Технологическая карта урока русского языка во 2 классе: "Связь слов в предложении." УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

На уроке, проведенном по ФГОС, использованы следующие технологии:ТРИЗ, проблемно-диалогическая, ИКТ-технология.Приемы ТРИЗ: "системный лифт", "системный оператор".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Учитель: Зайдлец М.В.  МБУ «Лицей №37»

Тема урока

Связь слов в предложении.

Цель

Систематизировать знания о предложении (выражения мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме); развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.

Педагогические цели

Способствовать развитию умения устанавливать связь слов в предложении; создать условия для ознакомления со словами с непроверяемым написанием: яблоко, яблоня

Тип урока

Решение учебной задачи

Задачи

образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о предложении;

-закрепить умение определять и составлять грамотный порядок предложений в тексте.

-проверить сформированность понятий: звук, слог, слово, предложение, текст;

- развивать умение выделять главные и второстепенные члены предложения.

развивающие:

- способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление)

-формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)

- расширение кругозора и обогащение речи;

воспитательные:

- прививать интерес к предмету;

- воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах.

Планируемые
результаты
(предметные)

Учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности
и осознают личностный смысл учения, эстетические потребности и ценности.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные:  делать  самостоятельно  простые  выводы; осуществлять  анализ  с  выделением  существенных  признаков;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу.

Осуществлять рефлексию.

Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание;

 логические – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Обобщают и классифицируют по признакам.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 

развивают познавательный  интерес  к  новым  общим  способам  решения  задач;

учатся адекватно  понимать причины  успешности/неуспешности  учебной  деятельности.

Используются технологии:

ТРИЗ, проблемно-диалогическая технология, ИКТ – технологии;

Прием (приемы) ТРИЗ-технологии: «Системный лифт», «Системный

оператор»;

Формы работы:

работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа.

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Связь слов в предложении. Слова с непроверяемым написанием: яблоко, яблоня

Образовательные
ресурсы

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска Screen Media;

 раздаточный материал, презентация.

Используемая литература:

Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» для 2 класса, авт. В. П. Канакина , В.Г.Горецкий.

                                                                                                         

                                                                                                       Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1

2

3

4

5

I. Мотивирование к учебной
деятельности.

Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой.

Проверка готовности к уроку

 – Проверь-ка, дружок,

   Ты готов начать урок?

   Все ль на месте,

   Все ль в порядке:

   Учебник, ручка и тетрадка?

– Какое сейчас время года? (Осень)
– Назовите признаки осени.

(Реже  светит  солнце.  Дни  стали  короче. Всё  чаще  льёт  дождь.  С деревьев  облетают  листочки.  В  лесу  и  поле  стало  намного  тише.  Птицы  собираются  в  стаи.)

-Ребята, посмотрите на слайд 1,2
Под ногами в листопад

Листья жёлтые лежат.

Листья жёлтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш,

Шуршиха

и Шуршонок -

Папа, мама и ребенок.

                     В. Голяховский.

-Что мы представляем , когда слышим это стихотворение?

- Какие слова выдумал автор стихотворения?

-Какой звук мы выделим?

Правильно, это звук [ш].

- Что мы знаем о звуке [ш]?

 (Согласный, твердый, непарный, глухой парный. Пара по звонкости [ж]).

 - Какой буквой обозначается звук [ш] на письме? (Буквой Ш)

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

самоопределение (Л);    

смыслообразование(Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);  

 - учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

II.Каллиграфи

ческая минутка.

Отработка

каллиграфии.

Чистописание.

Я тетрадь свою открою

Уголочком  положу.

Я,  друзья,  от  вас  не  скрою,

Ручку  правильно  держу!

- Откройте рабочие тетради, запишите  число.

Сегодня 21 сентября. На следующей строке запишите    

Классная работа.

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву Ш прописную и букву ш строчную.

Слайд 3

Вопрос-вывод. С какой буквой мы работали?

Вырабатывают каллиграфический почерк

- использование знаково-символических средств (П);

- волевая саморегуляция (Р);

III. Актуализация знаний

Словарно-орфографичес-кая работа.

Яблоня, яблоко (с. 37)

Слайд 4

Записаны слоги:

ня ло яб

ко ло яб

-Посмотрите на слайд. Что это?

-А для чего нужны слоги? Какие слова у нас получились?

Слайд 5

Яблоня  Яблоко

-Дайте определение словам «яблоко», «яблоня». 

ЯБЛОНЯ     Фруктовое дерево с бело-розовыми  пахучими цветами   весной,  а  осенью  с  очень  вкусными  и  полезными    плодами  

ЯБЛОКО. Плод яблони. Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушеные, моченые, печеные яблоки. Компот из яблок.

* «Яблоку негде упасть» (разг.) - о большой тесноте.«Яблоко   от яблони недалеко падает» ( о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца, матери).

-Запишите эти слова. Поставьте ударение. Выделите «опасные»  места зеленым цветом.

-Какая орфограмма в слове?

- Подберите однокоренные слова.

Яблочный, яблочко.

Усваивают написание непроверяемых слов, объясняют значение слов.

Воспроизводят полученную информацию.

Познавательные:

-Знать, что компоненты речи представляют собой целостную систему.

IV. Постановка учебной задачи

Составление предложения, формулировка темы урока

-Составьте нераспространенное предложение со словом яблоко.

      Яблоко созрело.

-Запишите, подчеркните главные члены предложения.

Что будет являться подлежащим, а что сказуемым?

-От какого слова задавали вопрос?

-Какой вопрос задавали?

Итак, ребята, что мы можем составить из слов?

Предложение.

Дайте определение предложению.

А что мы составляем из предложений?

А вот наш друг Незнайка составил такое предложение:

Слайд 6

    сильный на  идёт дождь улице

- Получилось  ли  предложение  у  Незнайки?

-  Что  вам  не  понравилось?

(Предложение  начинается  с  большой  буквы,  заканчивается  точкой,  восклицательным  знаком  или  вопросительным  знаком.

Предложение  должно  иметь  законченную  мысль.

 Слова  должны  быть  связаны  по  смыслу.

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

О чем мы будем говорить?

 О связи слов в предложении.

-Значит, какая тема нашего урока?

Слайд 7

  Тема: Связь слов в предложении.

Давайте подумаем, какие цели мы поставим на уроке? И сформулируем их с помощью опорных слов.

Слайд 8

Узнать, как устанавливать связь (слов) в (предложении).

Учиться ставить ( вопрос ) от главного слова к зависимому.

Оценивать свою (работу) на уроке.

-Какую цель поставите вы сами?

Тема нашего урока: « Как установить связь  слов в предложении?»

Принимают учебную задачу, сформулирован-ную вместе с учителем

(Предложение - законченная мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу.  Предложения бывают распространённые и нераспространённые.)

учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

Связь слов

в предложении

Давайте вернемся и поможем Незнайке составить предложение и запишем его. Слайд 9

( у  доски  один  ученик  записывает  предложение  и  разбирает  его)

Выделим грамматическую основу.

На  улице  идёт  сильный  дождь.

Ученик: В предложении говорится о дожде. Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой.  Дождь  (что делает?) Идёт. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете, какое слово поясняет подлежащее дождь? (СИЛЬНЫЙ)
– Поставьте вопрос. (Дождь    какой?   сильный)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.
– Какое слово поясняет сказуемое идёт? (на  улице)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос.  Идёт    (где?  на  чём?)  на  улице)  

Схема на доске: Слайд 10

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.

Слайд11

Находим в предложении подлежащее и сказуемое.

Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

-Докажите, что это предложение распространенное.

-Вопрос-вывод. Как установить связь слов в предложении?

Высказывают свое
мнение. Умеют задавать вопросы к членам
предложения.

- постановка познавательной цели (П);      - познавательная инициатива (Р);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

Физминутка

Правильное выполнение движений

Вот мотор включился, 
Пропеллер закрутился, 
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р. . 
(Вращательные движения руками перед собой.) 
К облакам поднялись, 
И шасси убрались. 
(Поочередное поднимание колен.) 
Вот лес – мы тут приготовим парашют. 
(Покачивание руками, разведенными в стороны.) 
Толчок, прыжок, 
Летим, дружок. 
Парашюты все раскрылись, 
Дети мягко приземлились. 
(Приседание, руки в стороны.) Покрутили, покрутили

(покрутить сцепленными
пальцами)
,

Потянули, потянули –

И открыли!

(Расцепить пальцы,
развести руки в стороны.)

 

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения).

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют
в физкультминутке.

 

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Распростра-ненное предложение.

Работа в парах

 Работа по учебнику. с. 37 (правило)

- Откройте учебники на странице 37.

-Прочитайте, чему  мы  с  вами  сегодня  научимся?

Упр. 43

        -Прочитайте два предложения и найдите распространённое предложение, прочитайте…

Спелое  яблоко  упало  с  яблони.

- Назовите основу предложения?  (Яблоко упало.)

- Что называют основой предложения? (подлежащее и сказуемое)

-Какое  слово  поясняет  подлежащее?  Как  определить? (задать  вопрос)     

Яблоко  (какое?)  спелое.

- Какое слово поясняет сказуемое? (вопрос)

Упало  (откуда?)  с  яблони.

-Как установить связь между словами в предложении?

I.Работа в парах. Слайд12,13.

Игра «Составь и докажи»

 Берлоги, бурый, медведь, из, вылез.

Задание:

-Составьте предложение. Докажите, что вы составили предложение.

1вариант. Находит грамматическую основу и слова, которые связаны с подлежащим.

2вариант. Находит грамматическую основу и слова, которые связаны со сказуемым.

Проверка с доской. Самооценка.

II.Работа в парах с взаимопроверкой.

 Один ученик записывает предложение у доски,

 остальные в тетрадях.

     

             В небе светит яркое солнце.

Установите связь слов в предложении по алгоритму.

Взаимопроверка.

Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно.

1 уровень. (Задание на карточках раздает учитель)

 Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, установить связь между словами по алгоритму:

На поляне появились первые подснежники.

Остальные дети выполняют задание, записанное на доске:

Слайд14

2-3уровень. Вставить в предложения пропущенные слова и установить связь между словами по алгоритму.

1ряд: (Как?) … налетел (какой?) …ветер. (Быстро, осенний)

2ряд: (Где ?)…закружились (какие?) листья. ( В саду, сухие)

3 ряд: (Когда?) … наступят (какие ?) дни. (Скоро, холодные)

 

Проверка:слайд15; 1 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске.

2-3 уровень(Самопроверка) – дети зачитывают свои предложения.

– А теперь оцените, как вы справились с заданием.

– Что у вас вызвало затруднения?

Можно ли сказать , что у нас получился текст? Докажите.

Устанавливают
с помощью вопросов связь слов в предложении.

Умеют работать
в паре.
 Осуществляют само-
проверку .

Осуществляют взаимопроверку.

Выполняют разноуровневые задачи.

Текст- высказывание, состоящее из двух и более пред.Объединены общей темой и связаны по смыслу.Текст можно озаглавить.

-планирование учебного сотрудничества (К);

- разрешение конфликтов (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации (К);

- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- использование общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

VII. Рефлексия учебной деятельности

Обобщение
полученных

на уроке сведений, оценивание

– Какая цель стояла перед нами?

– Удалось ли ее решить?

Закончите предложение:

Слайд 13

Сегодня на уроке я

-узнал…

-открыл для себя…

-научился…

-смог…

-могу похвалить себя и своих одноклассников за…

– Поднимите руку, кому все было понятно и интересно?

– Кто испытывал затруднения?

- Почему?

-Удалось ли вам достигнуть цели, которую вы сами поставили?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, переоценка результатов работы (Р);

VIII. Информация о Д/З  

Объяснение учителя.

1 уровень: упр.44 с37.

2-3 уровень: упр.45 с.38.

Дети записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)

Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Технологическая карта урока. Русский язык.4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Правописание слов с удвоенными согласными буквами" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие нового знания. Цель: формирование навыка правопивания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.  На уроке используются коллективные, групповые и индивидуальные формы ...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Слово и его значение". УМК «Школа России»

Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление знаний о словах и их значениях, их отличительных признаках, существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знакЗадачи урокаДидактич...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах  и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...