Конспект урока по теме: "Безударные окончания имён существительных в единственном числе. Закрепление".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Зверькова Наталия Александровна

Наглядный материал, для большей заинтересованности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Безударные окончания существительных в единственном числе»

Цель: закрепить полученные знания о безударных окончаниях имён существительных

Планируемы результаты:

-Личностные: развивать знания о существовании разных профессий и воспитывать чуткое отношение к русскому языку.; 

-Предметные: уметь правильно определять безударные окончания существительных в единственном числе и верно их записывать; определять склонение, число и падеж существительного;

Тип урока: урок закрепления знаний

Ход урока.

1. Организационное начало. 2 мин. 

- Здравствуйте, ребята. Я рада Вас всех видеть сегодня на уроке. Покажите мне, с каким настроем вы пришли сегодня на урок. Улыбнитесь мне и своим одноклассника и мысленно пожелайте себе и другим ребятам удачи на сегодняшнем уроке.

- А теперь послушайте меня внимательно. Сейчас я Вам прочитаю стишок и мы с вами рассядемся по местам. Но это произойдёт в том случае, если вы помните склонения имён существительны.

1 ряд сядет после того, как услышит существительное 3  склонения

2 ряд сядет после того, как услышит существительное 1 склонения,

3 ряд сядет после того, как услышит существительное 2 склонения.

- Ребята, вы готовы?

- Тогда слушайте внимательно.

Тот, кто жизнью живёт настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

- Молодцы, ребята.

- Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Пишите красиво, аккуратно. Следите за своей осанкой и наклоном тетради.

- кто записал, сядьте ровно, чтобы было видно, что вы готовы работать дальше.

- Молодцы!

2. Мотивация. 1 мин

- Ребята, сядьте ровно. Выпрямите спинки и посмотрите на девиз нашего урока.

«Учись, смекай, активнее будь и к знаниям откроешь путь».

- Ребята, прочитайте этот девиз и скажите, к чему нас призывает этот урок?

- Какими мы должны быть на уроке?

- Молодцы! Правильно. Я думаю у нас с Вами всё сегодня получится.

3. Актуализация опорных знаний. 3 мин

- Ребята, сегодня мы с вами будем выступать не просто в роли учеников, а будем сегодня журналистами, и познакомиться поближе с данной профессией. Наша с вами задача написать статью для журнала «Великий и могучий русский язык».

- Ребята. А кто из вас может мне сказать, кто такие журналисты? (Ответы детей).

- А теперь посмотрите на доску и прочитайте, значение этого слова из словаря.

1.ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.

2.ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

- Теперь вы знаете, кто такие журналисты?

- Молодцы! Я уверена, что у нас с вами все сегодня получится.

- И так, начнём.

3.1. Определение темы урока. 7 мин

- Ребята, каждый журналист должен иметь хорошую память. И мы с вами сейчас и проверим, что вы знаете из того, что было вами изучено ранее.

- На доске появятся вопросы, ответы на которые вам необходимо будет дать.

- Вы готовы?

- Тогда приступим.

ВОПРОСЫ:

1.Как изменяется имя существительное? (число , падеж)

2. Как проверить безударное окончание имен сущ.? (1) поставить его в начальную форму им.п., ед.ч., и определить склонение 2) определить падеж)

3.Что значит просклонять имя существительное? (это значит, что сущ. нужно изменить по падежам )

4.Какие существительные относятся к 1 склонению? (сущ. ж.р (страна) и м.р (дядя) с окончаниями -а, -я )

5.Какие существительные относятся ко 2 склонению?(сущ. м.р. с нулевым окончанием (берег ,день ) и ср.р с окончаниями -о, -е в им.п , ед.ч. (слово, здание).

6.Какие существительные относятся к 3 склонению?(сущ. ж.р с нулевым окончанием (степь, дочь) в ед.ч.)

7. Для того, чтобы проверить безударные падежные окончания у имен сущ. необходимо подобрать слова помощники. Какие опорные слова вы знаете для сущ. 1 склонения ? (весна, земля, стена)

8. Какие опорные слова вы знаете для сущ. 2 склонения? (стол, конь, сон, колесо)

9. Какие опорные слова вы знаете для сущ. 3 склонения?(степь, рожь)

- Ребята, скажите пожалуйста, по какой теме мы будем писать статью? (Безударные окончания имён существительных в единственном числе).

-Посмотрите на доску и давайте прочитаем тему нашего сегодняшнего урока.

- Читать будет……..

- Ребята, скажите, а эту тему мы с вами видим впервые? (нет)

- Правильно, ребята. Мы с вами эту тему уже изучали.

- И сегодня, в качестве журналистов, напишем по этой теме статью.

3.2. Самоопределение цели урока.

- Ребята, а как вы думаете, какова наша цель сегодняшнего урока? (Закрепить знания о безударных окончаниях имён существительных в единственном числе).

- Молодцы, ребята.

4. Решение частных задач. 4 мин

- Ребята, мы с вами при помощи вопросов вспомнили основные способы проверки безударных окончаний у имён существительных.

- А кто-нибудь из вас может мне напомнить алгоритм проверки правильности написания безударного окончания у имени существительного в единственном числе. (Ответы детей)

- Молодцы.

- А теперь давайте обратим внимание на доску.

- Здесь представлен алгоритм проверки написания безударного окончания у имён существительны, который мы с вами включим в нашу статью для журнала.

АЛГОРИТМ.

  1. Ставлю существительное в начальную форму.
  2. Определяю склонение.
  3. Подбираю слово-помощник.
  4. Ставлю слово-помощник в ту же форму.
  5. Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.
  6. Обозначаю орфограмму.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.1 мин

- Ребята, а теперь встаньте и давайте с вами немного разомнёмся.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Молодцы. Сядьте все на места. Давайте продолжим нашу работу.

4.1. Графический диктант. 5 мин

- Ребята, обратите внимание на доску.

1. Заблудился в лесу;

2. Перепрыгнул через лужу;

3. Вышел из ворот;

4. Идет по тропинке;

5. Беспокоились о сыне;

6. Отвечал у доски;

7. Подошли к ели.

- Ребята, каждый журналист должен быть грамотным и правильно писать слова и их окончания.

- Здесь перед вами представлено 7 словосочетаний.

- Найдите у себя на столах таблички с номерами от 1 до 7.

- Ваша задача, в этой табличке под соответствующей цифрой  указать падеж и окончание существительного в этом словосочетании.

- Каждый из вас работает самостоятельно.

-Вам все понятно? Начали работу.

Номер слов-я

1

2

3

4

5

6

7

Падеж

Окончание

 

- Кто выполнил эту работу, отложите ручки в сторону и сядьте ровно, чтобы я видела, что вы готовы работать дальше.

- Ребята, обменяйтесь  листочками,  со свои соседом  по парте.

- А теперь, ребята обратите внимание на доску.

- Возьмите ручки, и проверьте, всё ли верно выполнил ваш сосед по парте?

- Если всё верно-то поставьте 5, если 1 ошибка-4, если 2-3, то это 3 и больше трёх ошибок-2.

- Молодцы ребята, у кого 5? У кого 4? У кого3? У кого 2?

- Молодцы,  ребята.

5. Закрепление знаний.

- Ребята, а также каждый журналист должен уметь применять полученные знания на практике. И мы сейчас попробуем это сделать.

- Откройте учебник на странице 28 и найдите упражнение 25.

- Прочитайте задание.

- Вначале читаем стихотворение про себя , потом вслух.

- Какие орфограммы пропущены в этом стихотворении ? ( Окончание сущ.)

Вам будет необходимо списать стихотворение, вставляя нужные буквы. Перед гл.с  безударн. гласными в корне в скобках напишите проверку. (искала,спросила,сидели)

Упражнение 25.

Где очки у тети (I скл., Р.п.) Вали (I скл., Р.п)?

У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка

На подушке ( I скл., П.п), на кадушке (I скл., П.п),

В духовке (I скл., П.п), в кладовке ( I скл., П.п),

В старом лукошке,

В миске (I скл., П.п) у кошки ( I скл., Р.п).

Искала (ищет) в беседке ( I скл., П.п),

Спросила (спросит) у соседки ( I скл., Р.п).

А они на самом деле

У нее на лбу сидели (сидя).

- Как вы объясните выбор букв в окончании сущ.? Укажите над сущ.склонение и падеж. Как определили окончания и падеж у сущ.?

- Подчеркните теперь сущ. с орфограммой «парный по глухости/ звонкости согласный в середине слова», по цепочке называем вслух проверочные слова.

 Старушка (старушонка), на подушке (подушечка) , на кадушке (кадушечка), в духовке (духовочка), в кладовке (кладовочка), в лукошке (лукошечко) , в миске (мисочка), у кошки (кошечка), в беседке (беседочка), у соседки ( соседи). Проверочные слова дети называют устно

- Теперь запишите послед.предложение еще раз, заменив выделенные местоимения существительными, которые они заменяют.

А очки на самом деле

У тети Вали на лбу сидели.  

- Молодцы, ребята. Теперь я могу с уверенностью сказать что вы хорошие журналисты и мы с вами хорошо поработали над статьёй для нашего журнала.

- Вы молодцы.

6. Итог урока.

- А теперь ребята, давайте подведём итоги нашего сегодняшнего урока.

Обратите внимание на доску и давайте ответим на вопросы.

1.Что мы сегодня изучали?

2. Что повторили?

3.Какую орфограмму повторили?

4.Какой алгоритм использовали на уроке?

- Ребята, вы молодцы. Мы с вами хорошо сегодня поработали.

7. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите задание на дом.

- На дом у вас будет работа по карточкам.

- На этом наш урок окончен.

- До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"

Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....

Технологическая карта урока по теме "Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе" (русский язык, 4 класс)

Урок открытия новых знаний и способов действия. Цель: создать условие для знакомства с новым приёмом выбора букв в безударном падежном окончании имени существительного в единственном числе....

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, закрепление знаний о склонениях имен существительных.Планируемы...

Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.

Тип урока: урок формирования первоначальных  предметных навыков(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»....

Конспект урока по теме «Правописание и способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.»

Методическая разработка урока по русскому языку. На уроке использованы интерактивные тесты, разноуровневые задания, игры, карточки для самостоятельной работы и самоанализа....