Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку «Неопределенная форма глагола» 3 класс УМК "школа России"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Манузина Вероника Васильевна

    Тема: «Неопределенная форма глагола»

    Цель: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon neopredelennaya_forma_glagola.doc92 КБ
    Office presentation icon neopredelennaya_forma_glagolov.ppt307 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 17.04.2019

    ФИО студента: Манузина В.

    Школа:  №27

    ФИО учителя: Дунаева С.А.

    Класс: 3 В

    ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

                           

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Тема: «Неопределенная форма глагола »

    Цели деятельности учителя:  формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.

    Планируемые результаты:


    Предметные:

    уметь определять неопределенную форму глагола;

    знать правило неопределенной формы глагола.

    Личностные:  осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков; устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

    Тип урока: «открытие» нового знания.

    Оборудование:  Учебник русского языка: 3 класс 2 часть: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, УМК «Школа Россия», 2013 год;  проектор, компьютер, презентация.

    Этапы урока

    Методы и приёмы

    Время


    Содержание урока

    Формируемые

    УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I. Этап самоопределения к деятельности

    Метод: словесный

    (беседа)

    1 мин

    Добрый день!

    Итак, русский язык друзья!

    На вас надеюсь, как всегда!

    Мы хороший, дружный класс,

    Всё получится у нас!

    Психологический настрой на урок

    Пожмите соседу руку,

    Улыбнитесь друг другу.

    Пожелайте хорошего настроения.

    -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

    Приветствуют учителя

    Присаживаются

    Л:самоопределение;

    Л.: формирование мотивации к обучению;

    II. Актуализация знаний и мотивация

    Метод: словесный, практический

    (беседа, подводящий диалог, беседа)

    4 мин

     Запишем число, «классная работа». 

    -Сегодня  нам с вами предстоит сделать новые открытия в стране русского языка.

    - Прежде чем определить тему и цели нашего урока, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих?  

    -Что такое глагол?

    Минутка чистописания

    - Пропишем красиво  сочетания букв:

    ть, ти, чь .

      - Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие буквосочетания? Например, в каких?

    1.Прочитайте следующий  фрагмент  известного вам стихотворения.

     (С. Михалков «Если»)

    Мы …   и  …  в окна.

    Тучи по небу …   .

    На дворе собаки … ,

    Даже …   не    … .

    2.Слова какой части речи здесь пропущены? Вставьте пропущенные глаголы.

    3. Прочитайте полученный текст.

    Мы сидим и смотрим в окна.

    Тучи по небу летят.

    На дворе собаки мокнут,

    Даже лаять не хотят.

    - о глаголе

    - Часть речи, обозначающая действия предмета и отвечающая на вопрос что делает и т.д.

    - сидим и смотрим в окна

    Тучи по небу летят.

    На дворе собаки мокнут,

    Даже лаять не хотят.

    - глаголы

    - читают стихотворение

    П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

    Р: принимать и сохраняют учебную задачу

    III. Постановка учебной задачи

    Метод: словесный, частично-поисковый

    (беседа)

    4 мин

    Найдите,  пожалуйста, глагол, у которого мы не можем  определить время действия.

    сидим                             лаять

    смотрим

    летят

    мокнут

    не хотят

    5. Что мы можем сказать о глаголах первой группы?

    6. Действие, происходящее в какое время, они обозначают?

    7.  Мы можем по этим глаголам определить – одно лицо производит действие или несколько?

    9. Значит, эти глаголы обозначают и время,  и  число.

    10. Мы можем то же самое сказать о глаголе ЛАЯТЬ?

    -Можно ли сказать, что глагол ЛАЯТЬ обозначает действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем?

    - Можно по этому глаголу определить, сколько лиц производили это действие?

    Это глагол  не обозначает ни категорию  времени , ни  категорию числа.

     Как вы думаете, как называется такая форма глагола?

    В лингвистике (науке о языке) такую форму глагола называют неопределенной формой глагола.

    -Какова тема нашего урока?

    -Назовите цель нашего урока?

    -Чему  будем  учиться   на  уроке?

    -лаять

    -можем определить время

    -настоящее

    -да

    -По этим  глаголам мы можем определить время действия лиц и число

    -нет

    -не знаем

    -неопределенная форма глагола

    -Узнать, какая форма  глагола  является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает и т. д.

     -Находить  глаголы  неопр. ф.  в тексте, выявить отличительные признаки неопределённой формы глагола,  учиться ставить глаголы в неопред. Форму

    Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

    П: самостоятельное выделение и постановка цели

    IV. Открытие нового знания

    Метод: словесный, частично-поисковый, практический

    (беседа, упражнение)

    11 мин

    На доске написаны столбики слов:

    идти найти

    бежать написать

    стеречь запечь

    -На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика? 2-го столбика? вопросы выносятся на карточках на доску

    - Определите окончания у данных глаголов. окончания выносятся на карточках на доску

    - В какой форме стоят эти глаголы? Докажи это. доске располагается карточка «неопределенная форма глаголов»

    - Обобщите наши рассуждения по плану, обозначенному у вас в карточках на парте:

    1) На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (приведи пример)

    2) Указывает ли на время неопределенная форма глаголов? (приведи пример)

    3) Изменяется ли по числам неопределенная форма глаголов? (приведи пример)

    На доске из ранее размещенных карточек складывается схема:

    что делать?

    Неопределенная форма -ть, -ти, -чь

    глаголов

    что сделать?

    - Прочитайте правило в учебнике.

    -что делать? Что сделать?

    - ти, ть, чь

    -неопределенная форма, не определяется род и число

    -что делать? Что сделать?

    - Печь ( что делать?)

    - ти, ть, чь

    -неопределенная форма, не определяется род и число

    П: анализ объектов с целью выделения признаков

    П: структурирование знаний

    К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

    П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

    V. Первичное закрепление во внешней речи

    Метод: словесный, практический

    (беседа, подводящий диалог)

    5 мин

     Работа в группах.

     - Прочитайте текст. Найдите в нём глаголы в неопределенной форме и выпишите их

    - Жили на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран: – Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь? Отвечает им Вася: – Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала. – А за что же на тебя такая беда пришла? – спрашивают козел да баран. – Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.

    (проверка по эталону)

      - Упр. 181

     - Прочитаем по цепочке.

    Я предлагаю вам поработать в парах. Сейчас мы будем отрабатывать умение ставить вопросы к глаголам неопределенной формы. Это  очень важный навык

    -Прочитайте пары слов, найдите сходство и различия в значениях каждой пары глаголов (действие длится -  действие совершено),  опираясь на вопросы что делать? / что сделать?

    Посоветуйтесь и вместе найдите пары, в которых слова отвечают на одинаковые вопросы.. Решите, кто из вас будет отвечать?

    Выполним это упр. Выборочно:

    I ряд – пары №1, 2, 3.

    II ряд - пары №4, 5, 6.

    II ряд - пары №7, 8, 9.

    - Запишем каждую пару слов с новой строки.

    -Какие орфограммы  встречаются в словах каждого ряда?

    Что общего у этих слов? (Являются неопред.ф. гл.)

    - Сделайте вывод

    - плакать

    - работают в парах. Выписывают слова

    - стоят в неопределенной форме

    Вывод: неопред. форма глагола отвечает как на вопрос что делать?, так и на вопрос что сделать?

    П: структурирование знаний

    К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

    VI. Самостоятельная работа

    с самопроверкой

    Метод: словесный, практический

    (беседа, упражнение)

    5 мин

    Индивидуальная работа.

     Из предложенных слов выбрать и записать в тетрадь только глаголы в неопределенной форме.

    Корысть, принести, любить, печь, освещать, поймать, побежать, бестолочь, идти, ртуть.

    -Все ли слова вам знакомы? (корысть - жадность к деньгам, материальному богатству, страсть к наживе и личной выгоде)

    - Какие слова вы выписали? Почему?

    -Какое слово здесь может выступать и как существительное и как глагол неопределенной формы? (печь)

    - слушают и анализируют речь учителя

    - принести, любить, освещать, поймать, побежать, идти

    - печь

    П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

    VII. Включение в систему знаний

    Метод: словесный

    (беседа)

    8 мин

    Выполним упр.182

    - Обратимся к теме нашего сегодняшнего урока. Кто уже сам сможет объяснить, что такое неопределенная форма глагола?

    Домашнее задание

    Упр. 184 (с. 107).

     - Неопределенная форма глагола – эта форма, в которой невозможно определить время, лицо глагола

    Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

    VIII. Рефлексия деятельности

    (по продукту)

    Метод: словесный

    (беседа)

    3 мин

    -Давайте запишем домашнее задание.

    -В чём испытывали затруднение?

    -Ребята, мы достигли цели урока?

    -Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!

    - Записывают домашнее задание

    - отвечают на вопросы

    Р: анализировать собственную работу.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Спал летать рисует бежал строить лечить срисует чертить учить проверил шить мечтать

    Слайд 2

    Летать (что делать?) Строить ( что делать?) Лепить ( что делать?) Чертить ( что делать?) Учить ( что делать?) Шить ( что делать?) Мечтать ( что делать?)

    Слайд 3

    Жить да быть – ума копить

    Слайд 4

    Тема урока: « Неопределенная форма глагола»

    Слайд 5

    Цель урока : « Закрепить знания о неопределенной форме глагола»

    Слайд 7

    Упрямый, светлый, читать, красивая. Доска, молния, доброта, сидеть Чисто, буду светить, скучно, медленно Петь, мыслить, убежал, рисовать


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами" 3 класс

    Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами"...

    Конспект урока по русскому языку на тему " Омонимы" 3 класс "Школа России"

    Разработка конспекта к уроку по русскому языку на тему "Омонимы"....

    Конспект урока по русскому языку «Неопределённая форма глагола», 3 класс УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя:  ознакомление учащихся с неопределённой формой глагола.Планируемые результаты: Предметные:- уметь правильно ставить вопросы к глаголам неопределённой формы;- знать...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Глагол" 3 класс УМК "Школа России"

    Тема: ГлаголКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: УМК «Школа России», 3 класс,2 часть, презентация, проектор....

    Конспект урока по русскому языку, тема: «Число глаголов» (3 класс, УМК "Школа России")

    Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов.Планируемые результаты:              Предметные:- знать, как подчеркивается глагол при письм...

    Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")

    Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, различать их и классифицировать.Планируемые результаты:Предметные:- знать о том какие существуют времена глаголов;- уметь оп...