Урок русского языка в 4 классе по теме Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Завозина Наталья Леонидовна

Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.pptx1.93 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 3

Я знаю что я могу достичь чего я хочу!

Слайд 4

Два_цать ш_стое д_к_бря . Кла__ная р_бота .

Слайд 5

Словарная работа в __гон а

Слайд 6

Словарная работа с е__лка я

Слайд 7

К ЙН , К … МБА … Н О Й

Слайд 8

Снаружи смотришь – дом как дом, Но нет жильцов обычных в нем, В нем книги интересные Стоят рядами тесными Б__бл___тека и ио

Слайд 9

т __традь е

Слайд 10

Я и ,,, ЯБЛ__КИ О

Слайд 11

У кого ответа нет – в чём сварить себе обед? На плите стоит чистюля Суп сварить – нужна ….. К__стрюля а

Слайд 12

сеялка Вагон комбайн библиотека тетрадь яблоки кастрюля

Слайд 13

Минутка чистописания

Слайд 14

вагон – П.п В вагон Е тетрадь – Р.п из тетрад И комбайн – П.п о комбайн Е библиотека – Д.п п о библиотек Е с еялка – Р.п от сеялк И кастрюля – Д.п к кастрюл Е яблоки – Т.п яблок ?ми

Слайд 15

? Тема урока Падежные окончания имен существительных множественного числа

Слайд 16

? Цель урока Научиться определять окончания существительных во множественном числе

Слайд 17

Существительное ед.ч. Определить склонение сущ. Определить падеж сущ. Вспомнить падежное окончание Воспользоваться словом - помощником

Слайд 18

Работа в группах

Слайд 19

Окончания имен существительных во множественном числе И. п. а, я,, ы , и Р. п. , ов , ев,ей Д. п. ам , ям, В. п. а, я, ы , и,ей , ов , ев Т. п. ами , ями П. п. ах, ях

Слайд 20

сущ. мн. ч . зависит от падежа

Слайд 21

яблок ами ?ми

Слайд 23

Работа в парах 1 ряд 2 ряд 3 ряд Д.п. Т.п. П.п. лягушкам лягушками о лягушках колёсам колёсами н а колёсах п о кроватям кроватями о кроватях

Слайд 24

Самостоятельная работа 1 уровень – белая карточка 2 уровень – жёлтая карточка 3 уровень (творческий) - зелёная карточка

Слайд 25

Цель урока Научиться определять окончания существительных во множественном числе

Слайд 26

Домашнее задание 1 уровень – с. 136 упр 261 2 уровень – с. 137 упр 264

Слайд 27

Оцените себя на уроке, свою работу и одноклассников

Слайд 28

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе»

Учитель: Завозина Наталья Леонидовна

Тема

Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Цель темы

  • развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах

Задачи урока

  1. Учить:
  • формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в дательном, творительном и предложных   падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён   существительных  множественного числа, учить приёмам    анализа и синтеза;

  2) Развивать:

  • развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный;
  •  умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;
  • умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы
  1. Воспитывать
  • взаимовыручку, усидчивость, интерес к русскому языку

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

  • способствовать формированию умения склонять и употреблять 
    имёна существительные во множественном числе;
  • способствовать мотивированию учащихся к изучению новой темы; содействовать 
    развитию умения распознавать Д.п.,Т.п. и П.п. имён существительных во множественном числе;
  • актуализировать знания учащихся о склонении имён существительных в единственном числе; отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных;
  • совершенствовать умения согласовывать прилагательные с существительными, к которым они относятся. 

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- самостоятельно определять цель своей деятельности;

- планировать её достижение;

- действовать согласно поставленной задаче;

- оценивать и корректировать полученный результат. 

Коммуникативные УУД

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе. 
ЛичностныеУУД: 
- Осознание причастности к успеху в учебной деятельности ;

Познавательные УУД

- способствовать формированию выделять нужную информацию из словарей, осуществлять анализ, сравнение. 

Основные понятия

Падежные окончания существительных во множественном числе

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Презентация по теме урока, карточки с заданиями, компьютер, проектор, 3 нетбука для индивидуальной работы с тестом, документ камера.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Образовательная технология

Технология обучения в сотрудничестве

Информационно-коммуникационная технология

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Цель:  включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организует

Приветствие

Слайд 2

-Улыбнитесь друг другу, улыбка поднимает настроение и помогает нам в работе.

У нас сегодня гости на уроке, давайте их тоже поприветствуем и подарим им хорошее настроение.

Слайд 3

- Продолжаем работать под нашим ежедневным девизом «Я знаю что я могу достичь чего хочу».

 У вас на партах карточки с таблицей личных достижений. Поставьте пожалуйста +  в строке, какие цели  вы ставите сегодня на уроке для себя.

На уроке

Я бы хотел(а) бы

У меня получилось

Работать старательно и активно

Узнать новое для себя

Выполнять в тетради запись аккуратно

Выполнить задание без ошибок

Порадоваться за себя и ребят

Чтобы было интересно

Личностые  УУД

Самоопределение, смыслообразование, формирование  эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала

II.Актуализация опорных знаний

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Выводит показы соединений через документ-камеру.

Комментируют правописание встретившихся орфограмм

Ответы детей.

3 человека работают на нетбуках с тестом по правописанию падежных окончаний существительных в единственном числе.

Прописывают показы в тетради

Слайд 4

- Откройте тетрадь, запишите число и классная работа.

Слайд  5 -11

Словарная работа (устный прием)

- Определите слово по моим заданиям и проговорите его правильное написание.

Слайды

1. Вагон (лексическое значение слова)

Транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов по рельсам. Часть поезда.

2. Сеялка (лексическое значение слова)

Сельскохозяйственная машина для посева семян или внесения в почву удобрений.

3. Комбайн (ребус)

-Назовите сами лексическое значение этого слова.

4. Библиотека (загадка)

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

5. Тетрадь (ребус)

6. Яблоки (ребус)

7. Кастрюля (загадка)

У кого ответа нет –

В чем сварить себе обед?

На плите стоит чистюля

Суп сварить – нужна …..

- Молодцы.

Слайд 12 -13

Каллиграфическая минутка

- Какую букву мы сегодня пропишем вы узнаете, если назовете мне слова, в которых звуков больше, чем букв. (сеялка, яблоки)

- Какая буква играет «хитрую» роль. Докажите.

- Пропишите показы соединений буквы Яя с другими буквами.

Актуализация  знаний о склонении имён существительных в единственном числе;

умение распознавать тип склонения, падеж существительных

Познавательные УУД ориентируются в своей системе знаний 
Коммуникативные УУД 

отвечают на вопросы учителя, соблюдают простейшие нормы речевого этикета. 
Личностные УУД 

проявляют интерес к новому 

III. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения

Запись в тетрадь.

Сигнализируют окончание карточками.

Ответы детей

Формулируют  тему урока.

Слайд 14

- Ребята, давайте вернемся к нашим словарным словам, запишем их в Р, Д, Т, П падежах.

Запишите, выделите окончания и покажите карточку с нужным окончанием и докажите правильность написания окончания.

(вагон – П.п., комбайн – П.п., тетрадь – Р.п., библиотека – Д.п., сеялка – Р.п., кастрюля – Д.п., яблоки – Т.п.

- Почему в слове ЯБЛОКИ у нас появились сомнения? (слово яблоки во мн.ч.)

Слайд 15

- Кто сформулирует тему нашего урока?

Слайд 16

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

Формулировать, понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять ее.

Регулятивные УУД 

самостоятельно формулируют тему и учебные задачи 
Познавательные УУД

 устанавливают причинно-следственные связи 
Личностные УУД

 осознание причастности к успеху в учебной деятельности 

IV. Открытие нового знания

Цель этапа:

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

Подводит к решению проблемы

Памятка для обучающихся

Определяют Склонение

Падеж

Используют слова-помощники

Предположения детей

Работа по карточкам в группах

Формулируют вывод

Вписывают окончание

-ами в слово

- Давайте вспомним алгоритм определения окончаний существительных в единственном числе.

Слайд 17

1. определить склонение

2. определить падеж

3. вспомнить падежное окончание

4. воспользоваться словом помощником

- Как будете действовать, если у вас безударное окончание существительного множественного числа?

Слайд 18

Работа в группах

- Я вам предлагаю просклонять слова помощники.

- Впишите окончания в слова на карточках

- Что заметили?

- На что обратили внимание? (одинаковые окончания, не зависит от склонения)

Слайд 19

- Какой можно сделать вывод?

Слайд 20

(При склонении существительного во множественном числе – склонение на окончание не влияет, а влияет только падеж)

- Можно ли пользоваться словами помощниками?

Слайд 21

- Давайте вернемся к нашему проблемному слову – яблоками и вставим доказанное окончание этого слова.

Слайд 22

ФИЗМИНУТКА

- Я называю слова во мн. Числе – вы маршируете

В ед. ч. – стоите

За партами, улыбнулись маме, ухаживал за цветами, рыбачил на речке, пересел на поезд, спросил у ребят, на скалистых берегах, жили в доме, 5 килограммов, собрал яблоки, на русской печи.

- Посмотрели вверх (потянули шейки), вниз, вправо, влево

- Следим глазками за снежинкой

Уметь работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Регулятивные УУД 

Умение работать по предложенному плану, оценивать правильность выполнения действий 
Познавательные УУД

 делают выводы на основе обобщённых знаний, осуществляют процесс анализа и сравнения 
Личностные УУД

умение преодолевать трудности 
Коммуникативные УУД 

умение работать в группах 

V. Первичное закрепление с комментированием  во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и применение нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; провести коррекцию

Работа в парах

Проверка по эталону.

Самостоятельное составление, запись и разбор  предложения

Слайд 23

Работа в парах (запись в тетрадь)

- Посовещайтесь и запишите мои слова во множественном числе в данный падеж.

1 ряд – Д.п

2 ряд – Т.п.

3 ряд – П.п

Лягушка, колесо, кровать.

- Докажите свой выбор окончания.

- Составьте с любым из этих слов свое предложение и разберите его по членам предложения и частям речи.

-Давайте проверим какие предложения вы составили

формируют умения склонять и употреблять 
имена существительные во множественном числе

Регулятивные УУД

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения 

Коммуникативные УУД

 учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве 

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых заданиях

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа на карточках по выбору детей

Слайд 24

Дифференцированная самостоятельная работа по карточкам

- А теперь я вам предлагаю проверить свои силы, выберите карточку с уровнем заданий

1 уровень

Спишите, выделите окончания и определите падеж 
По аллеям, с болельщиками, на дорогах, на соревнованиях, у лыжников, о героях, для медалей. 

2 уровень

Спишите, вставьте безударное падежное окончание мн.ч. и укажите падеж 
О спортсмен…, на выступлени…, в город…., по площадк…, от прыжк…, на рубеж…, к трасс…, из зрител…. 

3 уровень (творческий) 

подберите подходящее по смыслу существительное во множественном числе, выделите окончание и укажите падеж 
Медали для______________. 
Рассказ о __________________. 
Олимпийскими _____________. 
Катались на________________. 
Радовались ________________. 

Умение применять полученные знания в типовых заданиях

Регулятивные УУД

Оценивают правильность выполнения действий 
Познавательные УУД

 строят логическую цепочку рассуждений 

VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку обучающихся собственной учебной деятельности.

Оценивание обучающихся

Оценивание своей деятельности на уроке

Слайд 25

- Какую цель мы поставили на уроке?

- Достигли ли мы цели урока?

Слайд 26

Домашнее задание по выбору

1 уровень – с. 136 упр 261

2 уровень – с. 137 упр 264

Слайд 27

- А теперь вернитесь к нашим карточкам личных достижений и оцените себя на конец урока.

- Кто из вас, ребята, доволен своей работой на уроке, считает, что он усвоил тему нашего урока и достиг всех поставленных целей на уроке,  подойдите и нарядите нашу ёлочку к празднику.

Слайд 28

Регулятивные УУД Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке.
Личностные УУД 

дают оценку своей работе на уроке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний имен существительных во множественном числе

Урок русского языка в 4 классе по теме:«Правописание окончаний имен существительных во множественном числе» (закрепление)...

Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

Карточки-тренажёры по русскому языку 3 класс по теме " Падежные окончания имен существительных"

Данный материал предназначен для проверки знаний по теме : "Падежные окончания имен существительных"...

Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"

Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...

Урок русского языка 4 класс по теме "Три склонения имен существительных"

Урок - "открытия" учащимися понятия о типах  склонения имен существительных....

Презентация по русскому языку, 3 класс ПНШ "Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе."

Данная презентация предусмотрена, как дополнительный материал при закреплении темы "Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...