Методическая разработка урока по русскому языку. Закрепление изученного материала по теме «Заглавная буква в именах собственных» во 2-ом классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Матвеева Светлана Александровна

Данный урок можно использовать при закреплении темы "Заглавная буква в именах собственных" во 2-ом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk2_kl_otkr.urok_.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Закрепление изученного материала по теме « Заглавная буква в именах собственных».

Технология: Заочное путешествие.

Общая дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений учащихся по теме « Заглавная буква в именах собственных» в жизненной ситуации.

Цели урока по содержанию:

  1. Общеобразовательная: Актуализировать знания детей по изученному материалу, расширить их за счёт знакомства с информацией по краеведению.
  2. Развивающая: Развивать умение писать с заглавной буквы имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, сёл, улиц, рек.
  3. Воспитательная: Воспитывать чувство любви к родине, гордости за родной край.
  4. Здоровьесберегающая: Беречь здоровье детей, избегать перегрузок.

Оборудование: карта Самарской области; иллюстрация автобуса; карточки разного цвета с заданиями; магнитная доска с изображениями цирковых артистов; фотографии Зданий и памятников Самары, фотографии знаменитых людей Самарской области, сигнальные звездочки, картинка автобуса с заданиями,«бортовой журнал»- тетрадь для записей учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок, повторение правил посадки за партой).

Настроение, каково? («Во!»- показывают большой палец)
К уроку готовы?
 (« Готовы».)
Будем начинать. Глубоко вдохнули, выдохнули. Садитесь.
Руки (
«На месте».), ноги («На месте».),
Локти
 («У края»), спинка («Прямая»).

2. Подготовка к основному этапу (мотивация, актуализация знаний, краткое повторение)
-Послушайте отрывок из стихотворения и скажите, какую тему сегодня мы будем повторять.(читают дети)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
(Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста

Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.

Имя,
Фамилия
Пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твое,
Имя улицы,
Города.
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак.
(Е.Измайлов)

Сегодня мы повторим тему : «Заглавная буква в именах собственных»

- Ребята, вы любите путешествовать? Я приглашаю вас в путешествие по Самарской области . И совершим мы его, не сходя со своего места. Такое путешествие называется заочное. Слова, которые мы будем сегодня писать, встретятся вам в повседневной жизни. Вот почему важно запомнить их написание.

- Отправляясь в путь, нам необходимо захватить терпение, усердие и багаж нужных знаний. Проверим, есть ли у нас такой багаж. Продолжите моё предложение:

«С большой буквы пишутся…» (И.Ф.О. людей, клички животных, название городов, сёл, улиц, рек). Молодцы, можем отправляться в путь. 

3. Минутка чистописания.

- Ребята, на чём мы можем путешествовать? (ответы детей)

Поедем на автобусе из п. Варламово .Самарская область-живописный край, образованный160 лет назад. Посмотрите на герб Самарской области(Серебряный дикий козёл  . с золотыми рогами .Щит увенчан императорской короной и окружён дубовыми ветвями.

- Наш край очень большой.  Чтобы всё лучше рассмотреть, предлагаю сесть в автобус (показ иллюстрации).

- На ваших партах силуэты автобуса. Чтобы сесть в автобус, надо заполнить его элементами букв.

- Написание каких элементов мы должны вспомнить? (короткая и длинная наклонная палочки, палочка с петелькой внизу).

- Но сначала пальчиковая гимнастика:

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.
Руки я затем помою, пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики.

- Начинаем писать: Будем («Внимательны), будем («Старательны»).

- Вывод: Мы справились с заданием хорошо, можем ехать

 4. Основная часть урока – «Путешествие по Самарской области».

Вступительное слово учителя:

- Слушай мою команду: Сесть, соблюдая правила посадки («Есть сесть, соблюдая правила посадки»). Пристегнуть ремни («Есть пристегнуть ремни-поехали! 

(Открывается доска с картой Самарской области, которая служит опорой к рассказу учителя; рассказ сопровождается показом на карте и обращением к записи на доске:Самарская область.)

- Посмотрите в окно. С большой высоты наша область выглядит примерно так, как на карте. Граница области напоминает по форме контуры сердца и не случайно так как располагается в центре сплетения транспортных путей и в определённой степени влияет на пульс европейских и азиатских регионов России .Расстояние от Москвы до Самары автомобильным путём-1069км

 

В центре области располагается областной центр – город Самара поэтому наш край называется Самарской областью. В Самарской области.10городов, 23районных центра .

- Давайте и мы с вами будем уважать свою историю, любить край, где мы родились и растём. А для начала узнаем о нём интересные факты.

Работа в «Путевом  журнале» : страница 1 «Наш край» и страница 2 «Главный город» (коллективная работа с опорой на доску):

- В каждом автобусе есть «Путевой журнал», где экскурсовод записывает всё самое важное. Нашим «Путевым журналом» будет ваша тетрадь, где уже есть некоторые записи – подсказки, чтобы знать, на что обратить своё внимание. Здесь мы будем записывать всё самое интересное, о чём узнаем.

- Сделаем записи на его первой странице. Запишите на первой строчке сегодняшнее число.

- Куда мы сегодня отправились путешествовать? (по родному краю).

- Запишем посредине следующей строки тему путешествия «Наш край» (учитель обращается к записи на доске).

- Как называется наш край? (Самарская область)

- Какие слова записаны с большой буквы? Почему? (ответы детей)

- Запишите с красной строки название нашего края. Проверьте по доске.

- Переверните страницу. Как называется вторая страница? (читают «Главный город»).

- Значит, где мы сейчас остановимся? (ответы детей)

- Как называется главный город нашей области, её центр? (Самара)

- Допишите моё предложение. (готовая запись - Областной центр -…) 

- Как написали это слова? Почему? (ответы детей)

- Какие города расположились в   Самарской  области?                     Сызрань,Жигулевск,Тольятти,Самара.Запишем города.

- Молодцы, что запомнили.

Рассматривание открыток с фотографиями г. Самара

- А теперь мы немного отдохнём и «погуляем» по улицам города, разглядывая фотографии.

- Поднимите руку, кто ездил в Самару с родителями. Может быть, кто-то во время прогулки узнает знакомые места, скажите нам об этом, пожалуйста.

- На улице Ново-Садовая расположен Кирилло-Мефодиевский собор, а так же памятник Кириллу  и Мефодию- великим просветителям славянского народа.

- На  проспекте Ленина находится музей «Самара космическая», открытый в 2001 году в честь полета в космос первого космонавта- Юрия Гагарина.

- Знаменитый Аквапарк находится на улице Московское шоссе. Здесь много развлечений и купаться можно круглый год.

- В Самаре много улиц ,названных в честь знаменитых людей, что-то сделавших для нашего края или всей страны.

- На улице Молодогвардейской расположено здание, знакомое и любимое детям- цирк имени великого клоуна – Олега Попова.(фото)

Сегодня здесь цирк зверей. Давайте, заглянем?

Физкультминутка

В цирк, ребята побежали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись,
И за парты вновь уселись

 

 

Глазки крепко закрываем.
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем.
В цирк сейчас мы попадаем.

(На магнитной доске появляется фото  Самарского цирка, затем, по ходу урока, выставляются изображения сказочных персонажей в роли цирковых артистов).

Работа на карточках – «цирковых билетах»: (письмо под диктовку):

- Посмотрите, на краю парты находятся «билеты»  с программой выступления (карточки оранжевого цвета с записанной программой выступления).

- Но что я вижу? В них не дописаны имена наших артистов. Давайте с ними познакомимся и вставим в программку недостающие слова. О чём при этом надо помнить?

(Учащиеся вспоминают правило и дописывают клички животных под диктовку учителя к готовым записям с названием циркового жанра и животного)

Воздушная гимнастка - бегемотиха ….(Кроха),
Мотоциклист – слонёнок
 …(Тишка),
Жонглёр – медвежонок
….(Миша),
Весь вечер на арене клоун – ... (
Вася…) 
Музыкальное сопровождение – группа барабанщиков:

  •  Заяц - …(Тимоша), 
  •  Обезьянка-…(Анфиса).

- Замечательное получилось представление.

Работа в «Бортовом журнале»: улицы Самары (самостоятельное списывание с заданием)

- Улиц в Самаре ещё очень много, но на этом мы закончим сегодня нашу прогулку. В свои «Бортовые журналы» спишите с жёлтых карточек название улиц, на которых мы побывали, выделите заглавную букву в именах собственных.

(Самостоятельное списывание с заданием:Улица Ново-Садовая,проспект Ленина,улица Московское шоссе,улица Молодогвардейская)

Работа в «Бортовом журнале»: реки области (письмо с комментированием):

- Главная река области Волга.

(фото). Это самая крупная река в нашей области (показ на карте), она впадает в реку Каму.

- Ниже на странице запишем с комментированием 1 предложение:

Город Самара стоит на реке Волга.

- Выделите заглавную букву в именах собственных.

Работа в «Бортовом журнале»: страница 3 «Малая родина» (коллективная работа, задание на дом).

- Ребята, если мы посмотрим на карту, то увидим, что в нашей области есть много городов. Их всего 10, а посёлков и деревень – не перечислить. Но нам с вами милее и дороже наша малая родина – место, где мы родились, где учимся в школе.

- Продолжим наше путешествие. Переверните страницу, прочитайте запись («Малая родина») и скажите, о чём мы теперь поведём разговор? (ответы детей).

- Самарская область делится на 23 района. Один из них – наш родной Сызранский район.

- Кто знает, как называется наш районный центр (посёлок Варламово – запись на доске).

- Продолжите запись (Районный центр – посёлок… Варламово.), проверьте по доске.

- Дома каждый из вас запишет ниже свой адрес (Я живу:……..), как вас зовут, и как зовут ваших родителей (Ф.И.О. родителей: …). Это 1 часть домашнего задания.

- А теперь мы продолжим наше путешествие, но сначала немного отдохнём сидя на месте.

Физкультминутка за партой.

Вновь у нас физкультминутка.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
а теперь назад прогнулись.

 

 

Голова устала тоже?
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево, раз и два.
Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Работа в «Бортовом журнале»: страница 4 «Наши знаменитости» (самостоятельная работа с последующей проверкой).

- Прочитайте, что написано на следующей странице нашего журнала («Наши знаменитости»).

- Кого можно назвать «знаменитостью»? (человека, который известен стране, совершил в жизни какое-то большое дело).

- Наша Самарская земля может по праву гордиться своими людьми. Сколько великих тружеников взрастила она! Есть среди них имена, известные не только в России, но и за её пределами.

- В Самарской области – г.Сызрани родился и вырос человек, который в 2010 году побывал в космосе. Это Михаил Корниенко.

- Наш земляк – известный баснописец Дмитриев Иван Иванович- родом из села Троицкое.Там же находится и его усадьба.

- Всем известна знаменитая певица Наталья Ионова- Глюкоза тоже родилась в г.Сызрани

- Многие известные артисты, музыканты,художники прославляют наш край в столице и за пределами России .Среди них актер – Александр Песков.

- Вот какие знаменитости прославили наш край. На этой странице вклеена зелёная карточка, на которой записаны Ф.И.О. наших известных земляков и род их деятельности. Соедините линией левую и правую части.

Проверим:

  • Какой известный баснописец родился в селе Троицкое? (И.И.Дмитриев)
  • Назовите земляка-космонавта. (М.Корниенко)
  • Известная эстрадная певица ? (Н.Ионова)
  • Выдающийся артист родом из Сызрани? (А.Песков)

- Почему слова левого столбика написаны с большой буквы? (ответы детей).

5. Заключительная часть (эмоциональная разрядка, итог урока, домашнее задание).

- О родной Самарской земле можно говорить очень долго. О любви к ней написано много стихов. Самарская бласть – это и моя Родина, свою любовь к ней я выразила через стихотворение:

(Читает подготовленный ученик.)

Родной мой край, моя сторонка.
Как не любить тебя за всё:
За ручеёк, поющий звонко,
За детство милое моё.

 

 

Здесь близко всё, здесь всё родное.
Горжусь я тем, что здесь живу.
И имя я твоё святое
В душе навечно сберегу.

- Надеюсь, что эти слова стали сегодня ближе и вам. А наше путешествие подошло к концу.

- Слушай мою команду:

  • 5-4-3-2-1-0 –  путешествие  завершено.

- Посмотрите, какой замечательный альбомчик у нас получился. В нём много интересного о нашем крае. Сохраните его на память о сегодняшнем уроке.

- Какую тему помогло нам лучше усвоить наше путешествие? (ответы детей)

- В каких словах надо писать заглавную букву? (ответы детей)

- Молодцы, спасибо за работу……(поблагодарить самых активных учащихся)

Оценки будут поставлены после проверки ваших письменных работ.

7. Рефлексия

- Кому понравилось наше путешествие, поставьте на автобус красную звёздочку, кому очень понравилось, можно поставить 2 звёздочки

- Спасибо за урок.

Приложение к уроку

Воздушная гимнастка – бегемотиха   ………………..
Мотоциклист – слонёнок ………………………
,
Жонглёр – медвежонок
 ……………………………..
Весь вечер на арене клоун – .......................................
Музыкальное сопровождение – группа барабанщиков:

  •  Заяц ---     ……………………
  •  Обезьянка--…………………………..

Воздушная гимнастка – бегемотиха   ………………..
Мотоциклист – слонёнок ………………………
,
Жонглёр – медвежонок
 ……………………………..
Весь вечер на арене клоун – .......................................
Музыкальное сопровождение – группа барабанщиков:

  •  Заяц ---     ……………………
  •  Обезьянка--…………………………..

Воздушная гимнастка – бегемотиха   ………………..
Мотоциклист – слонёнок ………………………
,
Жонглёр – медвежонок
 ……………………………..
Весь вечер на арене клоун – .......................................
Музыкальное сопровождение – группа барабанщиков:

  •  Заяц ---     ……………………
  •  Обезьянка--…………………………..

Воздушная гимнастка – бегемотиха   ………………..
Мотоциклист – слонёнок ………………………
,
Жонглёр – медвежонок
 ……………………………..
Весь вечер на арене клоун – .......................................
Музыкальное сопровождение – группа барабанщиков:

  •  Заяц ---     ……………………
  •  Обезьянка--…………………………..

Воздушная гимнастка – бегемотиха   ………………..
Мотоциклист – слонёнок ………………………
,
Жонглёр – медвежонок
 ……………………………..
Весь вечер на арене клоун – .......................................
Музыкальное сопровождение – группа барабанщиков:

  •  Заяц ---     ……………………
  •  Обезьянка--…………………………..

Спиши название улиц, выдели заглавную букву в именах собственных:

Улица Ново-Садовая,проспект Ленина,улица Московское шоссе,улица Молодогвардейская

Спиши название улиц, выдели заглавную букву в именах собственных:

Улица Ново-Садовая,проспект Ленина,улица Московское шоссе,улица Молодогвардейская

Спиши название улиц, выдели заглавную букву в именах собственных:

Улица Ново-Садовая,проспект Ленина,улица Московское шоссе,улица Молодогвардейская

Спиши название улиц, выдели заглавную букву в именах собственных:

Улица Ново-Садовая,проспект Ленина,улица Московское шоссе,улица Молодогвардейская

Спиши название улиц, выдели заглавную букву в именах собственных:

Улица Ново-Садовая,проспект Ленина,улица Московское шоссе,улица Молодогвардейская

Соедини линией левую и правую части:

      Какой известный баснописец родился в селе Троицкое?                          Н.Ионова

Назовите земляка-космонавта.                                                                    А.Песков

Известная эстрадная певица ?                                                              И.И Дмитриев

     Выдающийся артист родом из Сызрани?                                               М.Корниенко

Соедини линией левую и правую части:

      Какой известный баснописец родился в селе Троицкое?                          Н.Ионова

Назовите земляка-космонавта.                                                                    А.Песков

Известная эстрадная певица ?                                                              И.И Дмитриев

     Выдающийся артист родом из Сызрани?                                               М.Корниенко

Соедини линией левую и правую части:

      Какой известный баснописец родился в селе Троицкое?                          Н.Ионова

Назовите земляка-космонавта.                                                                    А.Песков

Известная эстрадная певица ?                                                              И.И Дмитриев

     Выдающийся артист родом из Сызрани?                                               М.Корниенко

Соедини линией левую и правую части:

      Какой известный баснописец родился в селе Троицкое?                          Н.Ионова

Назовите земляка-космонавта.                                                                    А.Песков

Известная эстрадная певица ?                                                              И.И Дмитриев

     Выдающийся артист родом из Сызрани?                                               М.Корниенко

Соедини линией левую и правую части:

      Какой известный баснописец родился в селе Троицкое?                          Н.Ионова

Назовите земляка-космонавта.                                                                    А.Песков

Известная эстрадная певица ?                                                              И.И Дмитриев

     Выдающийся артист родом из Сызрани?                                               М.Корниенко

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
(Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста

Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.

Имя,
Фамилия
Пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твое,
Имя улицы,
Города.
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак.
(Е.Измайлов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Методическая разработка урока по русскому языку"Обобщение изученного"

Методическая разработка урока по русскому языку "Обобщение изученного в 4классе", УМК «Начальная школа XXI века»...

Методическая разработка урока по русскому языку "Закрепление написания изученных букв" 1 класс

Конспект урока был разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку «Закрепление изученного материала».

Конспект урока по русскому языку «Закрепление изученного материала»....

Конспект урока по русскому языку "Обучение письму. Письмо строчной и заглавной букв А, а" (УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока по русскому языку "Обучение письму. Письмо строчной и заглавной букв А, а" (УМК "Школа России", 1 класс)...