Технологическая карта русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема: «Изменение имён существительных по падежам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uz_po_rus.yaz_._4_klass_po_teme_izmenenie_imen_sushch._po_padezham.docx | 37.65 КБ |
russkiy_yazyk.pptx | 61.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: «Изменение имён существительных по падежам»
4 класс
Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о падежных формах на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.
Задачи:
Обучающие:
• актуализировать знания об имени существительном на основе приема «Кластер»;
• сформировать умение изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж имён существительных в единственном числе.
Развивающие:
• развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;
• способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;
• содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;
• развивать умение объективно оценивать свои знания;
• содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Воспитательные:
• содействовать формированию мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
• воспитывать умение слушать и принимать точку зрения собеседника; проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности;
• создать условия для работы в парах, группах.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- определять грамматические признаки имен существительных;
- изменять имена существительные по падежам;
- определять падеж имен существительных по вопросам;
- различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.
Личностные: уметь по вопросам, словам – помощникам и предлогам определять падежи, окончание или форму имен существительных.
Метапредметные:
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
• выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.
Формируемые УУД:
познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; анализ и синтез;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.
Продукт деятельности: знают, что такое имя существительное, падежи, падежные вопросы, предлоги, вспомогательные слова.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация, карточки, алгоритм.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы и формы обучения:
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. | Создание положительной мотивации на уроке. - Здравствуйте, ребята. Встаньте ровно, потянитесь, Обернитесь, улыбнитесь, Повернитесь и тихонечко садитесь. - Вы готовы получать новые знания? Ребята, в течение урока вы будете заполнять лист самооценки по теме урока и поставите себе отметку за урок. | Доброжелательный настрой на урок. Приветствие учителя. Готовность к уроку. | Регулятивные УУД: создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность. Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения. | Словарно- орфографическая работа. Буквенный диктант. - Откройте тетради. Запишите дату и классная работа. - Отгадайте загадки и запишите в тетрадь безударную гласную, которую необходимо запомнить. Загадки: - В желтом море корабль плывет, Он идет - волну сечет, Из трубы зерно течет. (комбайн) - Конь стальной рычит За собой плуги волочит. (трактор) - Специалист по агрономии. (агроном) - Крестьянское селение в сельской местности. (деревня) - Большое количество уродившегося хлеба или плодов. (урожай) - Человек, работающий на комбайне. (комбайнёр) Проверка: самопроверка (о, о, о, е, о, о.) - Что объединяет эти слова? - К какой теме относятся все эти слова? Введение в раздел «Имя существительное». - Откройте учебники на стр. 79. - Прочитайте название раздела. - Что же мы вспомним, изучая этот раздел? … - Что узнаем? … - Чему будем учиться? … - Какие морфологические признаки существительного вы знаете? Составление кластера «Имя существительное» собств. одуш. нариц. неодуш.
имя существительное род число падеж ? склонение ? - Что значит изменить слово? - Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? - А что изменится в слове? | Открывают тетради. Записывают дату, классная работа. Это слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Имя существительное Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы, связанные с новой темой. Поставить его в другую форму. То же самое слово. Окончание. | Познавательные УУД: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • анализ объектов с целью выделения их признаков; • синтез, анализ; Коммуникативные УУД: • инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; • разрешение конфликтов; •контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий; Регулятивные УУД: • постановка учебной задачи; • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • принимают и сохраняют учебные задачи. |
Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы. | Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме. Что для вас является новым в названии раздела? - Какой вопрос возникает? - Сформулируйте тему урока. - Какую цель поставим перед собой? | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах. Что такое склонение? Что такое падеж? Изменение по падежам имён существительных. Вспомнить падежи, падежные вопросы и поупражняться в их определении | |
Задача: решение проблемы. | Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму). - Как определить падеж имени существительного? - Предлагаю поработать в ППС. (разрезная карточка) Задание: собери таблицу по падежам и вопросам. - Прежде чем проверить работу, предлагаю послушать грамматическую сказку про падежи. - Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. - Родился – стал Родительный. - Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. - Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. - Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. - Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. Проверка: сверь с книгой с.81. Работа по учебнику. Наблюдение за словоизменением имён существительных. Упражнение №135 с.80. Задание. Выполняется по заданию. - Сделайте вывод: что изменяется в слове весна и для чего это нужно? Вспомни! Изменение имен существительных по падежам - склонение. Обрати внимание! Начальная форма имени существительного - И.п., ед. ч. Остальные падежи - косвенные. Падежные формы образуются с помощью окончаний. - Почему же у каждого падежа два падежных вопроса? | Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя. Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы. Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов словосочетании или в предложении. Проверяют по образцу на интерактивной доске. К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём? Выполнение физкультминутки вместе с учителем. | Регулятивные УУД: • умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: • умеют извлекать информацию из презентации; • делают вывод по поставленной проблеме; Коммуникативные УУД: • умеют слушать и понимать других; • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; • умеют оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: • способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; • проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала |
Физминутка | С физминуткой я дружу Свою спину разогну. Руки кверху подниму, А потом их отпущу. А потом попрыгаю, Ножками подрыгаю. Ручками похлопаю. Ножками потопаю. Сяду я за партой стройно, Чтоб себя вести спокойно. | ||
Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений | Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений. Работа в малых группах. Карточка 1. Задание: найдите лишнее словосочетание. Подлетел к березке, промчался по лесу, подкрался к щенку, упало в землю. Карточка 2. Задание: найдите лишнее словосочетание. Вырос у колоска, сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом. Карточка 3. Задание: найдите лишнее словосочетание. Слетел с дерева, отплыл от берега, пришел из магазина, росли в поле. Карточка 4. Задание: найдите лишнее словосочетание. Плывет по ручью, светит на небе, спит в тишине, услышал в лесу. Проверка: упало в землю, вырос у колоска, росли в поле, плывет по ручью. - Какие знания применили, выполняя это задание? - Что можно составить из словосочетаний? Задание: составьте предложение. В, зёрнышко, упало, землю, тёплую, колосок, и, вырос, крепкий. - Какое это предложение? - Почему? - Укажите в предложении грамматическую основу, определить падеж у существительных. - Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм. - Что можно составить из предложений? - Предлагаю поработать с текстом. Задание: Спиши. Вставь пропущенное слово, определи падеж. Придумай заголовок. Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки_________. День и ночь трудятся комбайнёры, убирая __________. Идут и идут машины, заполненные ______. - Кому было легко? - Кому было трудно? - В чем заключались трудности? - Что помогло справиться с заданием? - Хотите проверить знания по теме урока? Предлагаю выполнить тест. Тест: Задание: если согласны с утверждением, поставьте - плюс, если нет – минус. 1.Изменение сущ. по падежам и вопросам называется склонением. + 2.В русском языке 5 падежей. - 3. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? + 4. Вышел из дома - Д.п. - 5. Подошёл к маме - Д.п + 6. Спас от гибели - Р.п. + 7. Лежал на диване - Т.П.+ 8. Горжусь братом - Т.п + | Выполняют задания. Работают в малых группах. Знания падежей и падежных вопросов. Из словосочетаний можно составить предложения. В тёплую землю упало зёрнышко, и вырос крепкий колосок. Сложное Две грамматические основы Алгоритм (карточка) Текст Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая (Р.п.). День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб (В.п.). Идут и идут машины, заполненные зерном (Т.п.).) Алгоритм. Таблица падежей. Взаимопроверка: (1.+, 2.-, 3.+,4.-, 5.+, 6.+, 7.+, 8.+) Взаимооценка. | Регулятивные УУД: • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • оценивание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные УУД: • умеют слушать и понимать других; • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; • умеют оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные УУД: • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • анализ объектов с целью выделения их признаков; • синтез. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Задачи: обобщение и вывод по учебной проблеме | Обобщение изученного материала. 1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных? 2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кто? что? 3. Сколько в русском языке косвенных падежей? - Какие цели мы ставили на уроке? - Достигли ли мы целей? - Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить? - Что осталось непонятным? - Оцените свою работу на уроке по листу самооценки. | Итоги. Обобщение. Рефлексия. Подводят итог урока вместе с учителем. Отвечают на поставленные вопросы. Окончание в именительном падеже, нач. форма 5 падежей - Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении Ответы детей Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают настроение. | Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний. Личностные УУД: проявляют интерес к предмету, стремятся к обобщению знаний по теме урока. Регулятивные УУД: оценивают собственную деятельность на уроке. |
Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания. | Проведение инструктажа. - Запишите домашнее задание. Выучить таблицу «Падежи» на стр. 110. Упр.139, с.83 | Осмысление домашнего задания. Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.п . Р.п . Д.п . В.п . Весна, весны, весне, весну, Т.п. П.п . Весною, о весне…
Работа в малых группах упало в землю вырос колосок росли в поле бежит ручей
В теплую землю упало зёрнышко и вырос крепкий колосок. гл. гл. сущ. сущ. И.п . И.п . сущ. В.п .
Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая ( Р.п .) . День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб ( В.п .) . Идут и идут машины, заполненные зерном. ( Т.п .) Уборка урожая.
Тест +, -, +, -, +, +, -, +.
Рефлексия Мне удалось … У меня получилось … Я испытывал сложности …
Итог урока Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных ? В каком падеже имена существительные стоят в начальной форме? Сколько в русском языке косвенных падежей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...
Технологические карты. Русский язык.3 класс.
Технологические карты. Русский язык.3 класс. УМК "Школа России"...
технологическая карта русский язык 1 класс "Заглавная буква в именах собственных"
технологическая карта урока в 1 классе , программа школа России. наглядные материалы прилагаются....
Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100
Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100 Тема"Проверочнвя работа № 3 « Буква непроизносимых согласных в корне слова»...
Технологическая карта.Русский язык.4 класс (вариант 6.3)
Технологическая карта урока по русскому языку "Слова, обозначающие предметы" 4 класс.(вариант 6.3)...
Технологическая карта русского языка Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.» 2 класс УМК "Школа России"
Тема: Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.»Цели деятельности учителя: Сформировать умение описывать предмет, определять роль прил...
Технологическая карта русского языка «Предлог как часть речи» 2 класс УМК "Школа России"
Тема: Предлог как часть речиЦели деятельности учителя: создание благоприятных условий для ознакомления с предлогом как частью речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое предлог...