Главные вкладки

    Мастер-класс «Использование приема перифразирования при написании изложения как одно из средств формирования коммуникативных УУД"
    опыты и эксперименты по русскому языку (2, 3, 4 класс)

    Паршукова Екатерина Сергеевна

    В архиве презентация, теоретический и раздаточный материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.rar2.1 МБ

    Предварительный просмотр:

    ЛЕКСИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

    1. Синонимы: Он вновь взялся за работу = Он вновь принялся за работу.
    2. Антонимы: Он всегда будет помнить об этом = Он никогда об этом не забудет (всегда = никогда не, помнить = не забыть).
    3. Конверсивы: Мы истратили все деньги = У нас вышли все деньги; Он попал в грозу = Его захватила гроза; Слово приобретает новое значение = У слова появляется новое значение; Он автор этой картины = Эта картина — его создание; В течение десяти лет он был моим учителем = В течение десяти лет я был его учеником.
    4. Слова с родовым значением.

    Родо-видовые отношения можно продемонстрировать следующими примерами: птица: воробей, синица, ворона…; фрукт: яблоко, груша, лимон…; чувства: радость, печаль, восторг…; игра: волейбол, шахматы, карты…; относиться: любить, ненавидеть, быть равнодушным…; цвет: красный, синий, желтый…

    Примеры перифраз: Он испытывает к дочери жалость = Он испытывает к дочери чувство жалости; До ближайшего окопа они ползли = До ближайшего окопа они двигались ползком; желтый ящик = ящик желтого цвета.

    1. Слова со значением ‘очень’ (высокая степень признака).

    Для брюнета высокую степень проявления его «сущности» называет прилагательное жгучий. Соответственно: дурак — круглый, ошибка — грубая, тишина — гробовая, тьма — кромешная, дисциплина — железная, знать — досконально, белый — ослепительно, круглый — идеально, здоровый — абсолютно.

    Все слова, стоящие в этих парах справа, в сущности, имеют одно и то же общее значение ‘очень’. Однако сочетаются они с разными словами (слева). Таким образом, у них одинаковое значение, но разная сочетаемость.

    1. Каузатив.

    Каузатив это слово (обычно глагол) со значением ‘делать так, что некоторая ситуация начинает иметь место’. Каузативы очень распространены в языке. Они обычно соотносятся с глаголами, обозначающими состояние, положение в пространстве. Примеры: ставить Х = ‘делать так, чтобы Х стоял’; сушить Х = ‘делать так, чтобы Х сох’; мочить Х = ‘делать так, чтобы Х мок’; сообщать У-у Х = ‘делать так, чтобы У знал Х’; убивать Х-а = ‘делать так, чтобы Х умер’; класть Х = ‘делать так, чтобы Х лежал’.

    1. Производные слова.

    Если существительное образовано от глагола, то только в силу самого этого факта оно не обозначает «предмет». Во многих случаях (так называемой синтаксической деривации) оно обозначает то же самое, что и глагол. То же можно сказать и о других частях речи. Например: На что вы жалуетесь? = В чем состоит ваша жалоба?; Он действовал законно = Его действия были законны; Друг подарил ему часы = Друг преподнес ему в подарок часы; Подсудимого защищает адвокат Иванов = Защиту подсудимого ведет адвокат Иванов.

    Однокоренным словам, выражающим отношения типа двигаться движение, учиться учитель, учиться ученик могут соответствовать слова с разными корнями, но выражающие абсолютно аналогичные отношения (супплетивные производные):

    Путешествовать — путешествие (действие действие) =

    видеть — зрение (хорошо видеть = хорошее зрение);

    говорить — речь (говорить бегло — беглая речь);

    казаться — впечатление (Мне кажется, что…= У меня впечатление, что…).

    Учить — учитель (действие  субъект этого действия) =

    играть — актер (Он играет в нашем театре = Он актер нашего театра);

    лечить — врач (Он лечит людей — Он — врач);

    вызывать — причина (Что вызвало наводнение? — Что явилось причиной наводнения?).

    Учить — ученик (действие  объект этого действия) =

    играть — роль (Кого ты играешь? =Какая у тебя роль?);

    лечить — пациент (В этой клинике лечат богатых = Пациентами этой клиники являются богатые);

    боготворить — кумир (Она его боготворит = Он ее кумир).

    Перифразирование с использованием производных слов имеет огромный репертуар средств. К сожалению, в школе эти средства практически даже неизвестны.

    1. Образное обозначение ситуации.

    Пожалуй, эта функция наиболее близка к привычному, «стилистическому», значению термина «перифраза» (обычный пример: лев — царь зверей). Образное, фигуральное выражение вносит, естественно, риторический оттенок в способ формулирования смысла. Примеры: узы брака (вместо брак), нити заговора (вместо заговор), жало сатиры, пелена тумана, быть у кормила власти.

    1. Словосочетания с полувспомогательными глаголами.

    Примеры: Он доверяет мне = Он оказывает мне доверие = Я пользуюсь его доверием; Москва тепло приняла гостей = Москва оказала гостям теплый прием = Гости встретили в Москве теплый прием; Иван беспокоится за сына = Иван испытывает беспокойство за сына = Сын внушает Ивану беспокойство = Сын вызывает у Ивана беспокойство.

    Разные лексические функции могут действовать совместно, в «склеенном» виде. Вообще, главное заключается не в том, где какие функции мы найдем. В конце концов, мы ими и так пользуемся, зная названия только двух (еще из начальной школы) — синонимов и антонимов. Как раз эти лексические функции встречаются относительно редко. По-видимому, самыми распространенными являются конверсивы и производные слова. Главное — настроиться на эту работу, понять в принципе, что это такое. Тренинг, отработка навыков перифразирования во много раз полезнее, чем унылый разбор орфограмм или монотонная работа по склонению и спряжению отдельно взятых «частей речи».

    Рассмотрим возможности перифразирования на некоторых примерах.

    То, что сказал Петр, заставило меня сильно возмутиться =

    1. Слова Петра заставили меня сильно возмутиться;
    2. Слова Петра сильно возмутили меня;
    3. То, что сказал Петр, возмутило меня до глубины души;
    4. Слова Петра вызвали у меня сильное возмущение;
    5. Слова Петра вызвали у меня глубокое возмущение;
    6. Меня охватило сильное возмущение от того, что сказал Петр;
    7. Слова Петра были причиной моего сильного возмущения;
    8. Мое сильное возмущение было результатом того, что сказал Петр;
    9. Мое сильное возмущение было следствием того, что сказал Петр;
    10. Мое сильное возмущение было вызвано тем, что сказал Петр;
    11. Мое глубокое негодование было вызвано тем, что сказал Петр.

    Необходимо отметить, что это лишь небольшая часть всех возможных перифраз данного высказывания. Если записывать отдельной строкой под отдельным номером каждую перифразу, в которой применяется некоторая не встречавшаяся в предыдущих лексическая функция, то получится около ста вариантов.

    Он ненавидит женщин =

    1. Он терпеть не может женщин;
    2. Он на дух не переносит женщин;
    3. Он испытывает ненависть к женщинам;
    4. Он испытывает чувство ненависти к женщинам;
    5. Женщины внушают ему ненависть;
    6. Женщины вызывают у него ненависть;
    7. К женщинам он относится с ненавистью;
    8. У него ненависть к женщинам;
    9. Женщины ненавистны ему;
    10. Женщины  предмет его ненависти;
    11. Он женоненавистник.

    Он думает только о женщинах =

    1. Он ни о чем не думает, кроме женщин;
    2. У него на уме одни женщины;
    3. У него на уме только женщины;
    4. Его ум занят только женщинами;
    5. Его ум занят одними женщинами;
    6. Его мысли  только о женщинах;
    7. Все его мысли  о женщинах;
    8. В мыслях у него только женщины;
    9. В мыслях у него одни женщины;
    10. Женщины  единственный предмет его мыслей;
    11. Его мысли заняты только женщинами;
    12. Его мысли заняты одними женщинами;
    13. Его мысли заняты исключительно женщинами;
    14. У него в голове только женщины;
    15. У него в голове одни женщины;
    16. Его голова занята исключительно женщинами;
    17. Его голова занята только женщинами;
    18. Его голова занята одними женщинами;

    Если слово женщины заменить выражением слабый пол, тогда теоретически количество перифраз удвоится.

    Необходимо разделить две стороны этого явления — научную и практическую. Научная квалификация всех лексических функций должна быть точной и непротиворечивой. Терминология, систематизация и классификация занимают здесь достойное место. Что же касается практического обучения, то акценты должны быть совсем другими. Во-первых, нет необходимости вводить какую-либо терминологию, а следовательно, нет нужды проводить работу по изучению функций как таковых, заучивая каждую и не путая ее с любой другой. Во-вторых, не обязательно соблюдать строгую эквивалентность выражений (ведь в принципе это спорный критерий).

    В практическом обучении главное — усвоить идею вариантности и постоянно работать с вариантами перифраз. Ведь главная проблема письменных творческих работ — о чем писать и как писать разнообразно?

    Мысль хоть и летуча, однако распространяется в определенной среде. Такой средой для мысли являются ассоциации. Как появляется и вообще работает ассоциация? Здесь много неведомого, но известен прихотливый характер ассоциаций. Более или менее понятно, что чем разнообразнее стимулы, тем разнообразнее реакции. Если слова одни и те же, то и мысль крутится в весьма ограниченном пространстве, по кругу, повторяясь и повторяясь. Если же слова меняются (см. выше: думать  ум  мысли  голова  всё это об одном и том же), то и ассоциации возникают разные. Разные ассоциации ведут мысль всё дальше и дальше. Смысловое поле неуклонно расширяется. Вот так и получается, что с разнообразием средств выражения по индукции происходит наращение смысла, смысловой поток наполняется и движется все более и более целенаправленно.

    Обратимся к текстовому материалу. Текст — это готовое речевое произведение. Это как готовое изделие — стул, автомобиль, ваза. Мы «пользуемся» им по назначению. Но если мы задались целью научиться делать что-то хотя бы отдаленно напоминающее текст, мы должны посмотреть, как же этот текст сделан. Но разобрать текст надо не на атомы и не на молекулы, из которых изделие обратно уже не соберешь, а на детали и блоки. Когда мы «работаем над текстом», мы должны хотя бы гипотетически представлять, как он появился на свет — а иначе зачем работать с текстом?

    В процессе работы над созданием текста его автор перебирал различные варианты. Постараемся представить, какие варианты могли «участвовать» в создании некоторого готового текста. Рассмотрим следующий текст.

    Пробуждение.

    (1) Еще нет и четырех часов, (2) а летнее солнце коснулось косым лучом верхушек сонной рощи. (3) Первыми заметили конец ночи птицы. (4) Вот одна робко попробовала свой голосок, за ней другая, третья. (5) Не прошло и пятнадцати минут, (6) как вся роща тонула в радостном птичьем пении.

    Приведем перифразы к каждой пронумерованной части (они представляют собой простые предложения, обозначающие микроситуации). Справа обозначен порядковый номер перифразы.

    1. а) Было около четырех часов[1]…;                        (1)

                    б) Было почти четыре часа…;                        (2)

                    в) Около четырех часов…                                (3)

    1. а) когда летнее солнце коснулось косым лучом верхушек сонной рощи;                                                                (4)

                    б) а летнее солнце осветило косым лучом верхушки сонной рощи;                                                                        (5)

                    в) а летнее солнце осветило косыми лучами верхушки сонной рощи;                                                                (6)

                    г) а летнее солнце коснулось косым лучом верхушек рощи, погруженной в сон.                                                (7)

    1. а) Раньше всех заметили конец ночи птицы;        (8)

                    б) Первыми заметили, что ночь кончается, птицы;        (9)

                    в) Первыми почувствовали, что ночь кончается, птицы.                                                                                (10)

    1. а) Сначала одна робко попробовала свой голосок, за ней другая, третья;                                                                (11)

                    б) Вот одна робко подала свой голосок, за ней другая, третья;                                                                        (12)

                    в) Одна за другой птицы стали подавать голоса.(13)

    1. а) Меньше чем через пятнадцать минут…;        (14)

                    б) Через каких-нибудь пятнадцать минут…;        (15)

                    в) Минут через пятнадцать…                        (16)

    1. а) …как вся роща огласилась радостным птичьим пением;                                                                                (17)

                    б) … как вся роща тонула в радостном пении птиц;(18)

                    в)… как вся роща тонула в радости птичьего пения;(19)

                    г) … как вся роща погрузилась в радостное птичье пение.                                                                                (20)

    Полученный набор вариантов нужен нам не сам по себе. Работа по поиску вариантов  это механизм осмысления данного текста. Если нам понадобится пересказать этот текст, мы уже не будем мучительно вспоминать слова и обороты из этого текста, мы свободно (свободно!) воспроизведем смысл, содержание этого текста при помощи тех средств, которыми насыщена наша голова, то есть своими словами. Подробнее об этом  дальше.


    [1] Во время обсуждения этого отрывка одна учительница сказала, что когда мы осмысляем фразу Еще нет и четырех часов…, то мы можем думать и о трех, и о двух часах, и о полночи и т. п. Здесь надо учитывать два момента. Во-первых, правый контекст, где говорится о пробуждении птиц, которые не пробуждаются, скажем, в полночь. Во-вторых, если упомянута граница – «четыре часа», то по каким—то общепринятым (они называются прагматическими) нормам осмысления мы не можем и не должны (это прагматически нерелевантно) думать ни о трех, ни о двух часах, ни о часе ночи и т. п. Можно даже сделать более сильное утверждение. В зону осмысления попадает такой отрезок времени, который является ближайшим именно к четырем часам, а не к трем. А это время, которое наступает сразу после половины четвертого. Причем из этого временного отрезка менее чем в полчаса прагматически более релевантной является его вторая половина, то есть без пятнадцати четыре и далее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.

    Дать понятие  «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способн...

    Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".

    Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....

    СКАЗКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (из опыта работы)

    Для создания успешных условий формирования УУД, у каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов ведения урока. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математич...

    Формирование основ читательской культуры на уроках внеклассного чтения как одно из направлений формирования коммуникативных УУД

    Данный материал полезен для учителей начальной школы при проведении семинаров. Формируя основы читательской культуры на уроках внеклассного чтения, а также, осознавая значимость внеклассного чтения дл...

    Исследовательская деятельность как одно из условий формирования предметных УУД

    Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.Нынешние младшие щкольники более свободны в св...

    Мастер класс «Игра как одно из средств формирование коммуникативных УДД у обучающихся».

    Участвуя во во Всероссийском конкурсе "Учитель года - 2017", мной был разработан мастер класс «Игра как одно из средств формирование    коммуникативных УДД у обучающихся...

    Проектная деятельность на уроках окружающего мира как одно из средств развития регулятивных УУД

    Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных - является одним из приоритетов современного начального образования. А это способность ребёнка к...