Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок по русскому языку с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями     ФГОС НОО. Основу урока составляют современные образовательные технологии и методы обучения: ИКТ, системно - деятельностный подход, исследовательский метод обучения, которые соответствуют ФГОС НОО. Содержание разработки позволяет в максимальной степени сформировать все универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx78.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема урока: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?                                   Тип урока – «открытие» нового знания.                                                                   Метод обучения - проблемно – поисковый.                                                                                                                             Формы работы на уроке: фронтальная,  работа в парах, работа в группах, самостоятельная  работа, дифференцированная.                                                                                                  Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.                                     Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

         Урок по русскому языку с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями     ФГОС НОО. Основу урока составляют современные образовательные технологии и методы обучения: ИКТ, системно - деятельностный подход, исследовательский метод обучения, которые соответствуют ФГОС НОО. Содержание разработки позволяет в максимальной степени сформировать все универсальные учебные действия.

      На уроке дети знакомятся с суффиксом, учатся находить и  выделять его в словах, образовывать однокоренные слова, закрепляют умения разбирать слова по составу,  обогащают словарный запас, приобретают  опыт логических  рассуждений.

         В результате решения проблемных ситуаций, рассуждений    дети приходят к выводу о том, что такое суффикс и как его можно найти в слове.  Полученные знания закрепляются и проверяются с помощью эталона. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию. В конце урока -   рефлексия с целью самооценки своей деятельности на уроке.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 2»

Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе

Номинация  «Лучшая методическая разработка занятия, реализуемого в рамках освоения основной образовательной программы»

Миронова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

Тема урока: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Цель урока: Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения.

Планируемый результат

Предметные умения

Состав слова (морфемика)

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • образовывать слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов.

Морфология

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков

Синтаксис

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) члены предложения;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения;
  • опознавать простое и сложное предложения

Личностные УУД:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

   Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.

  Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению.

Организация пространства

Формы работы:

Фронтальная

Работа в группах

Работа в парах

Индивидуальная 

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
  • маршрутный лист
  • карточки для групповой работы;
  • разноуровневые карточки для самостоятельной работы
  • карточки для самопроверки и самооценки.
  • учебник Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2-е изд. – М. Просвещение, 2013.

Ход урока

I.  Мотивация к учебной деятельности

Цель: организовать включение учащихся в образовательный процесс на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».

Игра «Доброе утро!

-Доброе утро всем девочкам!

-Доброе утро всем мальчикам!

-Доброе утро гостям!

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

 - Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

(слайд 2)

Сегодня на уроке мы будем:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Учиться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

-Нашим помощником на уроке  русского языка будет маршрутный лист.

- Прочитайте  качества,  необходимые для работы на уроке. (Слайд 3)

Лень, активность,  внимание,  доброжелательность, злость, терпение, честность.     

 - Какие из них возьмем на урок?

- А что нам не понадобится? (Лень , злость)

- Вы совершенно правы !

 

- Прочитайте пословицу (Слайд 4)

«Если не лениться - можно многого добиться!»

- Как вы понимаете?

Поверьте, и у вас всё получится!  Но для этого вспомним правила работы на уроке (читают дети)

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Выполняй задания сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном учебном действии

Цель: подготовить учащихся  к проблемному изложению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.)

  1. Организовать актуализацию знаний, достаточных для восприятия нового знания.

- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что нам необходимо.

-Вначале  разгадаем кроссворд.  (Словарная работа)

1. Шестой день недели (Суббота)

2. Овощ,  округлый сочный плод, из которого готовя  томат (Помидор)

3. Первый месяц осени (Сентябрь)

4.Один из родителей, синоним к слову папа (Отец)

5. То я в клетку, то в линейку

Написать по мне сумей-ка! (Тетрадь)

6. Одна из сторон горизонта, где встаёт солнышко (Восток)

7.Огородное растение, растущее обычно кочаном, с множеством листьев (Капуста)

8Москва - это  (столица) России

9. Приём пищи в середине дня (Обед)

10.Антоним к слову друг (Враг)

11.Стальной конь (Трактор)

1

с

у

б

б

о

т

а

2

п

о

м

и

д

о

р

3

с

е

н

т

я

б

р

ь

3

о

т

е

ц

5

т

е

т

р

а

д

ь

6

в

о

с

т

о

к

7

к

а

п

у

с

т

а

8

с

т

о

л

и

ц

а

9

о

б

е

д

10

в

р

а

г

11

т

р

а

к

т

о

р

Взаимопроверка

-А теперь поменяемся тетрадями и проверим выполненную работу по эталону на слайде. (Слайд 5)

- А какие  качества  помогли справиться  с заданием? (внимание, трудолюбие)

- А теперь прочитайте словосочетание, которое получилось в результате отгадывания кроссворда

-Над чем мы сегодня продолжим работать? 

Слово делится на части. Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей делать слово из частей!

  1. Организовать обобщение актуализированных знаний.

- А теперь поиграем. Игра называется «Самый внимательный» (Слайд 6)

Надо узнать изученную часть слова и постараться всё рассказать о ней.

3) Организовать обобщение актуализированных знаний.

Работа с комментированием

- Соотнесите слова и модели слов. Но что для этого вначале надо выполнить?

Гора, побег, лес, походы, гриб, травы, грибники, осмотр, полёты

        1                                           2)

-А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

- Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»  

4) Организовать фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

-Какое слово лишнее, т. е.  не соответствует этим схемам? Почему? (Грибники)

-Давайте разберём его по составу.

III.  Проблемное объяснение нового знания

Цель: ввести новое знание с помощью подводящего или побуждающего диалога.

1). Зафиксировать причину затруднения – какого именно знания не хватает (определения, правила, алгоритма и пр.) для выполнения и обоснования пробного действия (и заданий такого типа вообще).

- Мы выделили знакомые части слова, что заметили?

-Одна часть не выделена.

- Как нам быть?

- Узнать какая часть не выделена.

- Предлагаю поработать с текстом. Прочитать, сделать пометки.

- Прочитайте и найдите ответ на наш вопрос.

Части слова

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует  форму слова и служит для связи  слов в словосочетании и предложении. Окончание бывает нулевым. Обозначается так:
  2. Корень – главная часть слова. В корне заключено  общее лексическое  значение всех однокоренных слов. Обозначается так:
  3. Суффикс – это часть слова, которая  стоит после  корня и служит для образования новых слов. Обозначается так:
  4.  Приставка - это часть слова, которая  стоит перед  корнем  и служит для образования новых слов. Обозначается так:

- Так какова же причина вашего  затруднения.

-Что мы не можем выделить в слове?

- Мы  пока не можем выделить суффикс, потому что…

-А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

- Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»  

- Какова же тема нашего урока? Давайте запишем её с помощью условного знака. ( На доске, в маршрутных листах)

2). Организовать постановку цели самими учащимися (целью всегда является устранение причины затруднения).

- А теперь я предлагаю  сформулировать цели урока.

Узнать…

Научиться…

3). Сформулировать и согласовать тему урока и план изучения нового.

- Для того, чтобы мы смогли успешно достичь наши цели, нам необходимо составить план. А поможет нам в этом наша лесенка

                                                                          ПРОВЕРЯЮ

                                          ПРИМЕНЯЮ

                           КАК?

      ЧТО?

- Какая ступенька у нас в плане первая?

- На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке?

- Что такое суффикс? Где находится в слове? Для чего он нужен? Как обозначается суффикс?

- Какая ступенька у нас в плане вторая?

- На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке?

- Как найти суффикс?

- Какая следующая ступенька?

- Чему будем учиться на этой ступеньке?

- Тренироваться находить суффиксы.

- Какая следующая ступенька?

- Что будем проверять на этой ступеньке

- Как я научился находить суффиксы.

- А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

4). Организовать проблемное изложение нового знания (подводящий или побуждающий диалог) с опорой на план.

Составление кластера

- А теперь поработаем в группах. Но вначале повторим правила работы в группах. (Слайд 7) 

 Вам необходимо ответить на вопросы и создать эталон.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое суффикс?
  2. Где стоит суффикс?
  3. Для чего он служит?

Допишите правило.

Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.

5). Организовать использование учащимися различных источников информации или действий с моделями (схемами, таблицами, формулами и пр.).

- Прочитайте эталон, который вы составили.

- Сравните свой эталон с правилом на слайде (Слайд 8)

-А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

- Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»

6). Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках с помощью эталона.

- А сейчас давайте вернемся к заданию, которое вызвало затруднение.

-Какую часть слова мы не смогли выделить? Давайте обозначим её условным знаком.

7). Организовать фиксацию преодоления затруднения. Разбор по составу слова грибники.

- На какой ступеньке работали? (ЧТО?)

-Что узнавали на этой ступеньке?        

- Что такое суффикс? Где находится в слове? Для чего он нужен? Как обозначается суффикс?

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение учащимися нового знания.

1) Организовать выполнение учащимися (фронтально, в группах, в парах) заданий на применение нового знания в типовых ситуациях.

- Определите, все ли цели урока достигнуты

-Первая цель достигнута.

-А чему необходимо ещё научиться?

- Научиться находить в слове суффикс

- Продолжаем работу в группе.

Вам необходимо составить эталон нахождения суффикса в слове.

-Для этого надо восстановить последовательность событий в тексте, проставив  цифры

               Определить какая часть оказалась между корнем и окончанием

               Изменить форму слова, выделить изменяемую часть (окончание)

               Подобрать однокоренное слово, выделить неизменяемую часть (корень)

               Выделить её знаком суффикса

 Проверка по модели в маршрутном листе

                      2                                          3                                1

- Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»  

-А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

- Я предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят в группе, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

2) Организовать в ходе выполнения заданий проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование с помощью эталона.

- Рассмотрите группу слов: ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежовый.

- Как можно назвать эту группу слов? Какие это слова?

- Однокоренные.

- Докажите

- У них одинаковый корень –еж -  и близкое значение

- Запишите эти слова. Выделите окончание. Обозначьте корень.

- В каких словах остались части слова не выделенные?

- Значит это что? Почему? Обозначьте эту часть слова знаком ^.

-На какой ступеньке работали?(КАК?)

-Что узнавали на этой ступеньке?

- Как найти суффикс?

- Оцените работу. Кому легко было справиться с заданием, в кружочке ставим «+», у кого задание вызвало затруднение - «?»  

- А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок.

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание.

На какую ступеньку переходим? (Применяю)

   - Чему будете учиться на этой ступеньке?

- Тренироваться находить суффиксы.

- Ребята, я вам предлагаю два варианта карточек. Карточки голубого цвета попроще. С их помощью вы сможете получить «четыре». Карточки розовые - посложнее. Выполнив верно задание, вы получите «пять». Выберите для себя ту, что вам подходит. Так как это первый урок открытия новых знаний, отметки в журнал будут выставлены по желанию.

Если у вас появится затруднение, не огорчайтесь. Вам всегда помогут. Кто может прийти на помощь? (Учитель, консультанты - одноклассники,  учебник  и , конечно же, взрослые.)

1 уровень

Прочитайте слова. Выделите в словах все части слова.

дом        звезда        школа

домик             звёздочка        школьник

домище                     звёздный            школьница

2 уровень

Запиши слова в таблицу по значению суффикса.

Тигрёнок, домище, москвич, пёрышко, хвостище, галчонок, тетрадочка, земляне.

Значение суффикса

Увеличительное

Уменьшительно-ласкательное

Название детёнышей животных

Житель страны, города, края

Разобрать  слова по составу.

2) Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок.

Самопроверка  самостоятельной работы по эталону 

- Проверьте и  если есть, исправьте  допущенные ошибки.

Оценивание работы

3) Создание  ситуации успеха для каждого ученика

- Для чего выполняли это упражнение?

-У кого из вас задание не вызвало затруднение? Поставьте в кружок  «+».

- Кому было трудно? Поставьте в кружок  «?». Какой вывод сделаете?

- Надо еще тренироваться находить суффикс.

- Стоит ли огорчаться? Конечно нет! Если у вас затруднение, то как вы должны поступить? Отнестись к этому спокойно. Улыбнуться  и пожелать себе успеха!

Не зря говорят: «Терпение и труд всё перетрут!»

- А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

(Если при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении.)

VI . Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Организовать выявление и фиксирование учащимися типов заданий, где используется новое знание.

 Работа в парах

- Какие части слова служат для образования новых слов?

1. - Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

- Разделите их на 2 группы. Разберите по составу.

-  Проверьте по эталону на экране (Слайд 9)

-По какому признаку делили слова?

- В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок.

Проверка работы с комментированием

Оценивание работы

 -У кого из вас задание не вызвало затруднение? Поставьте в кружок  «+».

- Кому было трудно? Поставьте в кружок  «?». Какой вывод сделаете?

- Надо еще тренироваться находить суффикс.

- А какие  качества  помогли справиться  с заданием?

2) Организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными. Коллективная работа

 Предлагает ответить на «Хитрые вопросы» (Слайд 10)

- Как большой дом превратить в маленький?

- Можно ли рыбу превратить в человека?

- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?

Обобщение ответов уч-ся.

- Суффикс хоть и маленькая часть, но имеет своё лицо, многое может рассказать , от него зависит значение слова.

3) Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем.

А теперь подошло время переступить на последнюю ступеньку, которая как называется? (Проверяю)

-Для вас я приготовила  

Тест по теме «Что такое суффикс?

        Выбери верный ответ.

  1. А) Суффикс – часть предложения.

     Б) Суффикс – часть слова.

        В) Суффикс – слово.

2.  А) Суффикс стоит перед корнем.

        Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.

3.  А) Суффикс служит для образования новых слов.

        Б) Суффикс служит для красоты.

        В) Суффикс служит для связи слов в предложении.

4. Укажи слово с суффиксом –к-.

        а) мак                    

        б) лапка

     в) язык

Проверка выполненной работы. Игра «Микрофон»

VII. Рефлексия учебной деятельности

Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности.

1) Организовать фиксацию учащимися поставленной цели и нового содержания, изученного на уроке.

- А теперь подведём итог нашей работы.

-Какова тема урока?

- Назовите первую цель.

- Кто может дать ответ на этот вопрос?

-А кто из вас научился находить суффикс в словах? Расскажите, как вы это делаете?

2) Организовать самооценку учениками своей работы на уроке.

Посмотрите в маршрутный лист на самооценку работы. Чего же там больше оказалось: «+» или «?» ?

- Значит, какой вывод можно сделать?

3) Сегодня мы с вами открыли новые знания. Выберите, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.  (Слайд 11)

Начните с  фразы: «Я выбираю…

hello_html_31df7f8.png

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

hello_html_m2a699da4.jpg

Мясорубка – информацию переработаю.

hello_html_m3f5eb3bb.png

Корзина – всё выброшу.

- Обоснуйте свой ответ.

                                                                                                                                                                                                 4) Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества)                                                                                                                                        - Дома я предлагаю выбрать любое задание. 

1. Стр.  90 упр.166 (учебник)

2.  Найти в разных источниках ответ на вопрос: «А почему суффикс получил такое название?»                                                                                                          3.  Сочинить сказку о суффиксе и его роли «О чём может рассказать суффикс?»                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....