Изучение антонимов, синонимов и антонимов в начальной школе
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Презентация к уроку на тему "Антонимы, синонимы". Материал презентации можно использовать как на уроке изучения нового материала, так и на этапе закрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_sinonimov_antonimov_i_omonimov_v_nachalnyh_klassah.pptx | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха…». К.Д.Ушинский.
Актуальность раздела Системный подход в усвоении лексических понятий Знакомство со словом, его значением Изучение грамматики на лексической основе Обогащение словарного запаса
Цель : Обогащение словарного запаса младших школьников, повышение культуры речи. Задачи: Привлечение внимания к лексической стороне слова. Знакомство с синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами.
Результаты освоения раздела Класс Знать Уметь 1 класс Простейшие случаи многозначности слова. Вычленять слова из предложения. 2 класс Слова, обозначающие предмет, признак, действие предмета. Слова- синонимы, антонимы, омонимы. Различать слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? что делает? Подбирать сходные и противоположные по значению слова. 3 класс Лексическое значение слова. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Распознавать части речи. Употреблять в речи синонимы и антонимы. Пользоваться толковым словарем. 4 класс Части речи: наречие, числительное, местоимение. Производить различные виды разбора слов. Пользоваться словарями разных типов.
Методы и формы организации деятельности Методы 1. Проблемная ситуация 2. Частично-поисковый 3. Игровой 4. Объяснительно-иллюстративный Формы 1. Индивидуально-групповая 2. Фронтальная 3. Дифференцированная 4. Самостоятельная работа
Синонимы 1.Лексические:относятся к одной части речи, различаются оттенками значений. 2. Стилистические: отличаются сферой употребления ( лик, лицо, мордашка ). 3.Синтаксические:разное построение, но одинаковое значение ( н ачать работу – приступить к работе).
Работа с синонимами 1. Подбор слов, близких по смыслу. 2. Выделение слов (синонимов) в тексте. 3. Выяснения понимания лексического значения слова. 4. Введение слова в другой контекст. 5. Использование синонимов в речи.
Виды упражнений с синонимами 1.Прочитай группу слов : маленький, большой , крохотный, огромный, гигантский . Запиши их по возрастанию признака. 2.Подбери синонимы к разным частям речи : метель смешной работать
3. Угадай: кто это? т русливый боязливый несмелый хитрая лукавая плутоватая злой сердитый коварный неуклюжий неловкий косолапый
4.Подбери синонимы: печальный невесёлый быстрый тоскливый унылый Грустный стремительный проворный Скорый слабый ломкий непрочный Хрупкий
Тест «Верно-неверно» 1.Синонимы-это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи. 2.Синонимы-это слова с противоположным значением. 3.Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи. 4.К слову можно подобрать только один синоним. 5. Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов. 7.Синоним можно подобрать к любому слову. 6.Фразеологические обороты не могут иметь синонимов. 1 2 3 4 5 6 7 + - - - + - -
Антонимы (от греч. anti – ‘против’ + оnyma – ‘ имя’) – пары слов одной части речи с противоположным значением . По характеру противопоставления своих значений антонимы подразделяются на несколько типов. 1. Антонимы, один из которых обозначает наличие признака, а второй – его отсутствие: движение – покой, спать – бодрствовать. При истолковании значений обнаруживается различие в смысловом компоненте "не": влажный – ‘содержащий влагу’, сухой – ‘не содержащий влаги’; зрячий – ‘способный видеть’, слепой – ‘неспособный видеть’. 2. Антонимы, один из которых обозначает начало действия или состояния, а другой – прекращение действия или состояния: войти – выйти, включить – выключить. Значения этих антонимов при их истолковании обнаруживают различие в смысловых компонентах ‘начать’ и ‘перестать’. 3. Антонимы, один из которых обозначает большую величину признака, а другой – малую его величину: высокий – низкий; тяжелый – легкий; быстро – медленно .
Работа с антонимами 1. Подбор антонимов к словам. 2. Составление предложений с антонимами. 3. Замена слова в предложении антонимом. 4. Продолжение предложения с антонимами. 5. Подбор антонимов к многозначным словам.
Составь предложение с антонимами
Подбери антонимы большой злой сильный дикий тигр котёнок маленький добрый слабый домашний
Закончи предложение словами- антонимами 1.Заяц бегает быстро. – Черепаха ползает…. 2.Зимой холодно. – Летом…. 3. Дочка пришла из школы веселая.- Мама была….
Редактирование текста Замени прилагательные противоположными по смыслу (анонимами) Перед дождем. Холодный ветер дует в лицо. Тяжелые облака плывут над островом. Слышатся сильные раскаты грома. После дождя. Теплый ветер дует в лицо. Легкие облака плывут над островом. Слышатся слабые раскаты грома.
Работа с многозначными словами, омонимами 1. Подбор слов, которые имеют 2-3 значения. 2. Объяснение лексического значения слов. 3. Подбор близких по смыслу слов к каждому значению. 4. Подбор противоположных по смыслу слов. 5. Отгадывание загадок.
Омонимы Не следует путать с многозначными словами. Несмотря на большое количество вторичных значений многозначных слов, у них присутствует внутренняя связь с определяемым словом. Омонимы – это одинаково звучащие слова, но различные по значению.
1.В каком значении употреблено слово «золотой »? Что ни вечер, слушаю, как поет соловушка. -Покажись, соловушка, золотое перышко. Отвечал соловушка: -Сам я - птица серая, Птица неприметная, голос золотой . Виды упражнений
2 .Почему называются одним словом разные предметы? корень
3 .Докажи,что записаны разные слова : коса , ключ. Составь с каждым предложение.
4.Отгадай загадки. На полу она - о, ужас! Дамы молят им помочь. А, включив компьютер, тут же Подружиться с ней не прочь.
5.Объясни значение омонимов в пословицах Каков ни есть , а хочет есть . На мирной ниве и на поле брани Умей командовать без брани .
6.Прочитай стихотворение и найди в нем омонимы Суслик выскочил из норки И спросил у чёрной норки: -Где вы были? -У лисички! -Что вы ели там? -Лисички ! (Норка, лисички)
7 . Отгадай слово-омоним по его лексическому значению Маленький хищный зверек Проявление нежности
8 .Шуточные вопросы Какой кистью нельзя рисовать? Какой иглой не сошьешь рубашки? Какая стрелка не показывает время? Какую шляпку нельзя надеть на голову? Какой ручкой нельзя писать? Какой корень не находится в земле? Какой рукав нельзя пришить?
Диагностика уровня развития словарного запаса учащихся Подбор синонимов 2 класс 2011/2012 уч.г . 3класс 2012/2013 уч.г .
Диагностика уровня развития словарного запаса учащихся Подбор антонимов 2 класс 2011/2012 уч.г . 3 класс 2012/2013 уч.г .
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План –конспект урока русского языка по теме "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века")
Тема урока "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века") с использованием здоровьесберегающей технологии...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"
Презентация к уроку-исследованию по теме :"Антонимы" 2 класс...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"
Урок-исследование продолжение презентации...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...
Сочетание антонимов с другими словами (УМК"Начальная школа 21 века"2 класс)
Цель урока: подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова.Планируемые результаты:Предметные:-наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;-учить использовать в речи синонимы ...
Разработка урока по русскому языку. "Слова-синонимы" 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".
Разработка представлена технологической картой и презентацией. Урок построен с использованием технологий системно-деятельностного подхода: проблемное обучение, работа в группах, самоанализ и самооценк...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему: "Слова- антонимы". УМК "Начальная школа XXI века"
Урок соответствует всем требованиям ФГОС. Учащиеся в занимательной форме повторяют изученное, подбирают ключи к открытию новых знаний, составляют алгоритм действий и, открыв тайны русского языка,.знак...