Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ерофеева Раиса Леонидовна

Технологическая карта урока "Местоимение как часть речи" по УМК "Школа России" во 2 классе, на котором дети знакомятся с новой частью речи - местоимение, его значением и употреблением в речи и связью с именем существительным

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimeniya_2kl_erofeeva.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 

 Тема  «Местоимение как часть речи» 

2 класс

УМК «Школа России»

Составила Ерофеева Раиса Леонидовна,

учитель начальных классов

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык  2 класс

Тема урока

Место урока по теме

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Первый урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение нового материала, урок открытия новых знаний

Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог

Цель урока

Задачи урока

Знакомятся с новой частью речи - местоимением, его значением и употреблением в речи

Предметные результаты:

1.Узнать, какова роль местоимений в тексте.

2.Рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения. 3.Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении. 4.Различать местоимения и имена существительные.

5.Формировать умение правильно употреблять местоимения в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

  Определение местоимения как части речи , его употребление и  значение в речи

1. Распознавать  личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различать  местоимения и имена существительные.

3. Уметь правильно употреблять местоимения в речи.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

1 этап: организационный момент

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно -значимом  уровне.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

На уроке не зевайте,

Ответы полные давайте

- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату.

Проверяют готовность к уроку.

Дети настраиваются на работу.

Коммуникативная компетенция

Самоконтроль, самооценка

Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.

2 этап : Повторение, актуализация, коллективное определение деятельности.

2.1.Чистописание.

2.2.Словарная работа

2.3 Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание  букв В, в.

- Отгадайте загадки и запишите в тетрадь отгадки.

* Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый …? 
(Воробей)

* Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …
(Ворона)

*Всех оставит дома утром
День-волшебник. Вот везение!
Но проходит почему-то
Очень быстро ...
( Воскресенье)

- Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Карточки со словами: Он, жёлудь, играет, секретный, она, читают, ты, земляника, я, красивый мы, картина, бегал.

- Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.

Дети записывают «число», «классная работа», соединение заглавной и строчной букв В,в

Дети записывают слова –воробей, ворона, воскресенье.

- Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

- Нужно распределить слова, по частям речи.

У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – в тетрадях.

- Они не относятся ни к одной из групп.

-Да.

Да.

 - Не знаем.

-Узнать, как называется новая часть речи, когда и для чего она используется в речи.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самоконтроль, самооценка

Самоконтроль, самооценка

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу

3 этап: работа над новым материалом (открытие нового знания)

3.1.Наблюдение над языковым материалом, организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания».

3.2. Обобщение наблюдений над языковым материалом (открытие нового знания), введение нового термина.

 (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.)

- Прочитайте два текста и сравните их.

1.Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Спинка у него коричневая с широкими продольными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно- бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью воробьи клюют зернышки и семена растений.

Живут воробьи и в городе, и в деревне. Воробьи везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.

2 Он — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Спинка у него коричневая с широкими продольными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно- бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Весной они любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений.

Живут они и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.

- О ком говорится в первом тексте?

-О ком говорится во 2 тексте?

- Вместо каких слов употреблено слова он, они?

-Место какой части речи заняли эти слова?

- Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

Так какая тема нашего урока?

Слайд с темой урока

- Почему местоимение получило такое название?

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Дети читают  тексты.

- О воробье.

Дети могут сразу сказать, что о воробье, а могут сказать, что не поняли, о ком говорится.

- Он – воробей, они - воробьи

-Место имени существительного.

- Местоимение.

-Место имени

Учебно-познавательная

Вопросительные слова

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

Физминутка.

Прежде чему узнавать новое дальше, давайте немного отдохнём и потренируем наши глазки.

Показывается слайд с бабочками

Дети тренируют глазки, успевая следить взглядом за вылетающими бабочками.

3.3.Работа над правилом в учебнике.

3.4.Уточнение и конкретизация (первичное закрепление с проверкой по эталону).

Физминутка

Молодцы! Отдохнули, давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем  о них ещё кое-что интересное. Готовы?

Прочитайте стихотворение

Л.  Киреевой о вороне.

-На какой вопрос отвечает слово «ворона»?

-Каким местоимением заменяется слово ВОРОНА?

-На какой вопрос отвечает слово «она».

Значит, какой вывод мы можем сделать?

Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?

Давайте понаблюдаем.

Заменим в стихотворении слово ворона местоимением ОНА и прочитаем.

 Понятно ли о ком говорится в стихотворении?

Значит, какой вывод мы можем сделать?

- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.

Продолжим предложения, выбрав  верные высказывания):

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).

Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).

-А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?

- Давайте сравним наше определение с правилом, которое подготовила для вас тетушка Сова в учебнике с.101

А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?

Работа по учебнику.

Упр.171, стр.100(устно)

- Какие местоимения встретились в тексте?

- Они указывают на какой-то предмет? А называют его?

Слайд с танцевальной физминуткой

Дети читают стихотворение на слайде.

На берёзе возле дома
Строила гнездо ворона.
Охраняет днём и ночью,
Мамой стать ворона хочет. Л. Киреева

-Отвечает на вопрос КТО?

-Слово ворона заменяет-ся местоимением ОНА.

-Отвечает на вопрос КТО?

Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.

Дети читают

-Нет, не понятно, вместо местоимения ОНА можно подставить разные слова.

Дети отвечают, что  местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.

Дети читают определение в учебнике.

-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.

Дети читают отрывок из сказки,

- Он, я, ты, они.

Учебно-познавательная, коммуникативная

 Согласен – не согласен

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Работа по упр.173

- Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет?

Дети читают текст упражнения и называют местоимения, выполняют устные и письменное задания.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Фронтальная работа

Излагает, объясняет учебный материал

4 этап: включение новых знаний в систему изученного, закрепление.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение  и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

 организация  самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

 создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Самостоятельная работа по упр.174.

- Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.

Проверьте себя по образцу на доске.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

- Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания.

Работа в парах.

У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет?

Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем.

(Текст задания:

… нарисую белочку. А что … будешь рисовать? …умеешь так танцевать? Какую задачу … решаете? Куда … идешь? Почему … улетают?)

Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Проверка по образцу.

Дети поднимают руки.

Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения. Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа в парах

Самоконтроль, самооценка

 Контроль и самооценка познавательной деятельности.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

5  этап: рефлексия, подведение итогов урока, домашнее задание.

Провести инструктаж по выполнению дом. задания

Упр.175 стр.102

- Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно?

Вспомните, какие предложения называются нераспространенными и какие распространёнными.

Дети читают текст упражнения  и  задают вопросы.

Коммуникативная, учебно-познавательная

Фронтальная работа

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Какую часть речи изучали?  

- Какое определение вывели?

-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?

Оцените свою работу на уроке.

-Узнали о новой части речи – местоимении.

Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самооценка

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи» к УМК «Школа России»

Урока русского языка во 2 классе    на тему  «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи»   к  УМК «Школа России» с применением документ-камеры...

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."

Первый урок  по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....

«Местоимение как часть речи:его значение, употребление в речи»

Технологическая карта урока Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Местоимение как часть речи:его значение, употребление в речи» УМК: «Школа России». Тип урока: изучение нового материала. Цель:со...

русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи...

"Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи".

Знакомство с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Технологическая карта урока по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные ...