почти все понял. Красный — не понял.

VIII. Подведение итогов урока

— Какое новое слово узнали на уроке?

— Что такое лексическое значение?

— Как думаете, все л и слова имеют лексическое значение? (Да. Каждое слово что-то обозначает.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 52 (с, 44).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса по теме "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?"

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса на тему "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" была предста...

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку для 3 класса «Состав слова (закрепление)»

Данная методическая разработка урока  содержит конспект урока , в котором используются следующие методы обучения:  наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый, а также презе...

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: «КОНСТРУИРОВАНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ СО СЛОВАМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?».

Урок русского языка по УМК «Школа 2100».  Тема урока: «КОНСТРУИРОВАНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ СО    СЛОВАМИ,  ОТВЕЧАЮЩИМИ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?».Тип урока: урок комплексн...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс "Родственные слова."

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией "Значения приставок" 3 класс

Тема урока: «Значения приставок»Цели урока:способствовать закреплению знаний о роли и значении приставок;формирование умения проводить разбор по составу, образовывать новые слова.Планируем...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Значения заимствованных слов».

На данном уроке планируется, что обучающиеся будут осуществлять следующие виды образовательной деятельности: 1) познание словарного запаса русского языка и установление связей в лексике (исконные...