Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
1 этап: организационный момент |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Прозвенел уже звонок Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, На уроке не зевайте, Ответы полные давайте - Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату. | Проверяют готовность к уроку.
Дети настраиваются на работу.
| Коммуникативная компетенция
| Самоконтроль, самооценка | Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. |
2 этап : Повторение, актуализация, коллективное определение деятельности. |
2.1.Чистописание.
2.2.Словарная работа
2.3 Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.
| Чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание букв В, в. - Отгадайте загадки и запишите в тетрадь отгадки. * Возле дома, по дорожке, Скачет, собирая крошки. Друг синиц и голубей, Серый, шустрый …? (Воробей) * Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пением … (Ворона) *Всех оставит дома утром День-волшебник. Вот везение! Но проходит почему-то Очень быстро ... ( Воскресенье)
- Давайте вспомним: «Что такое речь?» - Какие части речи вам знакомы? -Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточки со словами: Он, жёлудь, играет, секретный, она, читают, ты, земляника, я, красивый мы, картина, бегал. - Почему вы не все слова распределили?
- А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? - А как называется эта часть речи? - Значит, какая цель нашего урока.
| Дети записывают «число», «классная работа», соединение заглавной и строчной букв В,в Дети записывают слова –воробей, ворона, воскресенье.
- Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
- Нужно распределить слова, по частям речи. У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – в тетрадях.
- Они не относятся ни к одной из групп. -Да. Да. - Не знаем. -Узнать, как называется новая часть речи, когда и для чего она используется в речи. |
Учебно-познавательная, коммуникативная
| Самоконтроль, самооценка
Самоконтроль, самооценка |
Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу
|
3 этап: работа над новым материалом (открытие нового знания) |
3.1.Наблюдение над языковым материалом, организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания».
3.2. Обобщение наблюдений над языковым материалом (открытие нового знания), введение нового термина. (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.)
| - Прочитайте два текста и сравните их. 1.Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Спинка у него коричневая с широкими продольными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно- бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью воробьи клюют зернышки и семена растений. Живут воробьи и в городе, и в деревне. Воробьи везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.
2 Он — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Спинка у него коричневая с широкими продольными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно- бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Весной они любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений. Живут они и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. - О ком говорится в первом тексте? -О ком говорится во 2 тексте?
- Вместо каких слов употреблено слова он, они? -Место какой части речи заняли эти слова? - Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. Так какая тема нашего урока?
Слайд с темой урока - Почему местоимение получило такое название?
Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! | Дети читают тексты.
- О воробье. Дети могут сразу сказать, что о воробье, а могут сказать, что не поняли, о ком говорится. - Он – воробей, они - воробьи -Место имени существительного.
- Местоимение.
-Место имени | Учебно-познавательная | Вопросительные слова | Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности |
Физминутка.
| Прежде чему узнавать новое дальше, давайте немного отдохнём и потренируем наши глазки. Показывается слайд с бабочками | Дети тренируют глазки, успевая следить взглядом за вылетающими бабочками. |
|
|
|
3.3.Работа над правилом в учебнике. 3.4.Уточнение и конкретизация (первичное закрепление с проверкой по эталону).
Физминутка | Молодцы! Отдохнули, давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Прочитайте стихотворение Л. Киреевой о вороне.
-На какой вопрос отвечает слово «ворона»? -Каким местоимением заменяется слово ВОРОНА? -На какой вопрос отвечает слово «она».
Значит, какой вывод мы можем сделать?
Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем. Заменим в стихотворении слово ворона местоимением ОНА и прочитаем. Понятно ли о ком говорится в стихотворении?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения. Продолжим предложения, выбрав верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). -А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение? - Давайте сравним наше определение с правилом, которое подготовила для вас тетушка Сова в учебнике с.101
А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?
Работа по учебнику. Упр.171, стр.100(устно)
- Какие местоимения встретились в тексте? - Они указывают на какой-то предмет? А называют его?
Слайд с танцевальной физминуткой |
Дети читают стихотворение на слайде. На берёзе возле дома Строила гнездо ворона. Охраняет днём и ночью, Мамой стать ворона хочет. Л. Киреева -Отвечает на вопрос КТО? -Слово ворона заменяет-ся местоимением ОНА. -Отвечает на вопрос КТО? Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.
Дети читают
-Нет, не понятно, вместо местоимения ОНА можно подставить разные слова.
Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.
Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.
Дети читают определение в учебнике.
-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным. Дети читают отрывок из сказки, - Он, я, ты, они.
| Учебно-познавательная, коммуникативная | Согласен – не согласен | Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.
| Работа по упр.173 - Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет? | Дети читают текст упражнения и называют местоимения, выполняют устные и письменное задания. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Фронтальная работа | Излагает, объясняет учебный материал |
4 этап: включение новых знаний в систему изученного, закрепление. |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого; Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | Самостоятельная работа по упр.174. - Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.
Проверьте себя по образцу на доске.
- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой. - Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания.
Работа в парах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет? Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем. (Текст задания: … нарисую белочку. А что … будешь рисовать? …умеешь так танцевать? Какую задачу … решаете? Куда … идешь? Почему … улетают?)
| Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. Проверка по образцу.
Дети поднимают руки.
Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения. Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради.
| Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | Работа в парах Самоконтроль, самооценка | Контроль и самооценка познавательной деятельности.
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |
5 этап: рефлексия, подведение итогов урока, домашнее задание. |
Провести инструктаж по выполнению дом. задания | Упр.175 стр.102 - Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Вспомните, какие предложения называются нераспространенными и какие распространёнными. | Дети читают текст упражнения и задают вопросы. | Коммуникативная, учебно-познавательная | Фронтальная работа |
|
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | - Какую часть речи изучали? - Какое определение вывели? -Что вы можете сказать о роли местоимений в речи? Оцените свою работу на уроке. | -Узнали о новой части речи – местоимении.
Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Самооценка | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |