Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок по русскому языку с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Основу урока составляют современные образовательные технологии и методы обучения: ИКТ, системно - деятельностный подход, исследовательский метод обучения, которые соответствуют ФГОС НОО. Содержание разработки позволяет в максимальной степени сформировать все универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 78.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тема урока: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Тип урока – «открытие» нового знания. Метод обучения - проблемно – поисковый. Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, дифференцированная. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Урок по русскому языку с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Основу урока составляют современные образовательные технологии и методы обучения: ИКТ, системно - деятельностный подход, исследовательский метод обучения, которые соответствуют ФГОС НОО. Содержание разработки позволяет в максимальной степени сформировать все универсальные учебные действия.
На уроке дети знакомятся с суффиксом, учатся находить и выделять его в словах, образовывать однокоренные слова, закрепляют умения разбирать слова по составу, обогащают словарный запас, приобретают опыт логических рассуждений.
В результате решения проблемных ситуаций, рассуждений дети приходят к выводу о том, что такое суффикс и как его можно найти в слове. Полученные знания закрепляются и проверяются с помощью эталона. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию. В конце урока - рефлексия с целью самооценки своей деятельности на уроке.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 2»
Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе
Номинация «Лучшая методическая разработка занятия, реализуемого в рамках освоения основной образовательной программы»
Миронова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
Тема урока: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Цель урока: Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения.
Планируемый результат
Предметные умения
Состав слова (морфемика)
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- образовывать слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов.
Морфология
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков
Синтаксис
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) члены предложения;
- различать распространённые и нераспространённые предложения;
- опознавать простое и сложное предложения
Личностные УУД:
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению.
Организация пространства
Формы работы:
Фронтальная
Работа в группах
Работа в парах
Индивидуальная
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
- маршрутный лист
- карточки для групповой работы;
- разноуровневые карточки для самостоятельной работы
- карточки для самопроверки и самооценки.
- учебник Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2-е изд. – М. Просвещение, 2013.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: организовать включение учащихся в образовательный процесс на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».
Игра «Доброе утро!
-Доброе утро всем девочкам!
-Доброе утро всем мальчикам!
-Доброе утро гостям!
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!
(слайд 2)
Сегодня на уроке мы будем:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Учиться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
-Нашим помощником на уроке русского языка будет маршрутный лист.
- Прочитайте качества, необходимые для работы на уроке. (Слайд 3)
Лень, активность, внимание, доброжелательность, злость, терпение, честность.
- Какие из них возьмем на урок?
- А что нам не понадобится? (Лень , злость)
- Вы совершенно правы !
- Прочитайте пословицу (Слайд 4)
«Если не лениться - можно многого добиться!»
- Как вы понимаете?
Поверьте, и у вас всё получится! Но для этого вспомним правила работы на уроке (читают дети)
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Выполняй задания сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения
в пробном учебном действии
Цель: подготовить учащихся к проблемному изложению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.)
- Организовать актуализацию знаний, достаточных для восприятия нового знания.
- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.
- Повторять будем всё подряд?
- Нет, только то, что нам необходимо.
-Вначале разгадаем кроссворд. (Словарная работа)
1. Шестой день недели (Суббота)
2. Овощ, округлый сочный плод, из которого готовя томат (Помидор)
3. Первый месяц осени (Сентябрь)
4.Один из родителей, синоним к слову папа (Отец)
5. То я в клетку, то в линейку
Написать по мне сумей-ка! (Тетрадь)
6. Одна из сторон горизонта, где встаёт солнышко (Восток)
7.Огородное растение, растущее обычно кочаном, с множеством листьев (Капуста)
8Москва - это (столица) России
9. Приём пищи в середине дня (Обед)
10.Антоним к слову друг (Враг)
11.Стальной конь (Трактор)
1 | с | у | б | б | о | т | а | ||||||||||||
2 | п | о | м | и | д | о | р | ||||||||||||
3 | с | е | н | т | я | б | р | ь | |||||||||||
3 | о | т | е | ц | |||||||||||||||
5 | т | е | т | р | а | д | ь | ||||||||||||
6 | в | о | с | т | о | к | |||||||||||||
7 | к | а | п | у | с | т | а | ||||||||||||
8 | с | т | о | л | и | ц | а | ||||||||||||
9 | о | б | е | д | |||||||||||||||
10 | в | р | а | г | |||||||||||||||
11 | т | р | а | к | т | о | р |
Взаимопроверка
-А теперь поменяемся тетрадями и проверим выполненную работу по эталону на слайде. (Слайд 5)
- А какие качества помогли справиться с заданием? (внимание, трудолюбие)
- А теперь прочитайте словосочетание, которое получилось в результате отгадывания кроссворда
-Над чем мы сегодня продолжим работать?
Слово делится на части. Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей делать слово из частей!
- Организовать обобщение актуализированных знаний.
- А теперь поиграем. Игра называется «Самый внимательный» (Слайд 6)
Надо узнать изученную часть слова и постараться всё рассказать о ней.
3) Организовать обобщение актуализированных знаний.
Работа с комментированием
- Соотнесите слова и модели слов. Но что для этого вначале надо выполнить?
Гора, побег, лес, походы, гриб, травы, грибники, осмотр, полёты
1 2)
-А какие качества помогли справиться с заданием?
- Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»
4) Организовать фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
-Какое слово лишнее, т. е. не соответствует этим схемам? Почему? (Грибники)
-Давайте разберём его по составу.
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель: ввести новое знание с помощью подводящего или побуждающего диалога.
1). Зафиксировать причину затруднения – какого именно знания не хватает (определения, правила, алгоритма и пр.) для выполнения и обоснования пробного действия (и заданий такого типа вообще).
- Мы выделили знакомые части слова, что заметили?
-Одна часть не выделена.
- Как нам быть?
- Узнать какая часть не выделена.
- Предлагаю поработать с текстом. Прочитать, сделать пометки.
- Прочитайте и найдите ответ на наш вопрос.
Части слова
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание бывает нулевым. Обозначается так:
- Корень – главная часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Обозначается так:
- Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Обозначается так:
- Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Обозначается так:
- Так какова же причина вашего затруднения.
-Что мы не можем выделить в слове?
- Мы пока не можем выделить суффикс, потому что…
-А какие качества помогли справиться с заданием?
- Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»
- Какова же тема нашего урока? Давайте запишем её с помощью условного знака. ( На доске, в маршрутных листах)
2). Организовать постановку цели самими учащимися (целью всегда является устранение причины затруднения).
- А теперь я предлагаю сформулировать цели урока.
Узнать…
Научиться…
3). Сформулировать и согласовать тему урока и план изучения нового.
- Для того, чтобы мы смогли успешно достичь наши цели, нам необходимо составить план. А поможет нам в этом наша лесенка
ПРОВЕРЯЮ
ПРИМЕНЯЮ
КАК?
ЧТО?
- Какая ступенька у нас в плане первая?
- На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке?
- Что такое суффикс? Где находится в слове? Для чего он нужен? Как обозначается суффикс?
- Какая ступенька у нас в плане вторая?
- На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке?
- Как найти суффикс?
- Какая следующая ступенька?
- Чему будем учиться на этой ступеньке?
- Тренироваться находить суффиксы.
- Какая следующая ступенька?
- Что будем проверять на этой ступеньке
- Как я научился находить суффиксы.
- А какие качества помогли справиться с заданием?
4). Организовать проблемное изложение нового знания (подводящий или побуждающий диалог) с опорой на план.
Составление кластера
- А теперь поработаем в группах. Но вначале повторим правила работы в группах. (Слайд 7)
Вам необходимо ответить на вопросы и создать эталон.
Ответьте на вопросы:
- Что такое суффикс?
- Где стоит суффикс?
- Для чего он служит?
Допишите правило.
Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.
5). Организовать использование учащимися различных источников информации или действий с моделями (схемами, таблицами, формулами и пр.).
- Прочитайте эталон, который вы составили.
- Сравните свой эталон с правилом на слайде (Слайд 8)
-А какие качества помогли справиться с заданием?
- Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»
6). Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках с помощью эталона.
- А сейчас давайте вернемся к заданию, которое вызвало затруднение.
-Какую часть слова мы не смогли выделить? Давайте обозначим её условным знаком.
7). Организовать фиксацию преодоления затруднения. Разбор по составу слова грибники.
- На какой ступеньке работали? (ЧТО?)
-Что узнавали на этой ступеньке?
- Что такое суффикс? Где находится в слове? Для чего он нужен? Как обозначается суффикс?
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: организовать усвоение учащимися нового знания.
1) Организовать выполнение учащимися (фронтально, в группах, в парах) заданий на применение нового знания в типовых ситуациях.
- Определите, все ли цели урока достигнуты
-Первая цель достигнута.
-А чему необходимо ещё научиться?
- Научиться находить в слове суффикс
- Продолжаем работу в группе.
Вам необходимо составить эталон нахождения суффикса в слове.
-Для этого надо восстановить последовательность событий в тексте, проставив цифры
Определить какая часть оказалась между корнем и окончанием
Изменить форму слова, выделить изменяемую часть (окончание)
Подобрать однокоренное слово, выделить неизменяемую часть (корень)
Выделить её знаком суффикса
Проверка по модели в маршрутном листе
2 3 1
- Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»
-А какие качества помогли справиться с заданием?
- Я предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят в группе, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
2) Организовать в ходе выполнения заданий проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование с помощью эталона.
- Рассмотрите группу слов: ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежовый.
- Как можно назвать эту группу слов? Какие это слова?
- Однокоренные.
- Докажите
- У них одинаковый корень –еж - и близкое значение
- Запишите эти слова. Выделите окончание. Обозначьте корень.
- В каких словах остались части слова не выделенные?
- Значит это что? Почему? Обозначьте эту часть слова знаком ^.
-На какой ступеньке работали?(КАК?)
-Что узнавали на этой ступеньке?
- Как найти суффикс?
- Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»
- А какие качества помогли справиться с заданием?
V. Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок.
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание.
На какую ступеньку переходим? (Применяю)
- Чему будете учиться на этой ступеньке?
- Тренироваться находить суффиксы.
- Ребята, я вам предлагаю два варианта карточек. Карточки голубого цвета попроще. С их помощью вы сможете получить «четыре». Карточки розовые - посложнее. Выполнив верно задание, вы получите «пять». Выберите для себя ту, что вам подходит. Так как это первый урок открытия новых знаний, отметки в журнал будут выставлены по желанию.
Если у вас появится затруднение, не огорчайтесь. Вам всегда помогут. Кто может прийти на помощь? (Учитель, консультанты - одноклассники, учебник и , конечно же, взрослые.)
1 уровень Прочитайте слова. Выделите в словах все части слова. дом звезда школа домик звёздочка школьник домище звёздный школьница |
2 уровень
Запиши слова в таблицу по значению суффикса.
Тигрёнок, домище, москвич, пёрышко, хвостище, галчонок, тетрадочка, земляне.
Значение суффикса | |||
Увеличительное | Уменьшительно-ласкательное | Название детёнышей животных | Житель страны, города, края |
Разобрать слова по составу.
2) Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок.
Самопроверка самостоятельной работы по эталону
- Проверьте и если есть, исправьте допущенные ошибки.
Оценивание работы
3) Создание ситуации успеха для каждого ученика
- Для чего выполняли это упражнение?
-У кого из вас задание не вызвало затруднение? Поставьте в кружок «+».
- Кому было трудно? Поставьте в кружок «?». Какой вывод сделаете?
- Надо еще тренироваться находить суффикс.
- Стоит ли огорчаться? Конечно нет! Если у вас затруднение, то как вы должны поступить? Отнестись к этому спокойно. Улыбнуться и пожелать себе успеха!
Не зря говорят: «Терпение и труд всё перетрут!»
- А какие качества помогли справиться с заданием?
(Если при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении.)
VI . Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;
2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
1) Организовать выявление и фиксирование учащимися типов заданий, где используется новое знание.
Работа в парах
- Какие части слова служат для образования новых слов?
1. - Прочитайте слова.
Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.
- Разделите их на 2 группы. Разберите по составу.
- Проверьте по эталону на экране (Слайд 9)
-По какому признаку делили слова?
- В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок.
Проверка работы с комментированием
Оценивание работы
-У кого из вас задание не вызвало затруднение? Поставьте в кружок «+».
- Кому было трудно? Поставьте в кружок «?». Какой вывод сделаете?
- Надо еще тренироваться находить суффикс.
- А какие качества помогли справиться с заданием?
2) Организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными. Коллективная работа
Предлагает ответить на «Хитрые вопросы» (Слайд 10)
- Как большой дом превратить в маленький?
- Можно ли рыбу превратить в человека?
- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?
Обобщение ответов уч-ся.
- Суффикс хоть и маленькая часть, но имеет своё лицо, многое может рассказать , от него зависит значение слова.
3) Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем.
А теперь подошло время переступить на последнюю ступеньку, которая как называется? (Проверяю)
-Для вас я приготовила
Тест по теме «Что такое суффикс?
Выбери верный ответ.
- А) Суффикс – часть предложения.
Б) Суффикс – часть слова.
В) Суффикс – слово.
2. А) Суффикс стоит перед корнем.
Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.
3. А) Суффикс служит для образования новых слов.
Б) Суффикс служит для красоты.
В) Суффикс служит для связи слов в предложении.
4. Укажи слово с суффиксом –к-.
а) мак
б) лапка
в) язык
Проверка выполненной работы. Игра «Микрофон»
VII. Рефлексия учебной деятельности
Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности.
1) Организовать фиксацию учащимися поставленной цели и нового содержания, изученного на уроке.
- А теперь подведём итог нашей работы.
-Какова тема урока?
- Назовите первую цель.
- Кто может дать ответ на этот вопрос?
-А кто из вас научился находить суффикс в словах? Расскажите, как вы это делаете?
2) Организовать самооценку учениками своей работы на уроке.
Посмотрите в маршрутный лист на самооценку работы. Чего же там больше оказалось: «+» или «?» ?
- Значит, какой вывод можно сделать?
3) Сегодня мы с вами открыли новые знания. Выберите, как вы поступите с информацией, полученной на уроке. (Слайд 11)
Начните с фразы: «Я выбираю…
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
- Обоснуйте свой ответ.
4) Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества) - Дома я предлагаю выбрать любое задание.
1. Стр. 90 упр.166 (учебник)
2. Найти в разных источниках ответ на вопрос: «А почему суффикс получил такое название?» 3. Сочинить сказку о суффиксе и его роли «О чём может рассказать суффикс?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....