Сценарий урока русского языка в 1 классе по теме "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Вожжова Лариса Геннадьевна

Важно решать не только образовательные задачи и научить детей грамотно писать, но при этом и вызвать интерес и желание использовать изученное в повседневной жизни. На данном уроке учащиеся знакомятся  с основными правилами переноса и правилами сохранения своего здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Тема: Перенос слов

Цель: познакомить с правилами переноса слов и научить их применять.

Задачи: показать не только способы переноса слов, но и научить обучающихся с юных лет заботиться о своем здоровье; развивать  мыслительные процессы: анализа, классификации, обобщения, навыки самоконтроля; воспитывать любовь к родному языку.

Планируемый результат: учащиеся должны знать основные правила переноса слов; учащиеся должны уметь использовать правила переноса слов и правила для сохранения своего здоровья.

Оборудование: учебник  русского языка  по программе «Перспектива» автор Л.Ф. Климанова, карточки с правилами переноса слов,  презентация.

Ход урока

Учитель: - Здравствуйте! Мы сегодня с вами уже здоровались, но мне хочется еще раз сказать вам – Здравствуйте! Как вы думаете почему?    

Повернитесь к нашим гостям и пожелайте им здоровья.

Садитесь. Запишите число, классная работа.

Учитель: - Ребята, а вы знаете, что моднее, чем самый модный костюм? А что дороже нового автомобиля? Что ценится настолько дорого, что его не купишь ни за какие деньги? (ответы детей)

В народе говорят:

Здоровье дороже богатства (или золота).

Здоровью цены нет. 
Здоровье за деньги не купишь.

- Почему так говорят?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что такое здоровье?

Сегодня на уроке мы будем не только говорить о здоровье, но и учиться его укреплять. Здоровье не купишь - его разум дарит.

“Шапка размышлений” (Упражнение позволяет быстро включиться в работу, улучшает внимание.) Растираем ладошки до образования “тёплого комочка”, одеваем комочек на голову и мягко заворачиваем уши от верхней точки до мочки. Упражнение выполняем три раза.

Учитель: - А как вы думаете, от кого зависит в первую очередь здоровье человека? Закончите предложение:

Каждый человек о своем … должен заботиться

с юных лет.

 

Учитель: - Ребята, подскажите, как записать слово здоровье? Все варианты записываются на доске. Почему их несколько? Скорее всего мы …чего-то не знаем? Чего?

Определите тему нашего урока.

Какова цель урока?

Я сейчас расскажу,

Как слова переношу:

Зима – зи – ма,

Пожар – по – жар,

Коза – ко – за,

Комар – ко – мар.

Здесь порядок очень строгий,

Делим все слова на … слоги,

Переносим … по слогам.

(Появилось правило на слайде) 1 правило – слова переносятся по слогам. Обратить внимание на черточку – знак переноса.

- А теперь попробуйте сами разделить слова для переноса (работа в паре):

Слива                      перец

Банан                      морковь

Груши                        лук

Учитель:  - На какие 2 группы разделены слова? Какое отношение они имеют к здоровью? Какое слово вызвало затруднение? (лук) - К нему мы вернемся, а сейчас проверим, как можно перенести данные слова?

Учитель: - Почему слово «лук» вызвало затруднение?

- Сделайте вывод.(слайд) 2 Правило – односложные слова не переносятся. 

Игра – физминутка. Хлопните, если слова нельзя перенести: лыжи, снег, мяч, каток, бокс, футбол, спорт.  Что заметили  когда играли?

Дыхательная гимнастика (медленный вдох и выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью).

Это упражнение очень помогло бы одному ученику, который тоже изучал перенос слов, почему, смотрите сами:

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес:

е – два,

И получил за это «два»,

Укол я перенес:

у – кол –

И получил за это «кол».

Правило 3 – (слайд) Одну букву нельзя переносить.

Слайды с картинками (коньки, гимнастические кольца, брусья)

Учитель: - Что общего между этими словами? Как их перенесем? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь ключом-подсказкой. Сделайте вывод. Появляется правило 4 – мягкий знак при переносе нельзя отрывать от впереди стоящей согласной.

Учитель: - Запишите слова, разделите для переноса.

Учитель: - А теперь вернемся к предложению «Каждый человек о своем … должен заботиться с юных лет.»

Как же перенести слово «здоровье»?

Запишите предложение.

Проведем заключительную игру. Я буду задавать вопросы, а вы громко отвечайте «да» или «нет».

Что нам нужно для здоровья?

Может, молоко коровье?

Лет в двенадцать сигарета?

А с друзьями эстафета?

Тренажер и тренировка?

Свекла, помидор, морковка?

Пыль и грязь у вас в квартире?

Штанга или просто гири?

Солнце, воздух и вода?

Очень жирная еда?

Страх, унынье, тоска?

Скейтборд - классная доска?

Спорт, зарядка, упражненья?

Пора заканчивать урок.

Давайте подведем итог – Какая была тема нашего урока? Цель? Какие правила переноса слов запомнили?

-Какое новое открытие сделали на уроке?

- Кому было интересно?

- А что особенно интересно?

- Обязательно расскажите дома, чему вы сегодня научились.

- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?

- Мне тоже понравилось, как вы работали. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровье дороже богатства. Здоровью цены нет. Здоровье за деньги не купишь.

Слайд 2

зи – ма по – жар ко – за ко – мар

Слайд 3

Мы изучаем перенос, Вот как слова я перенес: Едва я перенес: е – два, И получил за это «два», Укол я перенес: у – кол – И получил за это «кол».

Слайд 4

е-два у -кол

Слайд 5

коньки кольца брусья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)

Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

Презентация урока русского языка. 3 класс. Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.

Презентация урока (закрепление) русского языка в  3 классе с детьми с ОВЗ( с интеллектуальными нарушениями) .Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов....