Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

3 класс УМК "Школа России" по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_vlasova_o.g.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

 Дата проведения:  Открытый урок  проведен  15.03 2019 г.  в 3 «Д» классе МАОУ  «Школа № 55»

 Тема урока:  Обобщение изученного о частях речи

 Цели урока: 

Учебно-познавательные:

- повторить и усвоить знания учащихся о существенных признаках имени существительного;

- отрабатывать навыки точного употребления имен существительных в речи, определения  числа, правописание родовых окончаний, падежа

Развивающие:

-развивать умение наблюдать, анализировать, действовать по алгоритму,  делать выводы;

-обогащать словарный запас детей.

 Воспитывающие:

-продолжить воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности (групповую работу);

- воспитывать чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности.

 Планируемые результаты:

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД: 

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  •  поиск и выделение необходимой информации;
  •  анализ объектов с целью выделения их признаков;
  •  синтез;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в паре, в группе.

Оборудование: экран, проектор, конверты  для индивидуальной работы,  карточки для работы в паре, в группе.

Тип урока: урок закрепление

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

(фронтальная работа)

( работа в парах)

5. Физминутка «Внимательный детектив»

6.  Применение знаний и умений в новой ситуации.

(групповая работа)

Индивидуальная работа с дифференциацией

9. Аттестация (рефлексия)

Форма проведения: деловая игра «Детективное агентство»

Учебное оборудование: экран, проектор, конверты  для индивидуальной работы,  карточки для работы в паре, в группе.

                                                     

    Ход урока

1. Организационный момент.

Вступление учителя. Эмоциональный настрой.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

     -Сегодня у нас необычный урок. На урок к нам пришли гости – это ваши родители. И сейчас вас вместе с родителями я приглашаю в своё детективное агентство.   А чем занимаются в детективных агентствах? Почему в наше время они достаточно распространены?(ответы учеников).

        -Подводим итоги: детективные агентства помогают людям. Вот и мы с вами будем вести сегодня  детективное расследование. Так как утром, в наше детективное агентство  поступило срочное сообщение: потерялась часть речи! Угадайте, какая?(учитель зачитывает стихотворение).

                   - Обозначаю я предмет,

                    Всему опора- спору нет.

                    Ведь солнце, воздух и вода,

                    Земля, леса и города,

                    Заводы, люди и планеты-

                    Все это разные предметы.

                    Значит, я всех важней,

                    Значит, я всех нужней!       (имя существительное)

3. Актуализация знаний.

        -Молодцы! Я сразу решила, что помочь мне найти имя существительное можете только вы, ребята. Ведь на предыдущих уроках мы изучали эту часть речи.  А для чего в речи существуют имена существительные? Почему, как вы думаете,  надо найти существительное? Может и не такое это нужное расследование? (ответы учеников)

- Какую цель вы ставите себе на уроке? (вспомнить и повторить все изученные признаки имени существительного)

- Сформулируйте тему, опираясь на цель. (обобщение знаний об имени существительном)

- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У –Чему мы сегодня будем учиться? (ответы учеников).

Р – Что будем развивать? (ответы учеников).

О – Что будем объяснять? (ответы учеников).

К – Что будем контролировать? (ответы учеников).

-Но должна вас предупредить, ребята, в моём агентстве работают только профессионалы! Скажите мне,  какими качествами должны обладать детективы, чтобы в короткие сроки, а у нас урок идёт 40 минут, найти пропажу?

Возможные ответы учащихся:

  1. Быть очень внимательным
  2. Должен уметь все слышать и видеть
  3. Иметь зоркий глаз
  4. Быть умным, смелым.
  5. Уметь работать в команде.

-Делаю вывод, ребята, вы мне подходите! За работу! Перед вами карта нашего урока, что бы вы хотели поменять или оставить?

1. Фоторобот "имя существительное"

2. "Я узнаю его из тысячи"

3. Опознание "имени существительного"

4. "Следствие вели знатоки"

5. Физминутка "Внимательный детектив"

6. Вещественные доказательства.

7. Составление семейного портрета "Синонимы"

8. "Всё в твоих руках!"

9 . Аттестация (рефлексия)

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

            -Для того, чтобы найти пропажу мы должны составить фоторобот . (фронтальная работа)

 Цель. Закрепление знаний о имени существительном, как части речи.

1.  Что обозначает? На какой вопрос отвечает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. На какие три группы можно разделить все имена существительные?

4.  Как имя существительное изменяются?      

По ответам  учащихся составляется "кластер" (технология критического мышления")

- Теперь, после составления фоторобота приступаем к заданию "Я узнаю его из тысячи..." (фронтальная работа)

 Работа по тесту

1. Имя существительное обозначает:

1) признак предмета
2) действие
3) предмет
4) количество предметов

2. Укажи имя существительное.

1) шитьё
2) съел
3) ясный
4) она

3. Укажи имя существительное в начальной форме.

1) дождь
2) дождём
3) дождю
4) дождя

4. Укажи одушевлённое имя существительное.

1) силач
2) кормушка
3) цветник
4) доброта

5. Укажи собственное имя существительное.

1) (Г, г)ород
2) (Р, р)оссия
3) (У, у)лица
4) (Ф, ф)амилия

6. Укажи вариант, где записаны имена существительные только среднего рода.

1) край, колос, праздник, бабочка, метро, кофе, плечо
2) тарелка, лампа, бабушка, стрекоза, погода, дочь
3) гнездо, яблоко, крыло, пальто, полотенце, облако
4) конструктор, дедушка, проспект, учебник, учитель

7. Укажи вариант, где во всех словах на месте пропуска пишется ь.

1) овощ.., мяч.., ёрш.., дич.., нач.., крепыш..
2) реч.., вещ.., дач.., помощ.., мыш.., тиш..
3) печ.., малыш.., гараж.., лещ.., врач..
4) еж.., карандаш.., чиж.., камыш.., калач..

8. Выпиши имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.

Дружба, дорога, сметана, гроза, мука, свет, отец, кошка.

9. Подбери к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное и запиши его.

__________ кафе,
__________ шампунь,
__________ эскимо.

10. Соедини каждое имя существительное с соответствующими грамматическими признаками.

1) удача
2) товарищи
3) солнце

а) одушевлённое, мужской род, множественное число
б) неодушевлённое, средний род, единственное число
в) неодушевлённое, женский род, единственное число

 

- А теперь поменяйтесь с соседом тетрадями и давайте проверим.

- Оцените работу своего товарища.

- Раз мы нашли с вами все повторили о существительном, будем производить  его опознание.  

Учитель:

- Запишите в тетрадях число и классная работа.

- Распределите на группы (на доске)

Крыло, руки, ноги, лапа, фонарь, одежда, корзины, ножницы, стол, ворона, ландыши, вагон, гаражи, самолёт, пароходы, муравей, рассказы, кастрюля, кроссовки, помидор.

- Девочки записывают существительные в форме единственного числа.

- Мальчики в форме множественного числа.

- Следующим заданием будет "Следствие вели знатоки". (работа в парах)

 -Кто такие "знатоки"? (ответы учащихся)

- Сейчас мы с вами будем работать в парах. Но сначала вспомним правила работы в парах.

,

 ЗАДАНИЕ 1

- (ряд у окна)

   берёза, грач

одуш.

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

- (ряд по середине)

волк, осина

одуш.

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

- (ряд у двери)

дуб, кошка

одуш.

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

- Физминутка «Внимательный детектив» (запутываю движения «Делай как я»)

на 1 - развести руки в стороны

на 2 - поднять руки вверх

на 3 - руки на пояс

на 4 - хлопнуть в ладоши

-Много мы сегодня накопили материала об именах существительных. Пришло время применить "вещественные доказательства". (фронтальная работа)

Выписывают слова имена существительные из слайда. 

- В работе детектива важна как работа в команде, так иногда и работа в "одиночку", где нужно сосредоточиться, уметь проанализировать, собрать все факты и сопоставить.

-Назовём наш следующий этап "Всё в твоих руках". (индивидуальная работа с дифференциацией). В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.

1 уровень -лёгкий

2 уровень - средний

3 уровень - трудный

1 уровень: Найти лишнее слово (зелёные конверты)

Карандаш, журнал, блокнот, ручка.

Племянник, сестра, школьник, мачеха.

Шкаф, ковёр, диван, полка.

2 уровень: Вместо точек вставьте названия животных. Определите их род. (жёлтые конверты)

Голоден как… Хитёр как… Труслив как… Грязный как… Здоров

как… Надут как … Нем как… Болтлив как …

3уровень: Найди слово, в котором не та буква. Напиши, какое слово должно быть в пословице, определи род. (красные конверты)

Ус хорошо, а два лучше. Голод – не щётка. Один в золе не воин.

Трус своей лени боится. Жди у горя погоды. Полк в овечьей шкуре.

Трус кормит, а лень портит. Терпение и пруд всё перетрут.

Не зная броду, не суйся в моду.

5. Аттестация (рефлексия) и самооценка " Лестница успеха»

- Вот и подошло к концу наше расследование.

-Уважаемые детективы! Выполнили мы задачи нашего урока?

- Что повторили?

-Чему научились?

-Что вызвало особый интерес?  

(ответы учащихся)

- Хотели бы вы и дальше работать в «Детективном агентстве»? (ответы учащихся)

Хочу за вашу работу подарить вам формулу удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Начали мы с вами расследование с хорошего настроя, с улыбки, а закончили прекрасным результатом - нашли нашу пропажу!

Итак, подведем итоги:

Лестница успеха.

Выходят к доске прилепляют магнитик на ту ступеньку, которой достигли на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....