Технологическая карта русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

4 класс

Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о падежных формах на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.

Задачи:

Обучающие:

актуализировать знания об имени существительном на основе приема «Кластер»;

• сформировать умение изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж имён существительных в единственном числе.

Развивающие

• развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;

• способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

• содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также  работать в парах;

• развивать умение объективно оценивать свои знания;

• содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитательные: 

содействовать формированию мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;

 воспитывать умение слушать и принимать точку зрения собеседника; проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности;

• создать условия для работы в парах,  группах.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  • определять грамматические признаки имен существительных;
  • изменять имена существительные по падежам;
  • определять падеж имен существительных по вопросам;
  • различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.

Личностные: уметь по вопросам, словам – помощникам и предлогам определять падежи, окончание или форму имен существительных.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

• выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.

Формируемые УУД:

познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; анализ и синтез;

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.

Продукт деятельности: знают, что такое имя существительное, падежи, падежные вопросы, предлоги, вспомогательные слова.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация, карточки, алгоритм.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая


Ход урока

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Организационно – мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

Создание положительной мотивации на уроке.

- Здравствуйте, ребята.

Встаньте ровно, потянитесь,

Обернитесь, улыбнитесь,

Повернитесь и тихонечко садитесь.

- Вы готовы получать новые знания?

Ребята, в течение  урока  вы будете заполнять  лист самооценки  по теме урока и поставите себе отметку за урок.

Доброжелательный настрой на урок.

Приветствие учителя.

Готовность к уроку.

Регулятивные УУД:

создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.

Коммуникативные УУД:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

  1. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения.

Словарно- орфографическая работа. Буквенный диктант.

- Откройте тетради.

Запишите дату и классная работа.

- Отгадайте загадки и запишите в тетрадь безударную гласную, которую необходимо запомнить.

Загадки:

- В желтом море корабль плывет,

Он идет - волну сечет,

Из трубы зерно течет.                                                    (комбайн)

- Конь стальной рычит

За собой плуги волочит.                                                  (трактор)

- Специалист по агрономии.                                             (агроном)   

- Крестьянское селение в сельской местности.                (деревня)

- Большое количество уродившегося хлеба или плодов.  (урожай)

- Человек, работающий на комбайне.                     (комбайнёр)

Проверка: самопроверка

(о, о, о, е, о, о.)

- Что объединяет эти слова?

- К какой теме относятся все эти слова?

Введение в раздел «Имя существительное».

- Откройте учебники на стр. 79.

- Прочитайте название раздела.

- Что же мы вспомним, изучая этот раздел? …

- Что узнаем? …

- Чему будем учиться? …

- Какие морфологические признаки существительного вы знаете?

Составление кластера

«Имя существительное»

собств.                        одуш.                     нариц.                     неодуш.                      

                                                                                 

имя существительное                    

род                             число

падеж                  ?

склонение           ?

- Что значит изменить слово?

- Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово?

- А что изменится в слове?

Открывают тетради. Записывают дату, классная работа.

Это слова с безударной гласной, непроверяемой ударением.

Имя существительное

Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы, связанные с новой темой.

Поставить его в другую форму.

То же самое слово.

Окончание.

Познавательные УУД:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • анализ объектов с целью выделения их признаков;

• синтез, анализ;

Коммуникативные УУД:

• инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• разрешение конфликтов; •контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий;

Регулятивные УУД:

• постановка учебной задачи;

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

• предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• принимают и сохраняют учебные задачи.

  1. Создание проблемной ситуации

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы.

Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме.

Что для вас является новым в названии раздела?

- Какой вопрос возникает?

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель поставим перед собой?

Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах.

Что такое склонение?

Что такое падеж?

Изменение по падежам имён существительных.

Вспомнить падежи, падежные вопросы и поупражняться в их определении

  1. Открытие новых знаний

Задача: решение проблемы.

Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму).

- Как определить падеж имени существительного?

- Предлагаю поработать  

в ППС.

(разрезная карточка)

Задание: собери таблицу по падежам и вопросам.

- Прежде чем проверить работу, предлагаю послушать грамматическую сказку про падежи.

- Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

- Родился – стал Родительный.

- Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

- Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.

- Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал

Творительный.

- Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

Проверка: сверь с книгой с.81.

Работа по учебнику.

Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Упражнение №135 с.80. Задание.

Выполняется по заданию.

- Сделайте вывод: что изменяется в слове весна и для чего это нужно?

Вспомни!

Изменение имен существительных по падежам - склонение.

Обрати внимание!  

Начальная форма имени существительного - И.п., ед. ч.                                Остальные падежи - косвенные.

Падежные формы образуются с помощью окончаний.

- Почему же у каждого падежа два падежных вопроса?

Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя.

Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.

Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов словосочетании или в предложении.

Проверяют по образцу на интерактивной доске.

К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?

Выполнение физкультминутки вместе с учителем.

Регулятивные УУД:

 умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

 оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

• умеют извлекать информацию из  презентации;

 делают вывод по поставленной проблеме;

Коммуникативные УУД:

умеют слушать и понимать других;

• умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

• умеют оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

• способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

• проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала

Физминутка

С физминуткой я дружу

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму,

А потом их отпущу.

А потом попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Ручками похлопаю.

Ножками потопаю.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб себя вести спокойно.

  1. Самостоятельное применение знаний. Практическая деятельность.

Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений

Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений.

Работа в малых группах.

Карточка 1.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Подлетел к березке, промчался по лесу, подкрался к щенку,

упало в землю.

Карточка 2.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Вырос у колоска, сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом.

Карточка 3.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Слетел с дерева, отплыл от берега, пришел из магазина, росли в поле.

Карточка 4.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Плывет по ручью, светит на небе, спит в тишине, услышал в лесу.

Проверка: упало в землю, вырос у колоска, росли в поле, плывет по ручью.

- Какие знания применили, выполняя это задание?

- Что можно составить из словосочетаний?

Задание: составьте предложение.

В, зёрнышко, упало, землю, тёплую, колосок, и, вырос, крепкий.

- Какое это предложение?

- Почему?

- Укажите в предложении грамматическую основу, определить падеж у  существительных.

- Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм.

- Что можно составить из предложений?

- Предлагаю поработать с текстом.

Задание: Спиши. Вставь пропущенное слово, определи падеж. Придумай заголовок.  

    Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки_________. День и ночь трудятся комбайнёры, убирая __________. Идут и идут машины, заполненные ______.

- Кому было легко?

- Кому было трудно?

- В чем заключались трудности? 

- Что помогло справиться с заданием?

- Хотите проверить знания по теме урока?

Предлагаю выполнить тест.

Тест:

Задание: если согласны с утверждением, поставьте - плюс, если нет – минус.

1.Изменение сущ. по падежам и вопросам называется склонением. +

2.В русском языке 5 падежей. -

3. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? +

4. Вышел из дома - Д.п. -

5. Подошёл к маме - Д.п +

6. Спас от гибели - Р.п. +

7. Лежал на диване - Т.П.+

8. Горжусь братом - Т.п +

Выполняют задания.

Работают в малых группах.

Знания падежей и падежных вопросов.

Из словосочетаний можно составить предложения.

В тёплую землю упало зёрнышко, и вырос крепкий колосок.

Сложное

Две грамматические основы

Алгоритм (карточка)

Текст

Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая (Р.п.). День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб (В.п.). Идут и идут машины, заполненные зерном (Т.п.).)

Алгоритм. Таблица падежей.

Взаимопроверка:  (1.+, 2.-, 3.+,4.-, 5.+, 6.+, 7.+, 8.+)

Взаимооценка.

Регулятивные УУД:

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

• предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

• умеют слушать и понимать других;

• умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

• умеют оформлять свои мысли в письменной форме.

Познавательные УУД:

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• анализ объектов с целью выделения их признаков;

• синтез.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

  1. Итоги урока. Рефлексия

Задачи: обобщение и вывод по учебной проблеме

Обобщение изученного материала.

1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных?

2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кто? что?

3. Сколько в русском языке косвенных падежей?  

    - Какие цели мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы целей?

- Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить?

- Что осталось непонятным?

- Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.

Итоги. Обобщение. Рефлексия.

Подводят итог урока вместе с учителем.

Отвечают на поставленные вопросы.

Окончание

в именительном падеже, нач. форма

5 падежей

- Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении

Ответы детей

Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают  настроение.

Познавательные УУД:

ориентируются в своей системе знаний.

Личностные УУД:

проявляют интерес к предмету, стремятся к обобщению знаний по теме урока.

Регулятивные УУД:

оценивают собственную деятельность на уроке.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

Проведение инструктажа.

- Запишите домашнее задание.

Выучить таблицу «Падежи» на стр. 110.

Упр.139, с.83

Осмысление домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.

Регулятивные УУД:

принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарная работа к… мбайн тракт…р … гр …ном д… ревня ур … жай к… мбайнёр о о о а е о о

Слайд 2

И.п . Р.п . Д.п . В.п . Весна, весны, весне, весну, Т.п. П.п . Весною, о весне…

Слайд 3

Работа в малых группах упало в землю вырос колосок росли в поле бежит ручей

Слайд 4

В теплую землю упало зёрнышко и вырос крепкий колосок. гл. гл. сущ. сущ. И.п . И.п . сущ. В.п .

Слайд 5

Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая ( Р.п .) . День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб ( В.п .) . Идут и идут машины, заполненные зерном. ( Т.п .) Уборка урожая.

Слайд 6

Тест +, -, +, -, +, +, -, +.

Слайд 7

Рефлексия Мне удалось … У меня получилось … Я испытывал сложности …

Слайд 8

Итог урока Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных ? В каком падеже имена существительные стоят в начальной форме? Сколько в русском языке косвенных падежей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...

Технологические карты. Русский язык.3 класс.

Технологические карты. Русский язык.3 класс. УМК "Школа России"...

технологическая карта русский язык 1 класс "Заглавная буква в именах собственных"

технологическая карта урока в 1 классе , программа школа России. наглядные материалы прилагаются....

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100 Тема"Проверочнвя работа № 3 « Буква непроизносимых согласных в корне слова»...

Технологическая карта.Русский язык.4 класс (вариант 6.3)

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова, обозначающие предметы" 4 класс.(вариант 6.3)...

Технологическая карта русского языка Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.»Цели деятельности учителя: Сформировать умение описывать предмет, определять роль прил...

Технологическая карта русского языка «Предлог как часть речи» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Предлог как часть речиЦели деятельности учителя: создание благоприятных условий для ознакомления с предлогом как частью речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое предлог...