Главные вкладки

    Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"
    рабочая программа по русскому языку (1 класс)

    Программа дополнительных образовательных услуг по русскому языку в 1-4 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uglublennoe_izuchenie_russkogo_yazyka.docx59.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА

    дополнительных образовательных услуг

    «Углубленное изучение русского языка»

    ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ

    НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

    МБОУ «СШ №10»

    города Нижневартовска

    Пояснительная записка

    Программа дополнительных образовательных услуг по русскому языку в 1-4 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

    Направленность: программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к изучению предмета в среднем звене: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.

             Новизна и актуальность: введение единого государственного экзамена по русскому языку повысило значение данного предмета и   заставило обратить особое внимание  на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся начальной школы в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о синтаксисе;  знаний признаков и особенностей текста; формирование навыков анализа  текста, соблюдение языковых и культурных норм, передачи содержания текста и создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.

    Главной целью курса является на занимательном материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что русский язык не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

    Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

    • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
    • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
    • совершенствование общего языкового развития учащихся;
    • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
    • способствовать развитию смекалки и сообразительности;
    • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
      Углубленный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подходк каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательныеи жизненные интересы учащихся.

    В отличие от классных занятий, на дополнительных учащиеся мало пишут и много говорят. На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

    Особенности организации учебного процесса:

    Данная программа рассчитана на учащихся 1- 4 классов. Всего 135 часов: 1 класс- 33 часа, 2-4 классы- по 34 часа.   Режим занятий 1 раз в неделю, занятия длятся 45 минут. Учебная группа состоит из 8-10 обучающихся /по запросам родителей/, что создает благоприятные условия для организации групповой и парной деятельности.

    Ценностные ориентиры содержания занятий.

    Важными ориентирами содержания данного курса являются:

    • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
    • формирование представлений о языке как универсальной ценности;
    • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
    • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа идр.);
    • формирование    элементарных    умений,    связанных    с    выполнением   учебного лингвистического исследования;
    • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
    • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

    Основные виды учебной деятельности обучающихся, направленные на развитие ключевых компетенций:

    • - чтение, говорение, слушание, наблюдение;
    • - установление причинно-следственных связей;
    • - построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    • - характеристика, анализ, классификация, обобщение изучаемых объектов и явлений;
    • - поиск необходимой информации из различных источников;
    • - осуществление диалога;
    • - осуществление общего решения учебной задачи, с учётом различных мнений и позиций;
    • - сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь

    Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

    Виды игр:

    • на развитие внимания и закрепления терминологии;
    • игры-тренинги;
    • игры-конкурсы (с делением на команды);
    • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
    • интеллектуально-познавательные игры;
    • интеллектуально-творческие игры.

    Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума,  логика и многое другое.

    Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

    • сказочные сюжеты занятий;
    • сочинение своих сказок

    Общая характеристика учебного предмета

    Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

    1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

    2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

    3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

    В программе выделены 3 блока:

    1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.

    2 блок «Секреты  русского  языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.

    3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

            В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

    Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах:

    • занимательность;
    • научность;
    • сознательность и активность;
    • наглядность;
    • доступность;
    • связь теории с практикой;
    • индивидуальный подход к учащимся.

    Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля

    С целью получения информации о ходе усвоения учебного материала получают в процессе контроля - входного, промежуточного, проверочного, итогового.

    Входной контроль осуществляется в начале каждого урока. Он активизирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к занятию.

    Промежуточный контроль осуществляется внутри «каждого» урока. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении учащимися только что предложенной их вниманию «порции» материала.

    Проверочный контроль осуществляется в конце каждого занятия. Он позволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном уроке, достигнуты, учащиеся усвоили материал данного занятия.

    Итоговый контроль осуществляется по завершению курса за год. Он позволяет оценить   предметные   компетентности   учащихся,   полученные   в   ходе   достаточно продолжительного периода работы.

    Планируемые результаты изучения курса

    В процессе изучения курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

    Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование   речевых   ошибок   позволяют   решать   проблемы   самопроверки   и самооценки.   Разнообразная   игровая   и   практическая   деятельность   позволяет   лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

    Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

    Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

    Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

    1 год обучения

    • научить анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
    • дать понятие «буквы», научить соотносить звуки и буквы;
    • научить отличать гласные и согласные звуки;
    • научить детей делить слова на слоги, определять место ударения;
    •  научить детей работать над проектом «Мой алфавит»;
    • упражнять в сочинении сказочных историй про буквы;
    • воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;

    2 год обучения

    • дать представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
    • научить пользоваться словарями русского языка;
    • научить писать сочинения-миниатюры;
    • воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

    3 год обучения

    • углубить представления детей об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
    • дать представление о морфологии;
    • использовать словари русского языка;
    • научить составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
    • воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

    4 год обучения

    • развить интерес к изучению тайн русского языка;
    • воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
    • углубить уже имеющиеся знания о лексике;
    • изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
    • способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
    • научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
    • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
    • научить обобщать, делать выводы;
    • стимулировать стремление учащихсяся к самостоятельной деятельности;
    • воспитывать ответственность, самостоятельность.

    Ожидаемые результаты обучения по программе:

    учащиеся должны

    1 год обучения

    • научиться анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
    •  усвоить понятие «буквы», научиться соотносить звуки и буквы;
    • научиться отличать гласные и согласные звуки;
    • научиться  делить слова на слоги, определять место ударения;
    •  научиться  работать над проектом «Мой алфавит»;
    • научиться  сочинять сказочные истории про буквы;
    • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.

    2 год обучения

    • должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
    • научиться пользоваться словарями русского языка;
    • научиться писать сочинения-миниатюры;
    • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним

     3 год обучения

    • углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
    • получить представление о морфологии;
    • научиться пользоваться словарями русского языка;
    • научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
    • научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга

    4 год обучения

    • знать об основных терминах, связанных с лексикой;
    • знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
    • уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
    • уметь подбирать синонимы и антонимы;
    • уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

    1-2 классы

    Личностные результаты:

    • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
    • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
    • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
    • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
    • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
    • учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные УУД:

    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • преобразовывать информациюиз        одной        формы        вдругую:подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
    • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
    • выразительно читать и пересказывать текст;
    • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
    • учиться работать    в    паре,    группе;    выполнять    различные    роли    (лидера, исполнителя).

    3-4 классы

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
    • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
    • работать по    плану,    сверяя    свои    действия    с    целью, корректировать свою деятельность;
    • в   диалоге   с   учителем   вырабатывать   критерии   оценки   и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    • перерабатывать и преобразовывать информацию   из   одной   формы   в   другую (составлять план, таблицу, схему);
    • пользоваться словарями, справочниками;
    • осуществлять анализ и синтез;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения.

    Коммуникативные УУД:

    • адекватно      использовать речевые      средства      для      решения      различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    • слушать и слышать других,   пытаться   принимать   иную   точку   зрения,   быть готовым корректировать свою точку зрения;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • задавать вопросы.

    Ожидаемые результаты обучающихся:

    • применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
    •  участие в городских и региональных олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;
    • умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
    • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.

    Содержание учебного предмета

    В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

    Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся   с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

    Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

    Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.

    Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

     «Слово».

    Слово рассматривается с четырех точек зрения:

    1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;

    2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;

    3) грамматического значения;

    4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

    Развивается умение пользоваться орфографическим словарем. Расширяются функции удвоенных согласных и запас употребления слов с данной орфограммой. Занимательные грамматические задания способствуют расширению словарного запаса.

    Второй аспект в рассмотрении слова в курсе программы– это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова.

    Дети на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов, тренируются в образовании слов, вразборе по составу большего разнообразия слов, знакомятся со сложными словами.

    Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова, с иноязычными словами и архаизмами.

    Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический.

    Изучаются сведения о происхождении имен существительных, имен прилагательных, глаголов и личных местоимениях,  наречии, об их роли в предложении.

    При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

    Основные направления работы по развитию речи:

    1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

    3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

    4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

    5) Обогащение речи и познание пословиц и поговорок, различение фразеологизмов, изучение их истоков: просторечий и диалектизмов.

    Учебно-тематический план на 2019-2020 учебный год.

    Учитель: Васильева О.О

    № п\п

    Дата

    Наименование

    разделов,  тем

    Содержание

    1 год обучения  «От А до Я»

    От звука к букве (24 ч.)

    03.10

    Игровое занятие. Зачем нужна речь?

    Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

    Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

    Деление слова на слоги. Определение места ударения.

    Различение звука и буквы. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

    07.10

    Поговорим о гласных и согласных звуках.

    10.10

    Путешествие в мир гласных звуков.

    14.10

    Путешествие в мир согласных звуков.

    17.10

    Игровое занятие «Я знаю звуки речи»

    21.10

    Игры с буквами Л-М и звуками, которые они обозначают.

    24.10

    Встреча с буквой Н. Игра (Н) или (Н,).

    28.10

    В гостях у сказки «Про букву Р».

    03.11

    Подружитесь вместе с нами: а-я,  о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

    Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

    Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

    Деление слова на слоги. Определение места ударения.

    Различение звука и буквы. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

    07.11

    Зачем нам нужен ь?

    11.11

    В гостях у парных согласных З-С, Б-П.

    14.11

    В гостях у парных согласных Г-К, Д-Т.

    18.11

    В гостях у парных согласных В-Ф, Ж-Ш.

    21.11

    Знаем твердо жи и ши пишем только с буквой и.

    25.11

    Знаем твердо ча и ща пишем только с буквой а.

    28.11

    Знаем твердо чу и щу пишем только с буквой у.

    Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

    Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

    Деление слова на слоги. Определение места ударения.

    Различение звука и буквы. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

    Раскрываем тайны букв Ё, Е, Ю, Я  в начале слова, после гласных.

    Внимание! Ъ и ь разделительные знаки.

    Занятие-конкурс «Что мы знаем о звуках и буквах»

    Отгадываем загадки о буквах.

    Сочиняем загадки о буквах.

    Встреча с буквой й.

    В гостях у шипящих.

    Город Буквоград.

    Мой алфавит (работа над проектом) (4 ч)

    Мой алфавит. Начало работы над проектом.

    Знакомство с русским алфавитом. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».

    Мой алфавит. Создание книжки – малышки.

    Мой алфавит. Оформление книжки – малышки.

    Мой алфавит. Презентация проектов.

    Уроки речевого творчества (5 ч.)

    «Что такое творчество?»

    Раскрытие сущности творчества. Сочинение рассказов, чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.

    «Я сочиняю»

    «Я и мое настроение»

    Разговор о разных чувствах, веселом и грустном настроении человека. Беседа по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Сочинение на тему «Весело, грустно». Рисование веселых и грустных рисунков.

    «Мои летние каникулы»

    Сочинение и рисование по данной теме.

    Итоговое занятие «Спасибо, слово!»

    2 год обучения«Секреты русского языка»

    В мире фонетики (13 ч.)

    Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

    1-2.

    Что изучает фонетика?

    Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка. Фонетический разбор слова.

    3-4.

    Легко ли быть согласным звуком?

    5-6.

    Мягки ли мягкие согласные?

    7-8.

    Звук под «маской».

    9-10

    Самый долгий слог.

    11-12

    Буквы в слове переставим – много новых слов составим.

    13.

    Урок-игра: «Все о фонетике»

    Уроки речевого творчества(2ч.)

    14.

    «Автопортрет»

    Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.

    15.

    «Моя дружная семья»

    Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».

    В мире орфографии (11 ч.)

    16

    Зачем изучать графику?

    Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

    •        сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

    •        сочетания чк-чн, чт, щн;

    •        перенос слов;

    •        правописание гласных и согласных в корне слова;

    •        разделительные Ь и Ъ

    Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару».Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

    17-18

    Писать ли, как слышится, или что такое орфография?

    19-20

    Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.

    21-22

    В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

    23-24

    Про чк, чн, чт, нч, рщ…

    25-26

    Ъ и Ь – помощники в словах

    В мире словообразования (2 ч.)

    27-28

    Корень- родоначальник, или что такое словообразование?

    Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

    В мире слов, или что такое лексика? (6ч.)

    29-30

    К тайнам слова. Синонимы.

    Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

    31-32

    К тайнам слова. Антонимы.

    33

    Игры в слова и со словами.

    34

    Итоговое занятие.Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

    Смотр знаний по русскому языку.

    3 год обучения  «Секреты русского языка»

    В мире фонетики (6 ч.)

    Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

    1-2

    Загадки согласных.

    Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.

    3-4

    Удивительные гласные.

    5-6

    Забавные игры со слогами.

    Уроки речевого творчества (3 ч.)

    7

    Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…»

    Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».

    8

    Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка.

    Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление рассказа и рисование любимой игрушки.).

    9

    Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»

    Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги.

    В мире орфографии (2 ч.)

    10-11

    Зоркий глаз. Орфограммы в словах.

    Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

    •        сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

    •        сочетания чк-чн, чт, щн;

    •        перенос слов;

    •        правописание гласных и согласных в корне слова;

    •        разделительные Ь и Ъ.

    В мире словообразования (5 ч.)

    Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

    12-14

    Как разобрать и «собрать»слово?

    Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.

    15-16

    Как откопать древний корень, или этимологический разбор.

    В мире морфологии (7 ч.)

    Головоломка «Заколдованные слова». Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

    17

    Колонны слов, или что такое морфология

    Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.

    18

    В гостях у существительного!

    19

    Здравствуй, имя прилагательное!

    20

    Его величество – Глагол!

    21

    Универсальные заменители: поговорим о местоимении

    22

    Слова-помощники

    23

    Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»

    В мире слов, или что такое лексика? (11 ч.)

    Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

    24-25

    В стране синонимов.

    Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.

    Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

    26-27

    В стране антонимов.

    28-29

    В стране омонимов.

    30-31

    Многозначность слова.

    32

    КВН «В мире слов».

    33

    Игры в слова и со словами

    34

    Урок-игра «Мой любимый русский язык»

    Смотр знаний по русскому языку.

    4 год обучения «К тайнам слова»

    1

    Лексическое значение слова.

    Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

    2

    Прямое и переносное значение слова.

    Особенности прямого и переносного значения слов.

    3-4

    Ударение меняет значение.

    Особенности русского ударения.

    5-6

    Пестрое семейство синонимов

    Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

    7-8

    Великое противостояние антонимов.

    Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

    9

    Слова-двойники. Омонимы.

    Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

    10

    Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.

    Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

    11

    Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

    Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

    12

    Из глубины веков. Архаизмы.

    Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

    13

    Устойчивые сравнения.

    Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

    14-16

    Фразеологические сочетания.

    Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

    17

    Шарада

    Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

    18

    Поиграем в слова

    Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.

    19

    Откуда ты, имя?

    Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

    20

    Отчество и фамилия

    Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

    21-24

    Времена года

    Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

    25

    Крутится-вертится шар голубой

    Что означают названия материков, частей света.

    26-27

    В гостях у сказки

    Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

    28

    Что нужно школьнику

    Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

    29

    Скатерть-самобранка

    Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

    30-31

    Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»

    Откуда пришли названия некоторых растений.

    32

    Птицы и звери - почему их так называют?

    Откуда пришли названия животных.

    33

    О том, что мы носим.

    Что означают названия некоторых предметов одежды.

    34

    Итоговое занятие.

    Игра «Счастливый случай».

    Обобщение знаний, полученных во время занятий.

    Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса

    Материалы для учителя:

    1. Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. -Минск: Народная асвета, 1971
    2. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. - М.: Новая школа, 1996 г.
    3. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. - М.: Новая школа, 1996 г.
    4. Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. -Екатеринбург: Литур, 2006
    5. Волина В. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994
    6. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы
    7. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением
    8. Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2005
    9. Иванова В. а., Потиха 3. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. - Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990
    10. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. В. И. Даль. - М.: Эксмо, 2007
    11. Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007
    1. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
    2. Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1964
    3. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. - М.: Экзамен, 2012
    4. Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художественная литература
    5. Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004
    6. Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир

    Список литературы для обучающихся:

    1.Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001

    2.Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2006

    3.Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000

    4.Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

    5. Каширина, Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина, Т.Г., Бойко, Л.Ф. – М.: Эскимо, 2011 - (Светлячок)

    6.Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006

    7. Орфографический словарь.

    8.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/сост. Е.В. Языканова. – 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010

    9.Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998

    10.Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальной школе: Книга для учителей и учащихся в начальных классов в 2-ух частях. Часть 1./ сост. С.е. Царева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998

    11.Этимологический словарь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной

    Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной на примере темы "Слово"....

    Особенности изучения русского языка по УМК «ПНШ»

    Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса УМК по русскому языку, включения в е...

    Занимательность – один из приемов привития интереса учащихся с нарушением зрения к изучению русского языка

    успех в обучении и воспитании обеспечивается творческим подходом, позволяющим на деле сформировать у детей потребность учителя, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, рече...

    Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

    Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

    Учебно - методическое пособие: предметная неделя "Загадка как интересная увлекательная игровая форма изучения русского языка"

    Педагогическая ценность загадок в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных об...

    Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"

    Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"...

    Рабочая программа по дополнительному изучению русского языка 4 класс

    Рабочая программа по дополнительному изучению русского языка 1  класс ( Для Республики Татарстан)1 час в неделю, 34 часа в год...