Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Иванова Наталья Николаевна

Цель: способствовать развитию умения различать в корне  слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Задачи:

 образовательные

- закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

- уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

развивающие

- развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

воспитательные

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_slov_s_bezudarnym_glasnym_zvukom_v_korne.docx44.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» 

Цель: способствовать развитию умения различать в корне  слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Задачи:

 образовательные

- закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

- уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

развивающие

- развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

воспитательные

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова; обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Оборудование:

интерактивная доска, мультимедийный проектор;

электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого  Русский язык, 2 класс;

презентация к уроку;

учебник  + рабочая тетрадь «Русский  язык», 2 класс, часть 1 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);  

раздаточный материал для работы в парах.

Организация пространства:

  • фронтальная работа
  • индивидуальная работа
  • работа в парах.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к  учебной деятельности.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Динь – динь – динь

Звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы писать красиво

Будем дружно отвечать

Будем думать, рассуждать

Дисциплину соблюдать.

  1. Эмоциональный настрой к уроку

- Давайте встанем! Настроимся на работу!  Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

Слайд 1.

Личностные УУД: 

  1. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  2. развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
  3. развитие этических чувств -доброжелательности

II.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Слайд 2.

–Ребята, проверим д/з. у.с.100 упр. 154 - документ камера

–Ребята откройте тетради и запишите число.

–Какую запись должны сделать дальше?

–Напишите: «Классная работа».

  1.  Чистописание.

Дети:

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою.

Ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Слайд 3.

Запись букв а, о, и, е  и их  соединений

У: Для чистописания возьмём буквы из д/з – какие безударные гласные мы проверяли – выпишите их, пропишите до конца строки.

 а о е и

аа ао ае аи оа оо ое ои еа ео ее еи иа ио ие ии

– Сравните соединения букв. Как соединяется строчная буквы с другими буквами?

Д: Вверху или внизу. Зависит от того, какая буква следует за ней или после неё.

У: Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза)
- Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».
- На что обратили внимание?

Д: Написание безударной гласной в корне расходится с произношением.

Коммуникативные УУД: 

  1. слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

  1. принимать и сохранять в памяти учебную задачу;
  2. высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
  3. в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

Познавательные УУД:

  1. осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  2. воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты)

 

III. Постановка учебной задачи.

У: Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня?

Д: Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать проверочные слова.

У: Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?

– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

Д: Правописание безударных гласных в корне слова.

Слайд 4.

– Как можно проверить безударный  гласный звук?

Слайд 5.

У: Повторите правило.

Д: Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы гласный стал ударным! Ударный и безударный звук в корне пишется одинаково.

Упр. 155, с.100

У: Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным в корне?

Д: Для проверки безударного гласного звука в корне нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.

У: Работа на доске и в тетрадях, 3 человека:

Полякова В., Аристова Е., Прокопьев Е.

У: Чем похожи все проверочные слова?

Д: В них есть буква Ё

У: Прочитайте, на что нужно обратить внимание. У.с.100 

     

Регулятивные УУД:

прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу;

Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные УУД:

осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

IV. Построение проекта учебных действий.

Слайд 6. Составим план (алгоритм) работы.

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Найди проверочное слово: измени слово или подбери однокоренные слова.
  5. Напиши слово, вставь букву.
  6. Обозначь орфограмму.

Регулятивные УУД:

  1. планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Физкультминутка

  1. Упр.2  из электронного приложения к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого  Русский язык, 2 класс

Работа по цепочке с проговариванием:

Ученик: (называет слово). Ставлю ударение …, выделяю корень …, ищу проверочное слово …, пишу слово …, подчёркиваю безударную гласную.

Слайд 7.

«Однокоренные слова»

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.

Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик — мальчику; варенье — вареньем; варенье—сварил; повар — варит; повар — повара.

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  2. пользоваться знаками, приведёнными в учебнике и в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

Регулятивные УУД:

  1. выполнять действия по намеченному плану;

Коммуникативные УУД: 

  1. формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  2. слушать собеседника и понимать речь других;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в парах:

Упр.90, с.42 (рабочая тетрадь)

Задание:

Подберите к каждому слову проверочное.    Вставьте пропущенные буквы.

Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слова.

Зёрна – зерно                     лист - листы

Сёстры – сестра                 шкаф - шкафы

Звёзды – звезда                  хлеб - хлеба

1)        Упр.156, с. 101 (учебник)

У: Как узнать, какую букву нужно вставить  в слове?

Д: Надо подобрать проверочное слово

Слайд 8. Эталон для проверки:

И                                               Е

линейка                    цветник

грибник                    певец

крикливый               речной

свистеть                   ленивый

число                        встречать

писать                      бежать

письмо                     лепить

У: Оцените себя на полях тетради.

Регулятивные УУД:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

VII. Закрепление

Анимированная сорбонка

Устный словарный диктант (с сигнальными карточками):

зимой, снежок, моряк , поля,

дожди, стрела, стволы, слова.

Познавательные УУД:

  1. пользоваться знаками для решения учебных и практических задач;
  2. обосновать свой выбор;

VIII. Рефлексия

– Какую опасность на письме представляют безударные гласные?

– Что нужно уметь делать, чтобы не допустить ошибку при написании слов с безударным гласным?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Оцените результат своих действий:

Слайд 9

Сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

– Кто из вас может сказать:

«Сегодня я много работал, творил,

Знание новое для себя открыл.
Эти знания умею применять,

Задания мне легко выполнять».

Регулятивные УУД:

  1. осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий;
  2. понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

Домашнее задание

Упр. 158, с.101,102

О

А

Е

И

Я

О

А

Е

И

Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...

Урок русского языка во 2 классе на тему " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

Конспект урока русского языка представлен  в виде технологической карты.Структура урока содержит этапы современного урока систематизации знаний и соответствует ФГОС,Цель урока: способствовать раз...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

"Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова". 2 класс

Тип урока - закрепление знаний. Структура урока соответствует цели урока. Актуализируя свои знания, учащиеся самостоятельно определят тему и задачи урока. Анализируя языковой материал, дети смогут сфо...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...