Конспект урока по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных", УМК Начальная школа 21 века
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

План- конспект по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных".

Цель: создать условия для развития умения определять род имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazykdocx.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа XXI века»

Предметная область: Русский язык

Класс: 3

Тип урока:

Открытие знаний и способов действий.

ТЕМА: РОД  ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Педагогическая цель:

Создать условия для развития умения определять род имен существительных.

Планируемые результаты (предметные):

Проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть слова, часть речи; контролируют свои действия, проверяют написанное.

Личностные результаты:

Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую: подробно пересказывают небольшие тексты; используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражают свои мысли последовательно, четко и ясно.

Основное содержание темы, понятия и термины.

Род имен существительных. Определение рода имен существительных. Соблюдение грамматических норм письменной речи.

Сценарий урока:

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

-Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья!

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева!

За работу нам пора!

Ведь улыбки располагают к приятному общению.

А теперь настроимся на работу.

Прочтите слова: терпеливость, трудолюбие, лень смекалка, неряшливость, внимательность, аккуратность.

Какие качества нам сегодня пригодятся?

Давайте с вами сядем прямо, откроем тетради и запишем число, классная работа.

  1. Чистописание.

Чтобы узнать, какую букву мы будем писать, давайте отгадаем загадку:

-Взялись за руки друзья

 И сказали: ты да я,

 Ты да я,

 А между тем

Получилась буква М.

-Запишите, чередуя заглавную и строчную букву М.  Самую красивую подчеркните.

  1. Постановка учебной задачи.  Актуализация знаний.

-Назовите слова на букву М.

На доске записаны слова на букву М:

Мороз, море, маленький, метель.

-Какое слово лишнее? Почему? Задайте вопросы к словам. Какая часть речи?

Запишите слова. Объясните орфограммы.

          -Кто-нибудь догадался с какой частью речи мы будем работать?

          (С именем существительным).

         -Давайте вспомним, что мы узнали об имени существительном.

         Работа в паре.

  • Тест: Что такое имя существительное?

1) часть слова
2) часть речи
Что обозначает имя существительное?

       1) предмет
       2) действие предмета.
       
На какие вопросы отвечает?

       1)   кто? что?
       2)   что делать? что сделать?
       
Перечисли несколько признаков имени существительного

1)  одушевленное и неодушевленное;
2)  собственное и нарицательное;
Каким членом предложения может быть?

1)  только подлежащим;
2)  подлежащим, сказуемым, обстоятельством, определением, дополнением.

- Кому было трудно?

-А что же мы узнаем сегодня об имени существительном?  

 Послушайте грамматическую сказку.

Грамматическая сказка.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

-Вы поняли, как называется тема нашего урока?

Сформулируйте тему урока.

Род имен существительных.

Какие задачи мы поставим перед собой? Что будем узнавать?

Что такое род в русском языке?

      Какой бывает род у существительных?

      Как определить род?

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

Род - это грамматический признак, указывающий на родовую (половую) принадлежность называемого слова.

Какой род бывает?

(Женский, мужской, средний).

Вернемся к словам:

Мороз, море, метель

Определите род существительных.

Как вы это сделали?

Есть специальные слова-местоимения, которые помогают определить род:

Он, она, оно.

-А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

А вот и секрет (плакат):

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

Игра «Определи род!»

Вывод.

Прочтем правило на стр. 160.

5.Закрепление знаний и способов действий.

-Может ли одно слово м. р. стать ж.р.?

Работа с упражнением 1 на странице 160.(фронтально)

Прочитайте слова, записанные в 1 столбике. Что общего? (м.р.)

Запишите имена существительные ж.р.

Можно ли сказать, что все слова в строчках – однокоренные? Почему?

Тигр - ?

Волк - ?

Петух – ?

Кролик – ?

Бык – ?

Кот -?

Дети работают на доске, записывая слова женского рода и объясняя способ получения однокоренных слов.

Учащиеся подбирают слова женского рода. И делают вывод, что это разные слова, однокоренные. По родам существительные не изменяются, т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р.

Проверяем.

-Какая часть слова помогла образовать новые слова?

Самостоятельная работа.

Запишите имена существительные в 3-и столбика.

Белка, медведь, мороженое, зима, сугроб, лёд, покрывало, ёлка, облако.

М.р.                          Ж.р.                       С.р.

(он)                         (она)                      (оно)

Проверка.

6.Итог.

-Какая тема была на уроке?

Какой бывает род?

Как определить род? Выполнили мы задачи урока?

Давайте определим род слов терпеливость, трудолюбие, смекалка, внимательность, аккуратность.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Смогли ли мы быть терпеливыми и т.д.? Молодцы!

Кто научился определять род? Кому трудно?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)

Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен  в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Род имен существительныхКласс: 3Урок рефлексииОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточный материал....

Конспект урока по русскому языку "2 – е склонение имен существительных." (УМК Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения.Планируемые результатыПредметные: знать признаки имен существительных 2 – го склонения и уметь их находить....

Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по Русскому языку  "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...