Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

НИКОЛАЕВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Технологическая карта урока русского языка для 3-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

 

Учитель начальных классов: Николаева Юлия Александровна

Предмет: Русский язык (Школа России)

Класс: 3 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта урока

  1. Тема «Правописание слов с суффиксами – ек, - ик »
  2. Результаты  деятельности:

2.1. Личностные (ЛР): Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

2.2. Метапредметные (МПР): Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

2.3. Предметные (ЛР): Знать правило написания суффиксов –ек, -ик; уметь находить способ проверки суффиксов – ек -, - ик -; Уметь находить суффиксы  в словах, образовывать слова с помощью этих суффиксов; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

3.  Цель: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, -ик; способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

способствовать формированию умения работать; 

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.

Этап урока

/учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

Система ценностных отношений

Сформированные УУД

Система предметных знаний (ЗУНы в предметной области), действия с предметным содержанием (опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей)

Формирование и развитие системы ценностных отношений к ЛР, МПР и ПР и их достижению

Действия педагога

Действия обучающегося

Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов,  управление действиями обучающихся по достижению этих результатов

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка.

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока. - Значит, чему будет посвящён урок?

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

Изучению нового

2. Актуализация знаний, мотивация

Умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Умение писать и объяснять правописание суффиксов в слове.

Умение выделять суффиксы.

Воспроизведение  знаний правописания суффиксов –онк, -енок.

Определение границ знания и незнания

На  предыдущем уроке мы познакомились с суффиксами –--онок, -енок. Вы научились писать эти суффиксы. Я предлагаю следующее задание: Образуйте от данных слов новые уменьшительно ласкательные слова

Слон –

Тигр –

Медведь –

Ключ –

Замок –

Как поняли задание?

Один ученик выполняет у доски, другие самостоятельно.

Представим полученные результаты.

Кто согласен, что написано на доске поднимите руку.

Кто нет?

Что мы будем проверять?

В каких суффиксах у вас не было затруднений?

В каких встретили затруднения?

Чтобы правильно написать суффиксы нужно знать правило

Слушают, читают задания, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задание.

Выполняют задание.

Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью.

Формулируют свое затруднение (недостаточность знаний, способов действий).

Выполнение задания.

Проверка самостоятельной работы.

В суффиксах – онок, - енок.

Затруднения возникли в словах с написанием суффиксов –ик, -ек.

.

3. Постановка учебной задачи

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения в совместной деятельности с учителем.

Какая тема сегодняшнего урока?

Чем же мы будем заниматься?

Какие задачи мы поставим  перед собой на уроке?

Знаем ли мы, как они пишутся?

 Как мы можем узнать об этом?

 Написание суффиксов –ек, -ик.

Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.

 Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.

 Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик

Самостоятельное определение детьми уровня собственных знаний.

Можно прочитать правило в учебнике и проверить написанные слова на доске.

4. Решение учебной задачи

Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

Открываем учебники, находим правило и учимся применять его.

Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

-Давайте вспомним, какую же букву нужно писать в суффиксе? Я вам помогу.

                 Е             - Давайте изменим                                  форму слова:

ЛИСТОЧ   К      листочка, листочку,                                                                                   И                                 листочком

-Ребята, посмотрите, между буквами Ч и К пропала гласная буква. В этом случае, оказывается, надо писать –ек-.

       И   

ЁЖ   К             ёжика, ёжику, ёжиком.

     Е

- А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод.

Работа над правилом.

- самостоятельное ознакомление;

- чтение вслух.

Вывод: (Если гласный выпадает, то надо писать -Е; если не выпадает, то надо писать –И.

Самостоятельно читают.

Дети предлагают  варианты

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Умение действовать по алгоритму, правилу.

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.

Организовать работу над  совершенствованием знания правила.

Совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, -ик; способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

способствовать формированию умения работать; 

Проверяем написанные слова с суффиксами –ек, -ик по алгоритму.

Дети проверяют и доказывают написание суффиксов.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять  алгоритм, правило в самостоятельной деятельности

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Сейчас мы будем с вами редакторами.

Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

Какие выводы по этой работе вы можете сделать?

Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

Делают выводы.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности с ранее в условиях решения задач и выполнения упражнений.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов.

Найдите упражнение, попытайтесь самостоятельно выполнить это упражнение.

Буквенный  диктант «Проверяю себя»

1.Длинный  носоч…к,

2.Детский  чулоч..к

3. Колючий ёж…к

4.Белый  клубоч…к

5.Золотой  ключ...к

6.Последний  кусоч…к

7.Чистый  ковр…к

8.Красный  веноч…к

9.Снежный  комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

е

и

е

и

е

и

е

е

е

-Проверьте себя сами и оцените свою работу. Поставьте оценку на полях

Выполняют задания учебника.

8. Оценка

Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

А теперь проверяем самостоятельную работу  (проверка по уже готовым ответам).

Дети самостоятельно проверяют самостоятельную работу.

Оценивание работ

9. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

Зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –ик –,–ек –?

Какое умение мы оценивали в начале урока?

Давайте оценим умение писать суффиксы –ик –,–ек – еще раз.

Предлагаю  закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

Всем спасибо за урок!

Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике.

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.

Оценивание работы.

                                                                                            Приложение.

                                                                                          Лист контроля

                                                                                                  ученика(цы) 3 класса

                                                                          ФИ_____________________________

                                                                          Дата___________________________

1.Вставить пропущенные буквы.

При выборе буквы рассуждайте так:

1.Это имя существительное.

2. Пропущена буква в суффиксе существительного

3. Под ударением пишу О, без ударения-Е

Пауч..к, зайч…нок, голубоч…к, барсуч..нок, медвеж…нок, бумаж…нка, клоч…к,

 подароч…к, суч…к,крольч…нок,быч…к,  руч…нка, луж…к, ореш..к, кукуш..нок,

галч..нок, человеч..к, сыноч..к.

2. Вставить пропущенные буквы, обозначить их выбор. Выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему.

Выписать словосочетания по схеме: прилаг.+ сущ.

В г…ро…ском зоопарк… мы видели маленьких ж…вотных: медвеж…нка, зайч…нка, верблюж…нка.

3. Распределить слова  по орфограммам (№18, №34, №35).

Ларч…к, реч..нька,  деревц…м, ключ..к, луч…м, кулач…к, товарищ…м, карандаш…к, горош…к, мыш…нок,, бараш…к, пастуш…к, плащ…м, врач…м.

4*.Творческая работа. Составить мини-сочинение , используя слова на изучаемую орфограмму.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...