Конспект открытого урока по русскому языку "Наречие", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Материал представлен в виде сценария урока, презентации, материала для оформления доски и раздаточного материала для организации работы в группах (карточек).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Наречие как часть речи"

Цели: Знакомство с морфологическими признаками наречия и его синтаксической функцией.

Задачи :

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

  • (направленные на достижение предметных  результатов обучения) создать условия для  обобщения учащимися знаний о наречии- как части речи, об отличительных признаках этой части речи.)
  • организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий:
  • регулятивных  (самостоятельное  определение  своих  знаний– незнаний  по данной теме, развитие  способности школьников  к  определению  целей  урока,  осознанию  причины своего успеха или неуспеха);
  • познавательных  (развивать умения учащихся извлекать,  перерабатывать  информацию  и представлять  её путём  систематизации  )
  • коммуникативных  (сотрудничество  в парах и группах);
  • личностных  учебных  (учить строить свои  отношения с  окружающими  на основе уважения к личности).        

Планируемые результаты: систематизировать  знания учащихся  по теме «Наречие»  и   отработать   умение  применять  их  для решения  практических  задач.

Используемые методы:  деятельностный, индивидуальный,  парный,

                                            групповой,  наглядный.

Ход урока

Организационно-мотивационный этап

– Сегодня мы продолжаем наше знакомство с великим и могучим русским языком. И я хочу вас спросить, каким бы вы хотели видеть наш урок?

ОТВЕТЫ

Отгадайте, чего от нашего урока жду я, составив пословицу.

Что она означает?

А чтобы урок был именно таким, как мы с вами должны работать?

(Слайд 2,3)

Актуализация опорных знаний

1.Запись даты: Двадцать третье апреля.

Характеристика орфограмм.

2.Словарная работа

– Вы будете работать в парах. Первый вариант, возьмите карточки на столах и продиктуйте соседу по парте словарные слова. После того, как работа будет выполнена, поменяйтесь ролями.

МЕДЛЕННО

ИНТЕРЕС

ТРЕВОЖНЫЙ

ВОЛНОВАТЬСЯ

ПРЕКРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

ЧЁРНЫЙ

СЕЙЧАС

МЕТАЛЛ

ХЛЕБОРОБ

БОГАТЫЙ

ТРЕВОЖИТЬСЯ

2.Взаимопроверка

–поменяйтесь тетрадями, возьмите простые карандаши, проверьте работу соседа. На полях поставьте оценку.(Слайд 4)

Рефлексия: – Какие знания пригодились нам для выполнения этого задания? 

“Открытие” нового знания

1.Определение темы урока. Постановка учебных задач.

– Посмотрите внимательно на записанные вами словарные слова, на какие группы (и по каким признакам) вы бы их разделили?

(Составляется схема частей речи – Слайд 5)

– Посмотрите внимательно на схему, вспомните, на какие 2 большие группы делятся все известные нам части речи? К какой из них относятся все написанные вами слова?

– Разделите все словарные слова по частям речи, докажите, что вы сделали правильно

. Как это сделать? (по какому плану мы даем характеристику слову, как части речи?)

(Вывешивается план изучения части речи на карточках)

– К какой части речи относятся оставшиеся слова? Расскажите о них по нашему плану. Смогли ли мы это сделать? Почему? (Всё ли мы знаем о наречии)

– Чем мы будем заниматься на уроке.

– Поставьте учебные задачи (цели).

(Узнать новое о наречии как части речи)

2.Изучение наречия как части речи (Исследовательская деятельность)

– Сегодня вы попробуете самостоятельно изучить наречие как часть речи. Для этого вы выполните задания на листе исследования См. Приложение. Работать вы будете в парах. Сразу выберите, кто у вас в паре будет ответственный. Вспомните правила работы в паре.

Работать на листе вам надо сообща, помогать друг другу и не мешать работать другим.

А сейчас ответственный запишет тему исследования (т.е. тему нашего урока)

1.На какие вопросы отвечает наречие?

– Прочитайте первый вопрос, что мы будем выявлять?

– Для этого вам надо прочитать группу наречий на каждой строчке, а в конце строки написать вопрос, на который они отвечают.

Работа в паре.

Фронтальная проверка.

– Прочитайте наречия на первой строчке. На какой вопрос они отвечают? Кто согласен? (не согласен?)

……….

– Вернёмся к нашей схеме и дополним ее новыми знаниями.

(Вывешиваю вопросы)

– Послушайте стихотворение, оно поможет запомнить, на какие вопросы отвечает наречие. Какие вопросы мы с вами не назвали? Будьте внимательны!!!

– Дайте определение наречия, используя полученные знания о вопросах, на которые оно отвечает.

Физминутка

2.Что обозначает наречие?

– Двигается по нашей схеме. Послушайте внимательно задание:

Соедините наречия в левом столбике со смысловой нагрузкой, записанной в правом столбике.

Фронтальная проверка.

– Прочитайте вопросы наречия на первой строчке. Какую смысловую нагрузку они имеют?? Кто согласен? (не согласен?)

……….

– Вернёмся к нашей схеме и дополним е новыми знаниями.

(Вывешиваю карточку)

– Дайте определение наречия, используя полученные знания.

3.С какой частью речи наречие связано?

– Чтобы узнать, с какой частью речи связано наречие, мы выполним задание в тетради. Запишите предложения под диктовку, выполните синтаксический разбор.

Сегодня на уроке класс изучает новую тему. Ребята уверенно выполняют задания. Они работают дружно.

–Найдите в тексте наречия.

–На какие вопросы они отвечают, что обозначают?

–Где можно найти подсказку при затруднении?.

–Выпишите словосочетания с наречиями, обозначьте главное слово.

Самопроверка.

Сделайте вывод, с какой частью речи чаще всего связано наречие? Обозначьте свой вывод в листе исследования.

–Какой еще мы можем сделать вывод, исходя из материала нашей работы? (Каким членом предложения является?)

– Вернёмся к нашей схеме и дополним е новыми знаниями.

(Вывешиваю карточку)

– Дайте определение наречия, используя полученные знания.

4.Изменяется наречие по родам, числам, временам, лицам и падежам?

– Давайте  попробуем выяснить, изменяется ли наречие по числам, родам, временам, лицам и падежам. Для выполнения этого задания возьмите последнюю карточку.

Подставьте каждый свое наречие в словосочетания, сделайте вывод по каждому пункту.

– Вернёмся к нашей схеме и дополним е новыми знаниями.

(Вывешиваю карточку)

– Дайте определение наречия, используя полученные знания.

3.Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

– Поздравляю вас с открытием нового знания. Надеюсь, что работа на уроке позволила вас приобрести частицу мудрости. А теперь скажите, не ошиблись ли мы, не допустили ли где-нибудь ошибку в своих рассуждениях. Как это сделать?

– Дайте сверим вой вывод с выводом учебника.

С.114

– Древние римляне называли наречие приглаголием. Попробуйте объяснить, почему.

Рефлексия

– Древние римляне называли наречие приглаголием. Попробуйте объяснить, почему.

Оцените свою активность на уроке. На вашем листе исследования помещена таблица с вопросами

4.Вторичное закрепление знаний.

Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам

–А теперь вы самостоятельно попробуете применить полученные знания, выполнив задания на карточках.

Замените противоположными по смыслу наречиями:

Быстро  -                          

Темно  -

Легко -                        

Тихо -                 

Сверху

Много  -                

Вперёд  -

Замените подходящими по смыслу наречиями:

Идти черепашьим шагом.            

Кот наплакал.                                                  

Как снег на голову.                                                

Встать чуть свет.                              

Рукой подать.                                    

Яблоку негде упасть. 

                       

Заменить прилагательные подходящими наречиями.

Медленный  - как?________

Тёмный - как?____________

Тихий - как?_____________

Плохой - как?___________

Лёгкий - как?__________

Крепкий - как?_________

Громкий - как?___________

8. “Мостик” к следующему уроку

– Кто захотел познакомиться поближе и еще больше узнать о наречии?

– Как вы думаете, какие еще стороны данной части речи нами не изучены?

– Этим мы займёмся на наших следующих русского языка.

Рефлексия

- Какую цель мы ставили в начале урока?

 -Достигли мы с вами поставленной цели урока? 

-Как вы можете оценить свою работу на уроке?

-Над чем надо ещё  поработать?

9.Оценки.

10.Домашнее задание.

– Поднимите руки, кто твердо понял, что такое наречие? Значит, вы сможете выполнить задние: либо вставить в словосочетания подходящие по смыслу наречия, либо исключить наречия не подходящие по смыслу.

Упр.195 или упр.198

– Я с удовольствием сегодня путешествовала вместе с вами, спасибо!

Литература:

    1.Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык 4 класс. Часть 2. - М: «Просвещение», 2017

2. Климанова Л. Ф. Уроки русского языка. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2015

3. https://yandex.ru/video/search?filmId=4459747829957652957&text=%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%B5%204%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81

Приложение1.

Лист исследования

Тема исследования_________________________________________________

1.На какие вопросы отвечает наречие?

Наречия

Вопрос

весело, дружно, медленно

вчера, сейчас, завтра

слева, внизу, вдали

вверх, вперёд, назад

издалека, оттуда

2.Что обозначает наречие?

Где? Куда? Откуда? (далеко, вперёд, снизу)

причина и цель действия

Почему? Зачем? (назло, потому)

место действия

Как? Каким образом? (громко, весело, быстро)

время действия

Когда? Как долго? (скоро, вчера, завтра)

признак действия

3.С какой частью речи наречие связано?

имя существительное

имя прилагательное

глагол

местоимение

4.Изменяется наречие по родам, числам, временам, лицам и падежам?

ПО ЧИСЛАМ Прилетел (когда?)…………… прилетели (когда?) ………….

ПО РОДАМ   Прибежал (когда?) …………… прибежала(когда?) ..…………            прибежало(когда?) ……………

 ПО ВРЕМЕНАМ    Цвели (когда?) …………… цветут (когда?) …………… будут цвести (когда?) ……………    

ПО ЛИЦАМ   Я встаю (когда?) ……………ты встаёшь (когда?) …………… он встаёт (когда?) ……………      

ПО ПАДЕЖАМ Кто? (что?) …………… Кого? (чего?) …………… Кому? (чему?) …………… Кого? (что?) …………… Кем? (чем?) ……………           о ком? (о чём?) …………… Ф.И._______________________________Ф.И.__________________________

1.Я знаю, что такое наречие.

1.Я знаю, что такое наречие.

2.Я могу определить наречие по схеме.

2.Я могу определить наречие по схеме.

3.Я активно работал на уроке.

3.Я активно работал на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС

Слайд 2

КАЖДЫЙ ЧАСТИЦУ ДЕНЬ ЖИЗНИ МУДРОСТИ ПРИБАВЛЯЕТ НАМ

Слайд 3

КАЖДЫЙ ЧАСТИЦУ ДЕНЬ ЖИЗНИ МУДРОСТИ. ПРИБАВЛЯЕТ НАМ

Слайд 4

ЧАСТИ РЕЧИ МЕДЛЕ НН О ИНТ Е РЕС ТР Е ВОЖНЫЙ В О ЛНОВА ТЬСЯ ПР Е КРАСНЫЙ Ж Ё ЛТЫЙ Ч Ё РНЫЙ С ЕЙ ЧАС М Е ТА ЛЛ ХЛЕБ О РОБ Б О ГАТЫЙ ТР Е ВОЖИ ТЬСЯ

Слайд 5

ЧАСТИ РЕЧИ СЛУЖЕБНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИМЯ СУЩ. ИМЯ ПРИЛ. ГЛАГ. МЕСТ. ?

Слайд 6

«НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ». Тема урока:

Слайд 7

СЕМЬ ВОПРОСОВ – ПРОСТО ЧУДО, ИХ ЗАПОМНИТЬ МОЖНО ТАК: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И КАК?

Слайд 8

ФИЗМИНУТКА: «Делай как я!»

Слайд 9

«НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ». Тема урока:

Слайд 10

САМОПРОВЕРКА ИЗУЧАЕТ (КОГДА?) СЕГОДНЯ ВЫПОЛНЯЮТ (КАК?) УВЕРЕННО РАБОТАЮТ (КАК?) ДРУЖНО Х Х Х

Слайд 11

НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПОДБОР АНТОНИМОВ КАРТОЧКА 1. ПОДБОР СИНОНИМОВ КАРТОЧКА 3. ПОДБОР О ДНОКОРЕННЫХ СЛОВ КАРТОЧКА 3.

Слайд 12

На уроке я понял (а) _________ На уроке я узнал (а )__________ Я похвалил (а) бы себя __________ После урока мне захотелось ____ Было интересно _______________ Было трудно ____________________ ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 13

СПАСИБО ЗА УРОК

Слайд 14

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Слайд 15

Интернет – ресурсы: http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png фон http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png перо, чернильница, тетрадь http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/113882196.8e/0_60321_5cca8fd5_XL http://www.ailona.ru/_ph/97/250733085.png перья http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/66124276.8d/0_760aa_c67ee5b0_XXL.png свиток http://s3.uploads.ru/5o8gm.png рамка



Предварительный просмотр:

Лист исследования

Тема исследования_________________________________________________

1.На какие вопросы отвечает наречие?

Наречия

Вопрос

весело, дружно, медленно

вчера, сейчас, завтра

слева, внизу, вдали

вверх, вперёд, назад

издалека, оттуда

2.Что обозначает наречие?

Где? Куда? Откуда? (далеко, вперёд, снизу)

причина и цель действия

Почему? Зачем? (назло, потому)

место действия

Как? Каким образом? (громко, весело, быстро)

время действия

Когда? Как долго? (скоро, вчера, завтра)

признак действия

3.С какой частью речи наречие связано?

имя существительное

имя прилагательное

глагол

местоимение

4.Изменяется наречие по родам, числам, временам, лицам и падежам?

ПО ЧИСЛАМ Прилетел (когда?)…………… прилетели (когда?) ………….

ПО РОДАМ   Прибежал (когда?) …………… прибежала(когда?) ..…………            прибежало(когда?) ……………

 ПО ВРЕМЕНАМ    Цвели (когда?) …………… цветут (когда?) …………… будут цвести (когда?) ……………    

ПО ЛИЦАМ   Я встаю (когда?) ……………ты встаёшь (когда?) …………… он встаёт (когда?) ……………      

ПО ПАДЕЖАМ Кто? (что?) …………… Кого? (чего?) …………… Кому? (чему?) …………… Кого? (что?) …………… Кем? (чем?) ……………           о ком? (о чём?) …………… Ф.И._______________________________Ф.И.__________________________

1.Я знаю, что такое наречие.

1.Я знаю, что такое наречие.

2.Я могу определить наречие по схеме.

2.Я могу определить наречие по схеме.

3.Я активно работал на уроке.

3.Я активно работал на уроке.

     



Предварительный просмотр:

МЕДЛЕННО

ИНТЕРЕС

ТРЕВОЖНЫЙ

ВОЛНОВАТЬСЯ

ПРЕКРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

МЕДЛЕННО

ИНТЕРЕС

ТРЕВОЖНЫЙ

ВОЛНОВАТЬСЯ

ПРЕКРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

МЕДЛЕННО

ИНТЕРЕС

ТРЕВОЖНЫЙ

ВОЛНОВАТЬСЯ

ПРЕКРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

МЕДЛЕННО

ИНТЕРЕС

ТРЕВОЖНЫЙ

ВОЛНОВАТЬСЯ

ПРЕКРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

МЕДЛЕННО

ИНТЕРЕС

ТРЕВОЖНЫЙ

ВОЛНОВАТЬСЯ

ПРЕКРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

МЕДЛЕННО

ИНТЕРЕС

ТРЕВОЖНЫЙ

ВОЛНОВАТЬСЯ

ПРЕКРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

МЕДЛЕННО

ИНТЕРЕС

ТРЕВОЖНЫЙ

ВОЛНОВАТЬСЯ

ПРЕКРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

МЕДЛЕННО

ИНТЕРЕС

ТРЕВОЖНЫЙ

ВОЛНОВАТЬСЯ

ПРЕКРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

МЕДЛЕННО

ИНТЕРЕС

ТРЕВОЖНЫЙ

ВОЛНОВАТЬСЯ

ПРЕКРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ



Предварительный просмотр:

ЧЁРНЫЙ

СЕЙЧАС

МЕТАЛЛ

ХЛЕБОРОБ

БОГАТЫЙ

ТРЕВОЖИТЬСЯ

ЧЁРНЫЙ

СЕЙЧАС

МЕТАЛЛ

ХЛЕБОРОБ

БОГАТЫЙ

ТРЕВОЖИТЬСЯ

ЧЁРНЫЙ

СЕЙЧАС

МЕТАЛЛ

ХЛЕБОРОБ

БОГАТЫЙ

ТРЕВОЖИТЬСЯ

ЧЁРНЫЙ

СЕЙЧАС

МЕТАЛЛ

ХЛЕБОРОБ

БОГАТЫЙ

ТРЕВОЖИТЬСЯ

ЧЁРНЫЙ

СЕЙЧАС

МЕТАЛЛ

ХЛЕБОРОБ

БОГАТЫЙ

ТРЕВОЖИТЬСЯ

ЧЁРНЫЙ

СЕЙЧАС

МЕТАЛЛ

ХЛЕБОРОБ

БОГАТЫЙ

ТРЕВОЖИТЬСЯ

ЧЁРНЫЙ

СЕЙЧАС

МЕТАЛЛ

ХЛЕБОРОБ

БОГАТЫЙ

ТРЕВОЖИТЬСЯ

ЧЁРНЫЙ

СЕЙЧАС

МЕТАЛЛ

ХЛЕБОРОБ

БОГАТЫЙ

ТРЕВОЖИТЬСЯ

ЧЁРНЫЙ

СЕЙЧАС

МЕТАЛЛ

ХЛЕБОРОБ

БОГАТЫЙ

ТРЕВОЖИТЬСЯ



Предварительный просмотр:

Наречие

как часть

речи.

ЧАСТЬ РЕЧИ

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ

ОБОЗНАЧАЕТ

С КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ СВЯЗАНО

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ

НЕПОСТОЯН-НЫЕ ПРИЗНАКИ

ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ



Предварительный просмотр:

КОГДА?

ГДЕ? ЗАЧЕМ?

КУДА? ОТКУДА?

КАК?



Предварительный просмотр:

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

ПРИЧИНА ДЕЙСТВИЯ

ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ

ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ

НАРЕЧИЕ

ЧАЩЕ ВСЕГО

С ГЛАГОЛОМ

НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

ЧАЩЕ ВСЕГО

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»

Тема « В гостях у частей речи»Цель:·         Формировать умение распознавать части речи.·         Совершенствовать умени...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...