Главные вкладки

    Урок русского языка
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Урок по русскому языку с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями     ФГОС НОО. Основу урока составляют современные образовательные технологии и методы обучения: ИКТ, системно - деятельностный подход, исследовательский метод обучения, которые соответствуют ФГОС НОО. Содержание разработки позволяет в максимальной степени сформировать все универсальные учебные действия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx78.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Тема урока: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?                                   Тип урока – «открытие» нового знания.                                                                   Метод обучения - проблемно – поисковый.                                                                                                                             Формы работы на уроке: фронтальная,  работа в парах, работа в группах, самостоятельная  работа, дифференцированная.                                                                                                  Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.                                     Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

             Урок по русскому языку с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями     ФГОС НОО. Основу урока составляют современные образовательные технологии и методы обучения: ИКТ, системно - деятельностный подход, исследовательский метод обучения, которые соответствуют ФГОС НОО. Содержание разработки позволяет в максимальной степени сформировать все универсальные учебные действия.

          На уроке дети знакомятся с суффиксом, учатся находить и  выделять его в словах, образовывать однокоренные слова, закрепляют умения разбирать слова по составу,  обогащают словарный запас, приобретают  опыт логических  рассуждений.

             В результате решения проблемных ситуаций, рассуждений    дети приходят к выводу о том, что такое суффикс и как его можно найти в слове.  Полученные знания закрепляются и проверяются с помощью эталона. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию. В конце урока -   рефлексия с целью самооценки своей деятельности на уроке.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Иркутского районного муниципального образования

    «Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 2»

    Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе

    Номинация  «Лучшая методическая разработка занятия, реализуемого в рамках освоения основной образовательной программы»

    Миронова Ольга Владимировна,

    учитель начальных классов

    Тема урока: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

    Цель урока: Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения.

    Планируемый результат

    Предметные умения

    Состав слова (морфемика)

    • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
    • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс;
    • выделять нулевое окончание;
    • образовывать слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов.

    Морфология

    • распознавать части речи на основе усвоенных признаков

    Синтаксис

    • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
    • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
    • находить главные (подлежащее и сказуемое) члены предложения;
    • различать распространённые и нераспространённые предложения;
    • опознавать простое и сложное предложения

    Личностные УУД:

    • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
    • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

    Регулятивные УУД:

    • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
    • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
    • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

       Познавательные УУД:

    • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
    • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.

      Коммуникативные УУД:

    • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению.

    Организация пространства

    Формы работы:

    Фронтальная

    Работа в группах

    Работа в парах

    Индивидуальная 

    Оборудование:

    • мультимедийный проектор;
    • компьютер;
    • мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
    • маршрутный лист
    • карточки для групповой работы;
    • разноуровневые карточки для самостоятельной работы
    • карточки для самопроверки и самооценки.
    • учебник Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2-е изд. – М. Просвещение, 2013.

    Ход урока

    I.  Мотивация к учебной деятельности

    Цель: организовать включение учащихся в образовательный процесс на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».

    Игра «Доброе утро!

    -Доброе утро всем девочкам!

    -Доброе утро всем мальчикам!

    -Доброе утро гостям!

    Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

    Возможно, есть классы и лучше, и краше.

    Но пусть в нашем классе вам будет светло,

    Пусть будет уютно и очень легко!

     - Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

    (слайд 2)

    Сегодня на уроке мы будем:

    Думать - коллективно!

    Решать - оперативно!

    Отвечать - доказательно!

    Учиться - старательно!

    И открытия нас ждут обязательно!

    -Нашим помощником на уроке  русского языка будет маршрутный лист.

    - Прочитайте  качества,  необходимые для работы на уроке. (Слайд 3)

    Лень, активность,  внимание,  доброжелательность, злость, терпение, честность.     

     - Какие из них возьмем на урок?

    - А что нам не понадобится? (Лень , злость)

    - Вы совершенно правы !

     

    - Прочитайте пословицу (Слайд 4)

    «Если не лениться - можно многого добиться!»

    - Как вы понимаете?

    Поверьте, и у вас всё получится!  Но для этого вспомним правила работы на уроке (читают дети)

    Понапрасну не болтай,

    Рассуждай и убеждай.

    Здесь не нужен шум и гам,

    Выполняй задания сам.

    Если же не сможешь вдруг,

    Пусть придёт на помощь друг.

    II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

    в пробном учебном действии

    Цель: подготовить учащихся  к проблемному изложению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.)

    1. Организовать актуализацию знаний, достаточных для восприятия нового знания.

    - Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

    - Повторять будем всё подряд?

    - Нет, только то, что нам необходимо.

    -Вначале  разгадаем кроссворд.  (Словарная работа)

    1. Шестой день недели (Суббота)

    2. Овощ,  округлый сочный плод, из которого готовя  томат (Помидор)

    3. Первый месяц осени (Сентябрь)

    4.Один из родителей, синоним к слову папа (Отец)

    5. То я в клетку, то в линейку

    Написать по мне сумей-ка! (Тетрадь)

    6. Одна из сторон горизонта, где встаёт солнышко (Восток)

    7.Огородное растение, растущее обычно кочаном, с множеством листьев (Капуста)

    8Москва - это  (столица) России

    9. Приём пищи в середине дня (Обед)

    10.Антоним к слову друг (Враг)

    11.Стальной конь (Трактор)

    1

    с

    у

    б

    б

    о

    т

    а

    2

    п

    о

    м

    и

    д

    о

    р

    3

    с

    е

    н

    т

    я

    б

    р

    ь

    3

    о

    т

    е

    ц

    5

    т

    е

    т

    р

    а

    д

    ь

    6

    в

    о

    с

    т

    о

    к

    7

    к

    а

    п

    у

    с

    т

    а

    8

    с

    т

    о

    л

    и

    ц

    а

    9

    о

    б

    е

    д

    10

    в

    р

    а

    г

    11

    т

    р

    а

    к

    т

    о

    р

    Взаимопроверка

    -А теперь поменяемся тетрадями и проверим выполненную работу по эталону на слайде. (Слайд 5)

    - А какие  качества  помогли справиться  с заданием? (внимание, трудолюбие)

    - А теперь прочитайте словосочетание, которое получилось в результате отгадывания кроссворда

    -Над чем мы сегодня продолжим работать? 

    Слово делится на части. Ах, какое это счастье!

    Может каждый грамотей делать слово из частей!

    1. Организовать обобщение актуализированных знаний.

    - А теперь поиграем. Игра называется «Самый внимательный» (Слайд 6)

    Надо узнать изученную часть слова и постараться всё рассказать о ней.

    3) Организовать обобщение актуализированных знаний.

    Работа с комментированием

    - Соотнесите слова и модели слов. Но что для этого вначале надо выполнить?

    Гора, побег, лес, походы, гриб, травы, грибники, осмотр, полёты

            1                                           2)

    -А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

    - Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»  

    4) Организовать фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

    -Какое слово лишнее, т. е.  не соответствует этим схемам? Почему? (Грибники)

    -Давайте разберём его по составу.

    III.  Проблемное объяснение нового знания

    Цель: ввести новое знание с помощью подводящего или побуждающего диалога.

    1). Зафиксировать причину затруднения – какого именно знания не хватает (определения, правила, алгоритма и пр.) для выполнения и обоснования пробного действия (и заданий такого типа вообще).

    - Мы выделили знакомые части слова, что заметили?

    -Одна часть не выделена.

    - Как нам быть?

    - Узнать какая часть не выделена.

    - Предлагаю поработать с текстом. Прочитать, сделать пометки.

    - Прочитайте и найдите ответ на наш вопрос.

    Части слова

    1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует  форму слова и служит для связи  слов в словосочетании и предложении. Окончание бывает нулевым. Обозначается так:
    2. Корень – главная часть слова. В корне заключено  общее лексическое  значение всех однокоренных слов. Обозначается так:
    3. Суффикс – это часть слова, которая  стоит после  корня и служит для образования новых слов. Обозначается так:
    4.  Приставка - это часть слова, которая  стоит перед  корнем  и служит для образования новых слов. Обозначается так:

    - Так какова же причина вашего  затруднения.

    -Что мы не можем выделить в слове?

    - Мы  пока не можем выделить суффикс, потому что…

    -А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

    - Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»  

    - Какова же тема нашего урока? Давайте запишем её с помощью условного знака. ( На доске, в маршрутных листах)

    2). Организовать постановку цели самими учащимися (целью всегда является устранение причины затруднения).

    - А теперь я предлагаю  сформулировать цели урока.

    Узнать…

    Научиться…

    3). Сформулировать и согласовать тему урока и план изучения нового.

    - Для того, чтобы мы смогли успешно достичь наши цели, нам необходимо составить план. А поможет нам в этом наша лесенка

                                                                              ПРОВЕРЯЮ

                                              ПРИМЕНЯЮ

                               КАК?

          ЧТО?

    - Какая ступенька у нас в плане первая?

    - На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке?

    - Что такое суффикс? Где находится в слове? Для чего он нужен? Как обозначается суффикс?

    - Какая ступенька у нас в плане вторая?

    - На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке?

    - Как найти суффикс?

    - Какая следующая ступенька?

    - Чему будем учиться на этой ступеньке?

    - Тренироваться находить суффиксы.

    - Какая следующая ступенька?

    - Что будем проверять на этой ступеньке

    - Как я научился находить суффиксы.

    - А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

    4). Организовать проблемное изложение нового знания (подводящий или побуждающий диалог) с опорой на план.

    Составление кластера

    - А теперь поработаем в группах. Но вначале повторим правила работы в группах. (Слайд 7) 

     Вам необходимо ответить на вопросы и создать эталон.

    Ответьте на вопросы:

    1. Что такое суффикс?
    2. Где стоит суффикс?
    3. Для чего он служит?

    Допишите правило.

    Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.

    5). Организовать использование учащимися различных источников информации или действий с моделями (схемами, таблицами, формулами и пр.).

    - Прочитайте эталон, который вы составили.

    - Сравните свой эталон с правилом на слайде (Слайд 8)

    -А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

    - Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»

    6). Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках с помощью эталона.

    - А сейчас давайте вернемся к заданию, которое вызвало затруднение.

    -Какую часть слова мы не смогли выделить? Давайте обозначим её условным знаком.

    7). Организовать фиксацию преодоления затруднения. Разбор по составу слова грибники.

    - На какой ступеньке работали? (ЧТО?)

    -Что узнавали на этой ступеньке?        

    - Что такое суффикс? Где находится в слове? Для чего он нужен? Как обозначается суффикс?

    IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Цель: организовать усвоение учащимися нового знания.

    1) Организовать выполнение учащимися (фронтально, в группах, в парах) заданий на применение нового знания в типовых ситуациях.

    - Определите, все ли цели урока достигнуты

    -Первая цель достигнута.

    -А чему необходимо ещё научиться?

    - Научиться находить в слове суффикс

    - Продолжаем работу в группе.

    Вам необходимо составить эталон нахождения суффикса в слове.

    -Для этого надо восстановить последовательность событий в тексте, проставив  цифры

                   Определить какая часть оказалась между корнем и окончанием

                   Изменить форму слова, выделить изменяемую часть (окончание)

                   Подобрать однокоренное слово, выделить неизменяемую часть (корень)

                   Выделить её знаком суффикса

     Проверка по модели в маршрутном листе

                          2                                          3                                1

    - Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»  

    -А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

    - Я предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят в группе, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

    2) Организовать в ходе выполнения заданий проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование с помощью эталона.

    - Рассмотрите группу слов: ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежовый.

    - Как можно назвать эту группу слов? Какие это слова?

    - Однокоренные.

    - Докажите

    - У них одинаковый корень –еж -  и близкое значение

    - Запишите эти слова. Выделите окончание. Обозначьте корень.

    - В каких словах остались части слова не выделенные?

    - Значит это что? Почему? Обозначьте эту часть слова знаком ^.

    -На какой ступеньке работали?(КАК?)

    -Что узнавали на этой ступеньке?

    - Как найти суффикс?

    - Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»  

    - А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

    V. Самостоятельная работа с самопроверкой

    Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок.

    1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание.

    На какую ступеньку переходим? (Применяю)

       - Чему будете учиться на этой ступеньке?

    - Тренироваться находить суффиксы.

    - Ребята, я вам предлагаю два варианта карточек. Карточки голубого цвета попроще. С их помощью вы сможете получить «четыре». Карточки розовые - посложнее. Выполнив верно задание, вы получите «пять». Выберите для себя ту, что вам подходит. Так как это первый урок открытия новых знаний, отметки в журнал будут выставлены по желанию.

    Если у вас появится затруднение, не огорчайтесь. Вам всегда помогут. Кто может прийти на помощь? (Учитель, консультанты - одноклассники,  учебник  и , конечно же, взрослые.)

    1 уровень

    Прочитайте слова. Выделите в словах все части слова.

    дом        звезда        школа

    домик             звёздочка        школьник

    домище                     звёздный            школьница

    2 уровень

    Запиши слова в таблицу по значению суффикса.

    Тигрёнок, домище, москвич, пёрышко, хвостище, галчонок, тетрадочка, земляне.

    Значение суффикса

    Увеличительное

    Уменьшительно-ласкательное

    Название детёнышей животных

    Житель страны, города, края

    Разобрать  слова по составу.

    2) Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок.

    Самопроверка  самостоятельной работы по эталону 

    - Проверьте и  если есть, исправьте  допущенные ошибки.

    Оценивание работы

    3) Создание  ситуации успеха для каждого ученика

    - Для чего выполняли это упражнение?

    -У кого из вас задание не вызвало затруднение? Поставьте в кружок  «+».

    - Кому было трудно? Поставьте в кружок  «?». Какой вывод сделаете?

    - Надо еще тренироваться находить суффикс.

    - Стоит ли огорчаться? Конечно нет! Если у вас затруднение, то как вы должны поступить? Отнестись к этому спокойно. Улыбнуться  и пожелать себе успеха!

    Не зря говорят: «Терпение и труд всё перетрут!»

    - А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

    (Если при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении.)

    VI . Включение нового знания в систему знаний и повторение

    Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

    2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

    1) Организовать выявление и фиксирование учащимися типов заданий, где используется новое знание.

     Работа в парах

    - Какие части слова служат для образования новых слов?

    1. - Прочитайте слова.

    Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

    - Разделите их на 2 группы. Разберите по составу.

    -  Проверьте по эталону на экране (Слайд 9)

    -По какому признаку делили слова?

    - В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок.

    Проверка работы с комментированием

    Оценивание работы

     -У кого из вас задание не вызвало затруднение? Поставьте в кружок  «+».

    - Кому было трудно? Поставьте в кружок  «?». Какой вывод сделаете?

    - Надо еще тренироваться находить суффикс.

    - А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

    2) Организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными. Коллективная работа

     Предлагает ответить на «Хитрые вопросы» (Слайд 10)

    - Как большой дом превратить в маленький?

    - Можно ли рыбу превратить в человека?

    - Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?

    Обобщение ответов уч-ся.

    - Суффикс хоть и маленькая часть, но имеет своё лицо, многое может рассказать , от него зависит значение слова.

    3) Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем.

    А теперь подошло время переступить на последнюю ступеньку, которая как называется? (Проверяю)

    -Для вас я приготовила  

    Тест по теме «Что такое суффикс?

            Выбери верный ответ.

    1. А) Суффикс – часть предложения.

         Б) Суффикс – часть слова.

            В) Суффикс – слово.

    2.  А) Суффикс стоит перед корнем.

            Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.

    3.  А) Суффикс служит для образования новых слов.

            Б) Суффикс служит для красоты.

            В) Суффикс служит для связи слов в предложении.

    4. Укажи слово с суффиксом –к-.

            а) мак                    

            б) лапка

         в) язык

    Проверка выполненной работы. Игра «Микрофон»

    VII. Рефлексия учебной деятельности

    Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности.

    1) Организовать фиксацию учащимися поставленной цели и нового содержания, изученного на уроке.

    - А теперь подведём итог нашей работы.

    -Какова тема урока?

    - Назовите первую цель.

    - Кто может дать ответ на этот вопрос?

    -А кто из вас научился находить суффикс в словах? Расскажите, как вы это делаете?

    2) Организовать самооценку учениками своей работы на уроке.

    Посмотрите в маршрутный лист на самооценку работы. Чего же там больше оказалось: «+» или «?» ?

    - Значит, какой вывод можно сделать?

    3) Сегодня мы с вами открыли новые знания. Выберите, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.  (Слайд 11)

    Начните с  фразы: «Я выбираю…

    hello_html_31df7f8.png

    Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

    hello_html_m2a699da4.jpg

    Мясорубка – информацию переработаю.

    hello_html_m3f5eb3bb.png

    Корзина – всё выброшу.

    - Обоснуйте свой ответ.

                                                                                                                                                                                                     4) Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества)                                                                                                                                        - Дома я предлагаю выбрать любое задание. 

    1. Стр.  90 упр.166 (учебник)

    2.  Найти в разных источниках ответ на вопрос: «А почему суффикс получил такое название?»                                                                                                          3.  Сочинить сказку о суффиксе и его роли «О чём может рассказать суффикс?»                                                                                                                                  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

    Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

    организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

    Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

    Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

    С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

    "Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

    На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....