Технологическая карта урока русский язык. Тема: Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Миронова Юлия Леонидовна

Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_sinonimy_antonimy.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Имена прилагательные,  близкие и противоположные по значению.

Цель темы

Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Планируемый результат

Предметные умения

Получат представление о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах и их роли в речи.

Личностные: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Познавательные: Подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу

Коммуникативные: Строить сообщения в устной и письменной форме.

Тип урока

Урок получения новых знаний 

Ресурсы

«Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2017

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Коррекционные приемы

( для обучающегося с НОДА)

1

Мотивация  к учебной деятельности

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать

А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Учитель читает стихотворение, желает удачи в предстоящей работе

Дети настраиваются на урок.

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Личностные: положительное отношение к языковой деятельности;

заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий

Индивидуальная помощь при организации рабочего места

2

3

Актуализация знаний.

  1. Минутка чистописания.

ъ  ь

- С какими буквами соединим данные буквы? Почему?

ъе  ъё  ъя  ъю   ье ьё  ью  ья  ьи

2. Орфографическая минутка

- Запишем слова, в которых  встречается данная   орфограмма.

Ручьи, у воробья, подъём, подъезд, бельё, объявление.

- Определите часть речи у записанных слов. (им.сущ.)

- С какой частью речи связано имя существительное?

- Подберите по смыслу имена прилагательные и запишите.

- Как называется данная запись? (с/ч)

- Найдите главное слово. Почему оно главное?

3. Теоретическая разминка.

Карточка.

Вставьте в предложение пропущенные слова. Расскажите о словах, которые вставили.

Река __________, а ручей___________.

- Прочитайте предложение.

-Какие  слова вставили? Что это за слова?

(им. прил, антонимы)

Целеполагание.

- Над чем сегодня будем работать?

- Какие задачи поставите?

Комментированное письмо

Дети называют букву, которая пропущена, объясняют её написание, называют орфограмму.

Работа в парах

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:

использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Предметные: определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры

4

5.

Первичное усвоение новых знаний.

  1. Проверка домашнего задания

У с.90 упр.155

- Прочитайте антонимы.

- Что такое антонимы?

 2. «Найди слова»

Слайд.

Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный. 

I вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие хорошие качества человека.

II вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие плохие качества человека.

- Поверим работу.

- Что скажете о записанных словах?

- Что такое синонимы?

- Какие орфограммы увидели?

3.Знакомство со словарями.

- Слова, близкие и противоположные по смыслу, можно найти в специальных словарях.

У. с.140-141

Первичная проверка понимания

4.   Карточка- соревнование   « Игра в слова»

 Девочки. Замените прилагательные антонимами: легкая задача, весёлый клоун, старый дом, слабый голос.

Мальчики. Замените прилагательные  синонимами: дивный день (чудный), добрый человек (сердечный), красная роза (алая), синий шарф (васильковый).

- Какую роль играют синонимы и антонимы в речи?

Фронтальная работа

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

Фронтальная работа

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Дети повторяют знания о частях речи.

 

Учатся подбирать к прилагательным синонимы и антонимы.

Выполнять различные упражнения.  

Работа со словарями

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:

использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Предметные: получат представление о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах и их роли в речи.

Индивидуальная помощь при организации рабочего места

Физминутка 

А теперь давайте отдохнём. Повторяйте за мной.

Высокий- низкий,

далекий-близкий,

 широкий-узкий,

 веселый-грустный.  

 

6

Первичное закрепление во внешней речи

1.Самостоятельная работа с самопроверкой

У с.91 упр. 157

- Прочитаем.  

- Можно ли данную запись назвать предложением? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

- Проверим. Прочитайте вашу запись.

- Докажите, что это предложение?

- Укажите над словами части речи.

- Назовите только имена прилагательные.

- К какому имени прилагательному можно подобрать синоним?

- Найдите в словаре. (голубой-лазурный)

  Учитель объясняет задание, даёт возможность воспользоваться словарём синонимов в конце учебника с.140

Дети выполняют задание, проверяют.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным критериям Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.   

               Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

Укажите противоположное по смыслу слово:

трусливый

а) слабый
б) смелый
в) спокойный 
г) озорной

широкий

а) длинный
б) узкий
в) продолговатый
г) высокий

Укажите близкие по смыслу слова:

известный

а) мудрый
б) знаменитый
в) добрый
г) прославленный

отличный

а) плохой
б) умный
в) хороший
г) высокий

 

Учитель предлагает выполнить тест.

 

Дети выполняют тест с последующей взаимопроверкой

Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

7

 Итог урока. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Что повторили?

Какие слова называются синонимами?

  Какие слова называются антонимами?

   Оцените свою деятельность на

      «Листе самооценки»

Возьмите  зелёный цвет- я  всё понял. Желтый-  возникали затруднения, красный-  ничего не понятно.

Дети оценивают свою деятельность.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание

8

Домашнее задание

С. 91 упр. 156

Учитель задаёт домашнее задание.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка тема "Имена, отчества, фамилии известных писателей"

Открытый урок русского языка  2 классе  система Л.В.Занкова. Проведён в МБОУ "ООШ" г. Кирсанова Тамбовской области в рамках недели начальных классов с презентацией....

Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Технология проблемного обученияОборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.Цель урока:  формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённы...

Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока: урок открытия  нового знанияТехнология проблемного обученияОборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.Цель урока:  фо...

Технологическая карта урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» 2 класс УМК "Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать роль прилагательных, близких и противоположных по значению в текстеУметь подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.Развивающие:Раз...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Прилагательные близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о прилагательных близких по значению и прилагательных противоположных по значению, и их роли в речи.Задачи ...