Тема урока: «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости - глухости»
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Уракова Альбина Александровна

                                                                                                                                                                                                                                  Уракова Альбина Александровна,

учитель начальных классов

«Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева,

с.Аскиз Аскизского района

 

План-конспект

урока обучение грамоте__

 

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс: 1

Тема урока: «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: научить различать звуки [г] и [к] по звонкости-глухости, проводить звуковой анализ слов, обозначать звонкий согласный звук в модели слова.

Планируемые  результаты: П р е д м е т н ы е У У Д : ознакомление с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости; отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком); чтение слов.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.

Коммуникативные УУД : формирование приёмов мыслительной деятельности.

Личностные УУД : формирование добрых взаимоотношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитание уважения к одноклассникам.

 

Используемая технология: проблемный диалог

Информационно-технологические ресурсы: классная доска, модели слов, Журова Л. Е., Евдокимова М. И. Букварь. 1 класс, Кузнецова М.И. Пропись № 2

 

Этап

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

УУД

1.Организационный момент.

-Мотивировать учащихся к учебной

деятельности

посредством создания

эмоциональной

обстановки;

- определить

содержательные рамки

урока.

 

 

       - Ребята, встали. Сегодня у нас гости. Поприветствуем их. Наши гости пришли посмотреть на вас, как вы умеете работать. Постараемся сегодня узнать много нового и полезного, чтобы день наш не прошел зря. Садитесь.

       Громко прозвенел звонок

       Начинается урок.

 

Слушают

Учителя.

Рассаживаются по своим местам.

Сосредотачиваются на уроке.

Установлен первичный контакт.

 

Регулятивные:

самоопределение.

Личностные: умение слушать и выполнять просьбу.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urakova_aa_urok.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока обучения грамоте

Тема урока:

«Сопоставление  звуков  [г]  и  [к]  по  звонкости - глухости»

Класс:1

Программа: «Начальная школа  XXI века»

                                                                                                                                                        Учитель начальных классов:

                                                                                                                                                        Уракова Альбина Александровна

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                  Уракова Альбина Александровна,

учитель начальных классов

«Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева,

с.Аскиз Аскизского района

План-конспект

урока обучение грамоте__

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс: 1

Тема урока: «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: научить различать звуки [г] и [к] по звонкости-глухости, проводить звуковой анализ слов, обозначать звонкий согласный звук в модели слова.

Планируемые  результаты: П р е д м е т н ы е У У Д : ознакомление с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости; отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком); чтение слов.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.

Коммуникативные УУД : формирование приёмов мыслительной деятельности.

Личностные УУД : формирование добрых взаимоотношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитание уважения к одноклассникам.

Используемая технология: проблемный диалог

Информационно-технологические ресурсы: классная доска, модели слов, Журова Л. Е., Евдокимова М. И. Букварь. 1 класс, Кузнецова М.И. Пропись № 2

Этап

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

УУД

1.Организационный момент.

-Мотивировать учащихся к учебной

деятельности

посредством создания

эмоциональной

обстановки;

- определить

содержательные рамки

урока.

       - Ребята, встали. Сегодня у нас гости. Поприветствуем их. Наши гости пришли посмотреть на вас, как вы умеете работать. Постараемся сегодня узнать много нового и полезного, чтобы день наш не прошел зря. Садитесь.

       Громко прозвенел звонок

       Начинается урок.

Слушают

Учителя.

Рассаживаются по своим местам.

Сосредотачиваются на уроке.

Установлен первичный контакт.

Регулятивные:

самоопределение.

Личностные: умение слушать и выполнять просьбу.

2. Актуализация

знаний. Постановка

учебной задачи.

-организовать актуализацию умений сравнивать звуки;

-формулировать тему урока.

    - Сегодня, я вам расскажу большой секрет, который хранит предмет «русский язык». Хотите узнать про этот секрет? Тогда слушайте меня на уроке очень внимательно. Есть такие согласные, которые могут «обманывать». Они так похожи друг на друга, когда их слышно. Они так хорошо умеют дружить, как настоящие друзья.

     - Это парные согласные по звонкости-глухости. Их еще называют «звуковыми фокусниками». Много хлопот они причиняют ученикам.

      -Чтобы узнать их, выполним задание.

На доске записаны слова. Прочитайте слова.

 ворона, миска, маска, парта, роса

      -Замените первые все буквы на одну общую так, чтобы получились новые слова.

       -Кто же этот фокусник? (Подсказка, показываю карандаш). Назовите первый звук в слове карандаш ([к]).  Это буква К.

корона, киска, каска, маска, парта, роса

       -Но у фокусника буквы К есть друг. Отгадайте, кто: буква, обозначает согласный мягкий звонкий парны звук, в слове гитара. Давайте сделаем схему этого слова.

       -Какая буква дружит с буквой К? Правильно буква Г.

       Г г-К к парные согласные

       -Сегодня на уроке мы будем учиться слышать, различать и определять позицию звука в слове. Героями нашего  урока будут звуки [г] и [к].  

Ответы детей.

Читает один ученик, хоровое чтение слов.

Составляют новые слова заменяя первые буквы.

Чтение новых слов одним учеником.

Выполнение  схемы на доске.

Ответы детей.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь преобразовывать информацию (Познавательные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

3. Открытие нового знания

- сопоставлять звуки  [к] и [г] по звонкости – глухости,

 -отражение этой характеристики в модели слова.

1. Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости

  На доске записаны слова:

   горка            корка

   

      - Сравните первые звуки в словах, горка и корка. Чтобы их сравнить нужно сделать звуковую схему слов.

     

      - Приложите пальчики к горлу. Если дрожит горлышко или есть вибрация - значит согласный звук звонкий.

       

      - В слове горка [г] звук будет звонким, потому что есть вибрация и горлышко дрожит. В слове корка [к] звука нет вибрации, значит этот звук будет глухим.

         - Звонкость согласных звуков, мы будем показывать на схеме колокольчиком.

       

     - Сравните вторые звуки в словах,    икра    и игра

Дети читают, сравнивают.

-Отличаются по звонкости-глухости.

Прикасаются пальчиками к горлу.

Выполнение звуковых схем.

Изображение колокольчика в модели слова.

Сравнивают звуки, рисуют колокольчик у звука [г]

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь преобразовывать информацию (Познавательные УУД).

4. Физминутка

-развивать внимание, наблюдательность и интерес к родному языку.

«Улуг паза кiчiг»

Если учитель называет слово Улуг, то дети стоят.

Если называет слово Кiчiг, то дети садятся на корточки. Физминутка заключается в том, что должно остаться меньше детей, так как учитель пытается их обмануть.

Дети выполняют движения на выбывание.

5. Работа над новым материалом

-Умение

анализировать,

делать выводы (п)

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы

Работа в тетрадях по прописям

           - Открываем тетради стр 36.

         

1. Работа со схемами.

           - Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются?

Запись слов в тетрадях.

2. Деление слов на группы. 

Гена, Коля, клен, нога, гром, гора, карман, Галина, комар

             - Прочитайте слова. Эти слова необходимо распределить на две группы. 1 группа это слова в которых есть буква Г, 2 группа это слова с буквой К.

    Работа в тетрадях

Ответы детей.

-Различаются вторым звуком

Записывают слова.

Чтение слов. Распределение слов на группы. Запись в  тетрадях

Самостоятельная работа

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

6. Итог урока

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

     - Какой секрет вы сегодня узнали?

     - Кто может сказать «Я научился различать звуки [г] и [к]».?

      - Объясните, почему это знание так важно?

      - Что вам понравилось на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке, дополнив предложения:

     Хочу знать больше.

     Хорошо, но могу лучше.

    Пока испытываю трудности.

Ответы детей.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова".

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова"....

Урок обучения грамоте. Тема: Сопоставление звуков [г] и [к] по глухости-звонкости.

Презентация выполнена в программе Notebook 10 для интерактивной доски. 1 класс (УМК Начальная школа 21 век)....

Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.

Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости  согласными на конце слова.Это урок открыти...

Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.

Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости  согласными на конце слова.Это урок открыти...

Конспект урока русского языка по теме: «Закрепление пройденного. Парная согласная по звонкости-глухости на конце слова»

Конспект повторительно-обощающего урока русского языка во втором классе, кде используется большое количество раздаточного материала....

Урок русского языка 1 класс Тема урока: Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости в конце слова.

Тип урока: открытие новых знаний (продолжение).Цель урока: овладение  алгоритмом проверки парной согласной глухости - звонкости на конце слова.Задачи:- развивать умение распознавать в слове парны...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки  [з] - [с] буквами....