Главные вкладки

    Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка (из опыта работы)
    статья по русскому языку

    Бибикова Татьяна Николаевна

    Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_sovremennyh_pedagogicheskih_tehnologiy.doc142.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование современных педагогических технологий
    на уроках русского языка (из опыта работы)

    Скажи мне, и я забуду.
    Покажи мне, и я запомню.
    Вовлеки меня, и я научусь.

    КОНФУЦИЙ

    Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.

    Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии в обучении в школе.

    Современные   технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.

    В школу сейчас приходят дети, которым в будущем предстоит решать проблемы нашего общества. На выходе из школы они должны быть максимально к этому готовы. Задача учителя не просто дать детям знания, а научить применять их на практике, преодолев тем самым разрыв между обучением и жизнью. Научить детей учиться, при этом сохранить здоровье и воспитать полезного обществу гражданина, который был бы успешен в своей профессии в будущем.

    Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

    Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

    Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков русского языка использую следующие современные образовательные технологии:

    1. Технология проблемного обучения

    Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

    Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.

    1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».

    На доске записано слово вестник.
    Учитель:
    – Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)
    – Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.) 
    – Какой вопрос у вас возникает?
    (Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? 
    Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
    Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
    – Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

    2) Урок русского языка.

    На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

    2. Проектная и исследовательская работа.

    Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

    Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

    3. Здоровьесберегающие технологии

    В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях, проведение родительских собраний. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим? Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастику, «пение» звуков и многое другое.
    На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

    Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

    Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

    Например,

    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
    • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
    • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

    Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
    Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:

    Домик

    Раз, два, три, четыре, пять.
    (Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)
    Вышли пальчики гулять.
    (Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
    Раз, два, три, четыре, пять.
    (Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
    В домик спрятались опять.
    (Возвращаемся в исходное положение.)

    Разотру ладошки

    Разотру ладошки сильно,
    Каждый пальчик покручу,
    (Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
    Поздороваюсь с ним сильно
    И вытягивать начну.
    Руки я затем помою,
    (Потереть ладошкой о ладошку.)
    Пальчик в пальчик я вложу,
    На замочек их закрою.
    (Пальцы в «замок».)
    И тепло поберегу.
    Выпущу я пальчики,
    (Пальцы расцепить и перебирать ими.)
    Пусть бегут, как зайчики.

    5. Обучение в сотрудничестве (групповая работа) Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.

    И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

    Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

    На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

    6. Технология уровневой дифференциации 

    Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет мне составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.

    Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:

    -уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках школьной программы;

    -решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;

    -становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

    Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий.

     Например,

    - составление текстов диктантов;

    - составление карточек-заданий по изученному материалу;

    - составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

    - сочинение лингвистических сказок-миниатюр;

    - работа с дополнительной литературой;

    - проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;

    - выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;

    -работа «учителем» (проведение фрагментов урока)

    7. Игровые технологии

    Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

    Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету

    Например,

     «Соедини половинки слов».

    1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:

    (Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).

    2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.

    4) Можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:

    Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

    На честном человеке ботинки мокнут.
    (На воре шапка горит)
    2. Радость ушла – заколоти дверь.
    (Пришла беда – отворяй ворота)
    3. Трусость деревни избегает.
    (Смелость города берёт)
    4. Чужие штаны дальше от ног.
    (Своя рубашка ближе к телу)
    5. На свой хлеб закрой глаз.
    (На чужой каравай, рта не разевай)

    6. Товарищ спасается. А тебя бросает.
    (Сам погибай, а товарища выручай)
    7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
    (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
    8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
    (Сделал дело, гуляй смело)
    9. Утка корове подружка.
    (Гусь свинье не товарищ)
    10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.
    (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

    8. ИКТ технологии 

    Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.

     Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами:

     - позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся;

    -обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности.

            Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

    Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Использование современных технологий на уроках русского языка помогает научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

    Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, — этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме 


    Литература:

    1. Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65
    2. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
    3. Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина //. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка»

    Ни для кого  не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов курса начального общего образования.           В своей работе каждый учитель стал...

    Отзыв о применении современных педагогических технологий на уроке русского языка

    Данный файл содержит один из отзывов о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка....

    Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка в 1 классе с учетом требований ФГОС

    Урок русского языка разработан для  учащихся 1 класса в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

    Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

    В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

    Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

    Использование современных педагогических технологий на уроках немецкого языка

    характеристика современных технологий и их использование на уроках немецкого языка...

    Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

    Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...