Открытый урок по русскому языку на тему« Что такое родственные слова?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тип  урока.

Открытие нового знания

Класс.

2

Тема

« Что такое родственные слова?»

Образовательная программа, автор.

«Школа России»   В. П. Канакина, В . Г. Горецкий

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе.

Раздел «Слова, слова, слова…»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку 2 класс

1

Тип  урока.

Открытие нового знания

2

Класс.

2

3

Тема

« Что такое родственные слова?»

4

Образовательная программа, автор.

«Школа России»   В. П. Канакина, В . Г. Горецкий

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе.

Раздел «Слова, слова, слова…»

6

Формируемые УУД

Личностные

Имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе.

Регулятивные

Умеет планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнера, корректировать свою деятельность.

Познавательные

Способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником.

Коммуникативные

Могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

7

Цель:

1)Предметные умения: учить формировать  способ определения родственных слов

2)Метапредметные умения: выполнять учебные действия (нахождение родственных слов) в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

 Уметь использовать знаково - символические средства ( выделять корень). Устанавливает причинно- следственные связи.  Строить монологическое высказывание.

Задачи урока:

1.образовательные

Познакомить с понятием « родственные слова».

2. развивающие

Развивать умение доказывать являются ли данные слова родственными.

3. воспитательные

Формировать учебно- познавательный интерес к изучению родственных слов и способам определения родственных слов.

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод

Частные методы и приемы

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Элементы проблемного, диалогического,  обучения.

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

Самооценка, взаимооценка , оценка учителя

11

Средства

Учебник, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

12

Планируемые результаты

Личностные

учебно- познавательный интерес к изучению родственных слов и способам определения родственных слов.

Предметные

 Знать понятие родственные слова, уметь находить родственные слова и доказывать являются ли данные слова родственными.

Метапредметные

выполнять учебные действия (нахождение родственных слов) в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

 Уметь использовать знаково - символические средства ( выделять корень). Устанавливает причинно- следственные связи.  Строить монологическое высказывание.

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа

1.Этап мотивации ( самоопределения) к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята!

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

Здравствуйте!

1 мин

2.Этап актуализация и фиксирования и индивидуального затруднения в пробном действий

 1.Минутка чистописания. 

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

Назовите буквы: Я, Ю, И, Е, Г, А. какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эту букву,  заглавную и строчную Г г.

- Пишите красиво!

- Ребята, поменяйтесь тетрадями. Посмотрите записи друг у друга, самую красивую букву, которая получилась у вашего соседа.

2. Подбор синонимов.

-  подберите синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

1)Лес-

2)Горе-

3)Мороз-

4)Хотеть-

- Итак, какие слова мы называем синонимами?

Учащиеся записывают следующие слова:

Бор, беда, стужа, желать.

Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.

5- 7минут

Слайд 1

Слайд 2

3.Этап выявления места и причины затруднения.

1. Грамматическая задача.

- Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»            

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница     

– О! Здравствуйте! Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.                  

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.

- Ребята, кого мы называем родственниками?

Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

– Кто же прав? Петя или Алеша? Почему?

- Кого же можно здесь назвать родственниками?

- Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.

- Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?

- Тех. Кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.

- Ребята доказывают. Гуся, гусыню, гусят

- Что такое родственные слова?

5-7 минут

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

ЦЕЛЬ- определение вместе с детьми.

4 минут

5. Этап реализации построенного проекта.

Упражнение 77,+ теория

- Откройте учебники на странице 58.

- Прочитайте текст упражнения 77.

-Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет?

- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.

- Какая общая часть в этих словах?

– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать?

-Какие слова записали? Почему?

Читает ученик с хорошим навыком чтения.

Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята

-гус

Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина

Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение.

7 минут

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Упражнение 78, 79

- В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными?

- Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так:

Упражнение 79 с. 59

-Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.

Общая часть – брат, барабан, рыб.

4 минут

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Упражнение 80

- мама, сын, дедушка, тетя они не являются родственными словами, т. к. они  не близкие по значению и нет общей части.

Дедушка-дед, деда, дедуля

Тетя- тетушка

Мама- мамочка, мамуля.

4-5 минут

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

- Вам даны карточки:

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

- В каждой группе  зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

- Проверьте работу  у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -.

Упражнение 82.

 Прочитайте .

Все ли слова в каждой строчке можно назвать родственными? Почему? Запишите только родственные слова. Выделите в них общую часть

знаком  «корень».

  1. Печется
  2. Сосна
  3. Чайка
  4. лестница

1. лететь

2. горевать

3. сырость

4 мин

Слайд 3

9.Рефлексия учебной деятельности

-Продолжите фразы

Теперь я знаю…      

Теперь я умею…

Мне было интересно…

На уроке хорошо работали…

Самым трудным было…

Спасибо всем за работу.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка по теме "Что такое родственные слова?"

Конспект русского языка по теме "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России", 2 класс....

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока русского языка на тему "Что такое родственные слова"

Научить оучающихся  находить в тек­сте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи....

открытый урок по русскому языку по теме: что такое многозначные и однозначные слова.

Открытый урок по русскому языку по теме: "Что такое многозначные и однозначные слова"....

Открытый урок по русскому языку на тему "Что такое части речи»?" (2 класс, УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект и презентация к уроку "Что такое части речи?"Данный конспект предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа России"."....