Русский язык 2 класс "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Тип урока - комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_kanakina_2_klass.doc | 101 КБ |
russkiy_yazyk_kanakina_2_klass.flipchart | 747.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка учителя начальных классов Рузметовой Гульнары Камулжановны
Приложение
- Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)
Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите на наших гостей. Давайте покажем, как мы умеем работать.
Повернитесь, улыбнитесь,
Встаньте прямо, подтянитесь.
Начинаем наш урок.
Он пойдёт ребятам впрок!
2. Актуализация знаний (4-5 минут)
Страница 1
– Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв)
- Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? (В звук)
- Сколько букв в русском языке? На какие две группы они делятся?
- Какие буквы не обозначают звука?
- Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Назовите их.
- А сколько гласных букв? (10) Назовите их. Запишите гласные буквы в таком порядке, как они записаны на доске.
а о э у ы
я ё е ю и
- Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда? (Мягкость согласных). Приведите примеры.
- Что мы знаем о гласных буквах верхнего ряда? (Твердость согласных). Приведите примеры.
- Знаете ли вы, сколько согласных букв? (21) А сможете ли вы сказать, сколько согласных звуков?
Буквы (33) Звуки (42)
Гласные (10) Согласные (21) Гласные (6) Согласные (36)
не обозначают звука (2) Мягкие (18) Твердые (18)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (4-5 минут)
- Как вы думаете, какой теме мы сегодня посвятим урок? (Согласные звукам)
-Что вы можете рассказать о согласных? На какие группы делятся согласные звуки? (Твердые и мягкие)
Давайте попробуем сформулировать тему урока? (Твердые и мягкие согласные звуки)
Но ведь нам надо уметь их обозначать на письме? Давайте попробуем сформулировать тему урока поточнее (Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения)
- Тогда чему мы должны научиться в течение урока? (Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки, применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных)
- Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
- Чего больше согласных букв или согласных звуков и почему? (Звуки бывают твердыми и мягкими)
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)
Работа с ЭОР просмотр диска 1 до 2. Повторите согласные мягкие и твердые звуки. Запишите согласные звуки в тетради (только мягкие, только твердые, и твердые, и мягкие)
Выясните, сколько согласных звуков в русском языке.
Страница 2
На доске вы видите слова. Задание – записать рядом со словами звуковые схемы этих слов.
лук [лук]
люк [л'ук] Сравните слова, чем они отличаются?
нос [нос]
нес [н'ос] Сравните слова, чем они отличаются?
Какой вывод можно сделать, посмотрев на звуковые схемы? (Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими в зависимости какая гласная стоит после нее)
Отчего зависит твердый или мягкий согласный будет в слове? (От стоящей за ним буквы)
Послушайте стихотворение
Страница 3
Гордые согласные все не успокоятся,
Твердые согласные не желают спать.
Кто же им поможет, кто же им подскажет,
Мягкими и нежными как согласным стать.
«Мы друзьям поможем», - прозвенело нежно.
«Кто же вы?» - «Мы гласных дружная семья.
Мягкими слияниями встанем с вами вместе».
«Как зовут вас, гласные?» - «Е,ё, ю, и, я.
Чтобы нас запомнить сразу, мы вам дарим эту фразу.
Запомните, друзья: всЁ лЮбИть нЕльзЯ».
Страница 4
схема
Гласные
обозначающие твердость обозначающие мягкость
Записать и привести примеры.
Страница 5
Только ли от гласных зависит мягкость согласных звуков?
уголки [угалк'и]
угольки [угал'к'и] Сравните слова, чем они отличаются?
«Я вам тоже пригожусь, - вдруг проснулся мягкий знак. –
С вами вместе тружусь, отдыхать нельзя никак.
Мягче станете, друзья, если рядом буду я». (Е. Солдатова)
Как вы думаете, всегда ли твердость или мягкость согласного зависит от стоящей за ней буквы? (Нет)
Приведите пример. (Чаща, лыжи)
В каких случаях этого не происходит? (Только мягкие, только твердые согласные)
Страница 6
- Мы не зависимы от гласных, -
Шепнули нежно трепеща. –
Любую гласную подставьте
За нами, это не беда.
Мы не изменимся ни капли
И будем мягкими всегда.
- Ну а мы такие гордые,
Что всегда мы только твердые, -
Ж, Ц, Ш объединились.
И все буквы согласились. (Е. Солдатова)
Запишите, какие это согласные. (Ж , ц , ш)
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)
Страница 7
богач, линейки, улей, магазин, сельдь, дрова, корабль, карапуз, багаж
Динамическая пауза
Если мягкий звук согласный – то хлопаете в ладоши, если твердый – топаете ногами.
ме, ра, си, до, ща, фё, ку, ге, фи, ля, ше, зэ
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 минут)
Страница 8
Задание: разделите слова на три группы:
Леня Саша Матвей чаща шалаш Лена указка лейка келья печники сироп сирень
Проверьте свои работы и оцените на сколько вы были внимательны при выполнении данного задания
Скажите, все ли слова вам знакомы? Сможете ли вы объяснить их лексическое значение?
Где найти значение слова? Работа с ноутбуками в парах
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)
Работа в группах с ноутбуками: упражнение с бегемотом, с мальчиками, лось, с пингвинами.
упр. 196
упр.197
Страница 9 (если останется время)
Исправь ошибки
«Верите ли вы?» (тоже)
- Что гласных букв 10? (Да)
- Что гласных звуков 4? (Нет)
- Что от гласных, стоящих после согласных, зависит твердость или мягкость звука? (Да)
- Что есть всегда только мягкие согласные? (Да)
- Что их 5? (Нет)
- Что букв в алфавите больше, чем звуков? (Нет)
- Согласных звуков больше, чем согласных букв? (Да)
- Что это зависит от твердости-мягкости согласных звуков? (Да)
- Что согласных звуков 33? (Нет)
- Что согласных букв 21? (Да)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2-3 минуты)
Сможем ли мы ответить на все вопросы, поставленные в начале урока, достигнуты ли цели и задачи урока.
Как вы оцените свои достижения на уроке?
Какое настроение осталось у вас от урока?
Домашнее задание
Упр. 198
Составьте занимательное задание по теме урока, по желанию можно составить мини-проект о согласных звуках и буквах
Используемая литература:
1. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс автор Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, Москва «Вако», 2004 и игровой материал в 1-2 классе
2. Поурочные разработки по русскому языку (2 класс, 1-4) Зеленина, Хохлова. Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, М., «Вако», 2004
3. «Справочное пособие по русскому языку» О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Урок разработан по УМК "Школа России". Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...
Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"
Урок русского языка во втором классе автор УМК В. П. Канакина, В.Г. Горецкий...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Конспект урока по русскому языку на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...
Урок русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс
Презентация к уроку русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс. Школа России....
Технологическая карта+ план+ презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме « Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».
в соответствии с фгос...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения".
УМК «Школа России» В.П. Канакина, Горецкий В.Г, Цель урока: Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним; формирование опыта применения...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...