Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Смольянина Алла Юрьевна

1.Обучение  наблюдению  за  словами-названиями   действий  и  постановки  вопросов  к  этим  словам.

2.Развитие   умения   сравнивать,  выделять  главные   признаки,  наблюдать  и  делать  выводы.

3.Воспитание  потребности  в  совершенствовании  своей  устной  и  письменной   речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smolyanina_a._yu._2_klass_russkiy_yazyk.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карта-схема урока

Учитель Смольянина Алла Юрьевна, учитель начальных классов I квалификационной категории

Предмет: русский язык.

Класс: 2 класс. 

Тема урока: Наблюдение  над  словами,  обозначающими  действие  предмета.

Цель урока:  1.Обучение  наблюдению  за  словами-названиями   действий  и  постановки  вопросов  к  этим  словам.

                        2.Развитие   умения   сравнивать,  выделять  главные   признаки,  наблюдать  и  делать  выводы.

                         3.Воспитание  потребности  в  совершенствовании  своей  устной  и  письменной   речи.

Оборудование:

                           Этапы работы

Содержание этапа

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель  для учителя:

-включить  учащихся  в учебную

деятельность и  вызвать интерес

к теме урока.

Цель  для обучающихся:

-подготовиться к учебной работе.  

Метод: начало урока с  мотиви-

рующим  приёмом.

Критерии  достижения цели:

ученики охотно отвечают на вопросы

учителя, демонстрируют внимание,

с готовностью выполняют задания.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

К  уроку все готовы?

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Посмотрели на доску. А на

доске предложение.  Прочи-тайте его.

Где р.бота, там и густо, а в л.-нивом доме  пусто.

  -Спишите  предложение, вставляя пропущенные буквы.

-Проверим предложение. Чи-

тает… Кто не согласен  подни-

мает руку.

-Что это за предложение?

-В чём её смысл?

 -Чтобы  вы всё  знали,  нужно

работать. Давайте  будем рабо-тать, узнавать новое.

-Это пословица.

-Кто ленится, у того пусто,

ничего нет, ничего не знает.

Кто работает у того всё есть,

всё знает.

Р.: волевая саморегуляция перед началом деятельности.

Л.:  нравственно-этическое оценивание.

        II.Актуализация знаний

Цель для учителя: 

 - проверить умение учащихся узнавать части речи (не называя их) на основе постановки вопросов.

Цель для  обучающихся:

  - уметь узнавать слова-предметы,

слова-признаки и ставить к ним вопросы.

Методы:  побуждающий от проблемной ситуации диалог (на несходное задание).    

Критерии достижения цели: ученики      выполняют  предложенные  задания.

-Посмотрите на доску. А на ней написаны слова.Прочитайте их.

Собака, чёрный, ворона, прыга-ла,  серая, побежит, пёстрые, машина, стоит.

-Что вы можете о них сказать?

На какие группы их  можно разделить?

-Передвигаю слова в 2столбика.

-.А оставшиеся слова  куда?

                                   

-Можно отнести их к словам-предметам?

-Можно отнести эти слова  к словам-признакам?

-У нас возникло  затруднение. Давайте  поставим к этим словам  вопросы. Задайте вопрос к слову прыгала.

-К слову побежит.

-К слову  стоит.

-Что обозначают эти слова?

-Среди этих слов есть словарные  слова: ворона, собака.Есть слова-предметы: собака, ворона, машина.Есть слова-признаки: чёрный,серая, пёстрая.

-На слова, отвечающие на вопросы кто? что? и слова, отвечающие на вопросы какой?какая? какие?

-А с этими словами мы не знакомы.

-К этим словам нельзя поставить вопросы кто? что?

-К этим словам нельзя поставить вопросы  какой? какая? какое? какие?

-Нет.

-Нет.

(что делала?) прыгала

(что сделает?) побежит

(что делает?) стоит

-Мы не можем ответить на вопрос этот.

К.: аргументация своего мнения.

Р.: фиксирование затруднения в пробном действии,  целеполога-

ние.

 .: умение выявлять сущность,

особенности объектов.

III.Изучение нового учебного материала

 Цель для учителя: -научить   ставить  вопрос к словам, обозначающим действие в настоящем, прошедшем  и будущем  временах.

  Цель для  обучающихся: 

-научиться   ставить  вопрос к словам, обозначающим действие в настоящем, прошедшем  и будущем  временах.

Методы: метод подводящего к теме диалога, подводящего    к знаниям диалога, практический.

Критерии достижения цели: ученики умеют выделять слова-действия,  задавать  к  ним вопросы, объясняют  причину затруднения,  строят  план  учебной деятельности.

   Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, какая будет тема урока?

-Составим план работы на уроке.

Игра «Покажи слово».                - Я  вызываю  к  доске  ученика, говорю ему на ухо слово, которое он  должен  показать, а  вы  должны его отгадать.

Например: прыгай, читай.

 -Назовите, что делает Катя и поставьте вопрос к этому слову.

_-Назовите, что делает Костя и поставьте вопрос к этому слову.

-Что обозначают эти слова, отвечающие на вопрос что -делает?

-Поработаем с новыми словами. Упражнение81.

-Чем похожи эти слова?

-Когда происходят эти дейст-

вия?

-Слова, обозначающие дейст-

вия, которые происходят в настоящем времени отвечают на вопросы  что делает? что делают?

(Помещаю   вопросы   что

 делает ?  что делают? на доску.)

-Следующее задание.Подберите

 слова-названия  действий, отвечающие  на вопрос  что сделают?

Птицы (что сделают?)…

-Что обозначают эти слова?

-На какой вопрос они отвеча-

ют?

-Когда произойдут эти дейст-

вия?

-Слова, обозначающие дейст-

вия, которые произойдут  в

будущем, отвечают на вопрос

что сделают?

(Помещаю этот вопрос под

предыдущими).

-Следующее задание упражне-ние 82. Прочитайте задание.

Что нужно сделать?

-

Что обозначают эти слова?

-На какой вопросы  они отвеча-

ют?

-Когда происходили эти дейст-вия?

-О тех действиях, которые уже

произошли в прошлом ,мы будем спрашивать что делал? что сделал?

Слова, отвечающие на вопрос что делать? что делает? ит.д.

1.Находить слова отвечающие на вопросы что делает? и т.д. среди других слов.

2.Ставить  вопросы  к  новым словам.

3. Узнать, что  они  обозначают.

Ученики  наблюдают, а потом отгадывают.

Катя (что делает?) прыгает

Костя (что делает?) читает.

-Они обозначают действия.

Чтение упражнения по частям и  выполнение. Ставят вопросы к выделенным словам.

(что делает?) растёт

(что делает?) живёт

(что делает?) поёт

(что делает?)грызёт

(что делают?) стерегут

-Эти слова отвечают на вопро-

сы что делает?  что делают? и

обозначают действия предме-

тов.

-Эти  действия  происходят сейчас.

-Прилетят, поклюют, взлетят…

-Действия предметов.

-Что сделают?

-Когда-то в будущем: завтра, через неделю, через месяц.

-

Нужно списать выделенные слова с вопросами.

Ученики по одному работают у доски.

(что делал?) гулял

(что делал?) вышел

(что делал?) рос

(что делал?) жужжал

(что сделал?) сел

(что сделал?)  обхватил

(что сделал?) задумался

-Действия предметов.

-Что делал? что сделал?

-Вчера, давно, раньше.

П.: выделение и формулирова-ние познавательной цели;анализ,  сравнение, обобщение,классификация.

К.: аргументация своего мнения, учёт равных мнений.

Р.: выполнение пробного учебного действия.

IV.Закрепление учебного материала

Цель для учителя: 

-учить применять правила, выделение слов-действий.

Цель для  обучающихся:

-применить полученные знания на

практике.

Методы: практические.

Критерии достижения цели: ученики

правильно ставят вопросы к словам-

названиям действий, умеют  разли-

чать слова-названия предметов, слова-признаки,  слова- названия действий.

 -С какой группой слов мы начали знакомиться?

-Посмотрим как вы поняли. На

карточках написаны слова:

I.Красивая, письмо, рисует,

туча, выглянуло, пишет.

II.Зелёная ,плакал, круглая,

качает, умный, светит.

Выписать  слова-названия

действий.

-А теперь проверим.

-У кого другие варианты?

-Оцените свою работу.

-Слова, отвечающие на вопросы (на доске вопросы),обозначающие действия предметов.

Ученик читает.

Р.: выполнение  действий  по

образцу.

V.Итог урока, рефлексия

. Цели для учителя: 

-выявить степень усвоения нового

материала;

-прокомментировать  домашнее зада-ние.

Цели для  обучающихся:

-осознать значимость полученных

знаний;

-оценить степень усвоения материала;

-понять алгоритм выполнения

домашнего задания.

Методы: информационно-обобщаю-

щий.

Критерии достижения цели :ученики

отвечают на поставленные вопросы,

комментируют собственный уровень усвоения материала.

-Назовите ключевые слова урока

-В чём вы испытали затруднение?

-Что нужно делать, чтобы

не возникали затруднения?

-Что получилось лучше всего?

-Оцените свою работу на

уроке.

-Домашнее  задание: устно

подобрать слова –названия

действий к каждому вопросу.

-Слова-названия действий,

отвечают на вопросы…

Л.: оценить свою работу на

уроке.