Главные вкладки

    ​ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЯМ МАЛЫХ ЖАНРОВ
    статья по русскому языку (4 класс)

    Разина Анастасия Фёдоровна

    Аннотация. В статье рассматривается проблема развития связной речи младших школьников; представлены возможные причины этого феномена, а также предложены эффективные способы для речевой работы, среди которых написание сочинения-миниатюры.

    Ключевые слова: развитие речи; децелерация; сочинение-миниатюра; виды сочинений-миниатюр; индивидуальный подход.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_2016.docx23.39 КБ

    Предварительный просмотр:

        А.Ф. Разина

    Московский городской педагогический университет

    ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    СОЧИНЕНИЯМ МАЛЫХ ЖАНРОВ

    Аннотация. В статье рассматривается проблема развития связной речи младших школьников; представлены возможные причины этого феномена, а также предложены эффективные способы для речевой работы, среди которых написание сочинения-миниатюры.

    Ключевые слова: развитие речи; децелерация; сочинение-миниатюра; виды сочинений-миниатюр; индивидуальный подход.

    В современной начальной школе особую актуальность приобретает проблема развития речи младших школьников.

    Организация работы по развитию речи строится с учетом данных психологической науки. Известно, что речь младшего школьника обусловлена характером его деятельности, конкретных контактов в общении. С возрастом речь совершенствуется с точки зрения ее практического употребления в общении с другими людьми, а также, речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления [1].

    Программы развития речи учащихся необходимо выстраивать с учетом достигнутого ребенком уровня речевого развития. Анализ научной методической литературы выявил вопросы, которые получили освещение: уровень развития речи младших школьников, факторы развития речи, речевые ошибки и пути их преодоления.

    Современные исследователи заметили, что к моменту поступления в школу, дети, в большинстве случаев, имеют достаточно тренированные речевой аппарат и речевой слух, они способны различать и воспроизводить в собственной речи звуковые единицы. Но, не смотря на это,  «в последние годы стало актуально такое понятие как децелерация (замедленный темп физического и интеллектуального развития детей). У учащихся наблюдается ограниченный словарный запас; поступающие в школу дети имеют стойкую речевую неуспеваемость, поэтому они испытывают трудности в усвоении школьной программы» [5: с.19-24].  

    Одной из причин данной проблемы является то, что  «современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. В последствие ученики могут испытывать трудности в развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий». Недостаток чтения объясняет тот факт, что младшие школьники не могут в полной мере воспользоваться всей красотой и богатством  родного языка. Так, вместо слов, выражающих сильные эмоции («прекрасно», «восхитительно», «невероятно», «изумительно»), нередко используются слова-просторечия  («клёво», «классно», «круто»). Кроме того, встречается использование учащимися различных возрастных категорий ненормативной лексики.

    В ряду факторов, влияющих на развитие речи, указываются средства массовой информации: телевидение, радио, интернет. Дети все больше времени проводят в виртуальном мире (в социальных сетях, в чатах, в он-лайн приложениях и пр.),  который полон «словесного мусора». Общаясь с людьми в интернете, младшие школьники не используют полные предложения, окрашенные выразительными средствами языка, не используют речевые обороты (причастные, деепричастные); реплики кратки и однообразны. [4; 5]

    Работая с младшими школьниками, учитель должен искать эффективные пути преодоления проблем речевого развития детей. К числу таких эффективных путей относят: 1) обеспечение хорошей речевой среды, в том числе, посредством использования звуковых образцов; 2) применение приема создания речевой ситуации; 3) проведение работы по предупреждению и устранению речевых ошибок; 4 проведение творческих речевых работ и др. [4].

    По нашему мнению, одним из эффективных способов речевой работы может стать обучение младших школьников сочинению-миниатюре. Этот вид сочинения позволяет организовать продуктивное общение со школьниками, помогает реализовать в учебном процессе индивидуальный подход к детям, играет значительную роль в развитии их творческого потенциала, учит передавать свои мысли, опираясь на собственный жизненный опыт, обеспечивает привитие культуры творческого труда, вкус к работе над словом.

    Сочинения-миниатюры отличаются небольшим, сравнительно с обычными сочинениями объемом, что в большинстве случаев обусловлено конкретно «узким характером темы («Осеннее небо сегодня», а не «Осень в нашем парке»), реже композиционно-жанровыми особенностями сочинения (в частности формой дневниковых записей, пейзажных зарисовок и т.д.).

    К сочинениям-миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Вместе с тем сочинения-миниатюры не могут заменить обычные по объему, весьма разнообразных по жанру, стилю, форме сочинений. Кроме того, они нередко содержат грамматическое или орфографическое задание. [3]

    Устные сочинения проводятся чаще, чем письменные; последние – чаще, чем изложения; в течение учебного года проводится 12-15 письменных сочинений (кроме I класса, где письменные сочинения, рассчитанные на целый урок, не проводятся). Сверх указанного числа проводятся на уроках русского языка сочинения и изложения малых форм (миниатюры). [4]

    Сочинения-миниатюры, несомненно, способствуют формированию речевой компетенции младших школьников, которая предполагает не только знание принципов отбора языковых средств для продуцирования речи, но и способность к созданию собственного связного высказывания.

    Сочинения-миниатюры имеют свои разновидности и особенности. К ним можно отнести такие произведения малых жанров, как загадки, считалки, чистоговорки, скороговорки, лирические миниатюры, различные, в том числе и специфические, небольшие стихотворные формы (японские жанры – хокку, танка), так называемый синквейн. Образцы прозаических миниатюр мы находим у многих писателей, в том числе у М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Снегирева и др.

    Важным направлением исследования сочинения-миниатюры является вопрос о классификации. Так, А.Д. Дейкина выделяет следующие виды сочинений-миниатюр: сочинение-миниатюра по предмету с натуры; сочинение-миниатюра по воспоминаниям; сочинение-отклик; сочинение-перекличка с писателем; сочинение-миниатюра по началу, данному учителем; сочинение-миниатюра по начальным строкам из произведений-миниатюр авторов-классиков; сочинение-миниатюра по предварительно созданному графическому образу; сочинение-миниатюра по впечатлениям дня, экскурсии, от природного явления и т.д. [2]

    Сочинения-миниатюры почти всегда являются продуктом свободного творчества. Подготовка к таким сочинениям сводится к созданию творческой атмосферы в классе, положительных эмоций и устранение боязни неудач. Кроме того, тему выбирает сам автор. Учитель дает лишь общее направление, например: «Расскажите о каком-то случае»; «Расскажите о каком-то зверьке» и т.п.

    Следует также помочь детям в языковом оформлении, особенно в орфографии. [2]

    Обучение сочинениям требует особенно чуткого индивидуального подхода к ученику. Перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности каждого ученика, вызвать интерес к сочинению, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутье языка, вкус к работе над словом.

    Сочинение начинается с первых уроков в I классе в виде небольших устных рассказов, оно постепенно перерастает в серьезную умственную планируемую работу  не только учебную, но и развивающую, формирующую личность учеников. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает учащихся осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы, активизирует личность.

    Уже с первого класса учитель заранее готовит детей к написанию сочинения: учит рисовать иллюстрации к рассказу в последовательности, делить текст на части, выделять главное, задавать вопросы, составлять план и т.д. Показывая картинку, учитель слышит от первоклассника его первое сочинение: «Ночь» или «Осень».

    Школьники любят писать сочинения и рассказывать устно, эта деятельность связывает учение с жизнью. Они раскрывают тему, собирают материал, систематизируют его, составляют план и корректируют его, подчиняя сочинение своему замыслу, наконец, редактируют, совершенствуют текст.

    Только в сочинении письмо осознается детьми не как орфографическое упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, обеспечивающее точное их восприятие читающими. [2]

    Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но она требует чётких методических знаний, умения создавать атмосферу психологического комфорта.  Существуют правила для учителя:

    1. Сочинения-миниатюры и их авторы никогда не критикуются, не высмеиваются, не склоняются к другому мнению.

    2. Учитель принимает позицию ученика, одобряет её в любом случае. Исключением является попрание общечеловеческих ценностей.

    3. Если мнение ученика расходится с общепринятой моралью, то учитель сохраняет позицию лояльности. Например, он может сказать: «Каждый имеет право на ошибку, и  лучше ошибаться здесь, в классе, и исправить свои ошибки, чем ошибаться потом в жизни». [6]

    В публикациях ученых-методистов и учителей-практиков отмечается, что успех в работе над сочинением-миниатюрой обеспечивается при определенных условиях, среди которых: обеспечение мотивации; создание творческой атмосферы в классе; опора на речевой и социальный опыт учащихся. [4,5]

    В момент создания мотивации важно приблизить условия написания сочинения к естественным условиям общения, путем создания речевой ситуации - адаптации ребенка в ней, т.е. дать возможность представить себе собеседника, с которым ведется беседа.

    По мнению А. Д. Дейкиной, «мотивация может возникнуть у школьника при использование такого приема как: готовые начала будущих текстов-миниатюр, именно они позволяют распространить текст в цельное высказывание». Тексты будут интересны, если тематическая направленность предлагаемых зачинов будет близка учащимся.[2]

    Вторым условием обеспечения успеха в деле обучения младших школьников сочинению-миниатюре является создание на уроке творческой атмосферы, которая обеспечивает положительные эмоции и устраняет переживания о неудачах. Работа учителя заключается в том, чтобы подвести ребенка к высказыванию своего истинного чувства, искренних эмоций и сумел их описать в своем сочинении.

    Третьим условием обеспечения успеха в работе над сочинением-миниатюрой является опора на речевой опыт учащихся. Учителю важно помнить, что у каждого ребенка определенный лексикон и опыт его использования. Учитель должен помочь ребенку разобраться в значениях слов и суметь показать, как верно использовать речевые обороты и связывать их между собой, опираясь на свой речевой опыт. А.Д. Дейкина утверждает, что при обучении написанию сочинения-миниатюры необходимо использовать особые приемы, обеспечивающие опору на речевой и социальный опыт учеников. [2]

    Для написания сочинения-миниатюры, мы рекомендуем следующие темы: «Знакомьтесь! Это я»; «Догадайтесь, что это?»; «Глаза любимого героя»; «Кленовый лист»; «Одуванчики»; «Вот такой он, Карлсон!»; «Поход в зоопарк»; «Восход солнца»; «Чудесный день»; «Рыбка в аквариуме»; «Наши забавные друзья»; «Первый весенний луч»; «Вид из моего окна»; «Лук»; «Дождевая тучка»; «Разноцветная радуга». [6]

    Подводя итог, хочется отметить, что систематическое выполнение подобных сочинений создает непрерывность в развитии связной речи,  а также повышает самостоятельность учащихся.

    Литература

    1. Гамезо М.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. М.: Образование XXI века, 2009. 512 с.

    2. Дейкина, А.Д. Тексты-миниатюры на уроках русского языка / А.Д. Дейкина, Ф.А. Новожилова. – М., 2001. – 144 с.

    3. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.

    4. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2007. 463 с.

    5. Мущинкина М.Г., Татаркина С.Л. Мониторинг успешного речевого развития учащихся начальной школы // Начальная школа. 2010. №4. С.19-24

    6. Тивикова, С.К. Возможности дифференцированного подхода к речевому развитию младших школьников (на примере сочинений – миниатюр) / С.К. Тивикова // Начальная школа. – 2009. – №12. – С.26-30.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

    Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

    Обучение младших школьников письму сочинений ( из опыта работы)

    Для того , чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению...

    Методические рекомендации по обучению младших школьников написанию сочинений

      “Основы речевого навыка закладываются в начальной школе” и из этого следует, что период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, а полож...

    Обучение младших школьников письму сочинений и изложений

    Для того чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению з...

    Обучение младших школьников созданию текстов-повествований в жанре рассказа.

    В статье названы основные ошибки, которы допускают младшие школьники при изучении темы "Текст-повествование"....