Урок по русскому языку Словосочетание с согласованием 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Галанова Марина Николаевна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_yazyk_slovosochetanie_s_soglasovaniem.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс

Словосочетание с согласованием

Цель: создать условия для  усвоения учащимися понятия согласование как типа  подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Задачи: 

Создать условия для развития навыка выделения словосочетаний с типом связи – согласование, закрепить знания учащихся о частях речи и  их грамматических признаках.

Создать условия для наблюдения за словосочетания с типом связи – согласование, выяснить отличительные особенности данного типа связи слов в словосочетании.

Создать условия для развития умения  определять главное и зависимое слово в данном типе словосочетаний.

Создать условия формирования культуры учебного труда.

Ход урока

Проверка готовности к уроку. Чтение художественной литературы

Слайд 1

Как-то к немецкому писателю и режиссёру Бертольту Брехту пришел молодой человек и сказал:

- У меня в голове полно творческих замыслов, и я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не знаю как начать.

Брехт улыбнулся и посоветовал:

- Очень просто. Начните с левого угла на чистом листе бумаги.

А с чего начнем урок мы?

Записать число. Классная работа.

Минутка чистописания: Согласование через крючочки.

У вас на столах лежат листы самооценки. Подпишите их.

Слайд 2

Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Слайд 3

Словарная работа: на записаны слова:

Весна

Гнездо

Тепло

Небо

Птицы

Поле

  Вам необходимо составить слово из букв данных слов, выбирая их по моим заданиям.

1 буква – это буква, обозначающая глухой согласный звук в слове ВЕСНА

2 буква –  это ударная гласная в слове ГНЕЗДО

3 буква –  это последняя  буква  в корне слова ТЕПЛО

4 буква –  это мягкий согласный звук в слове НЕБО

5 буква – это согласный глухой непарный  звук, всегда твердый в слове ПТИЦЫ

6 буква – это окончание в слове ПОЛЕ

Запишите  полученное слово. Поставьте ударение.

Фонетический разбор слова солнце

Солнце Транскрипция слова: [сонцэ]

с — [с] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
л — не образует звука в данном слове
н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
ц — [ц] — согласный, непарный глухой, непарный твёрдый
е — [э] — гласный, безударный

В слове 6 букв и 5 звуков.

Какая орфограмма в этом слове: непроизносимая согласная в корне слова проверить солнышко.

Слайд 4

Ученикам 4 класса было дано задание составить со словом солнце словосочетание

Четвероклассники Витя, Маша, Саша выполнили это задание так:

- солнце и луна

- весеннее солнце

- солнце взошло

Как вы думаете, кто из ребят прав?

Почему?

Давайте вспомним, что мы знаем о словосочетании.

 - соединение слов

- главное и зависимое слово

Почему Витя и Саша  не правы?

Не являются словосочетанием: грамматическая основа слова, однородные члены предложения, фразеологизмы.

Слайд 5 Физминутка для глаз

Как вы думаете, если бы эти ребята работали вместе они бы допустили ошибки?

Как должны были работать ребята: по договоренности, взаимно, единодушно, договариваться, слаженно, согласованно

Все что вы мне перечислили это синонимы к слову согласование.

Подберите к этому слову однокоренные слова:

Согласование, соглашение, согласиться, несогласие, согласие

Как вы думаете, что же такое согласование в словосочетании?

Высказывание детей

Слайд 6

Открываем учебник с. 119 и прочитаем, что же на предлагает автор учебника.

Слайд 7

Склонение по падежам. Понаблюдайте что изменяется?

Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Запишем цель урока.

В четвертом классе мы научимся правильно употреблять в речи словосочетание с согласованием.

Разобрать предложение по членам предложения (подписать части речи) и сделать синтаксический разбор.

Как найти словосочетание с согласованием уч. с 120.

Найдите и выпишите в предложении словосочетание с согласованием.

В четвертом классе (определи главное и зависимое слово, поставь вопрос)

Уч. с. 121 упр. 1

Серебряная брошка (прил., сущ., жен, род, Им. падеж, ед. число)

веселые каникулы (прил., сущ., Им. падеж, мн. Число (поэтому род определить нельзя)

пятый класс (порядковое числительное, сущ., муж. род, Им. падеж, ед. число)

второй ряд (порядковое числительное, сущ., муж. род, Им. падеж, ед. число)

Слайд 8

Какие модели словосочетаний со связью с согласованием?

 Прил.+сущ.

Числ. + сущ.

Слайд 9 ФИЗМИНУТКА (Мы пойдем налево )

Слайд 10

Работа в паре

Упражнение 2, с. 110

- Из словосочетаний составь словосочетания с согласованием.

Игрушка из бумаги – бумажная игрушка, сок из вишни – вишнёвый сок, ягоды из леса – лесные ягоды, костюм в полоску – полосатый костюм, одеяло на пуху – пуховое одеяло, дом из кирпича – кирпичный дом.

- Проверка.

- Все ли словосочетания можно преобразовать в словосочетания с согласованием? («Платье в горошек» нельзя преобразовать)

Взаимопроверка. Оцени работу соседа

Слайд 11

Работа с текстом

Слайд 12

Домашнее задание

Слайд 13

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

1) можно поставить вопрос «какой?»;

2) тип связи – согласование;

3) главное слово - существительное

- Какая связь слов в словосочетании называется согласованием? (Согласование – вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

Красивая шляпка, об интересном рассказе)

- Почему она так называется? (Слова согласуются друг с другом)

- С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

- На следующих уроках мы узнаем, какой ещё бывает связь слов в словосочетании.

Попрошу вас сдать листы самооценки.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»

Тема « В гостях у частей речи»Цель:·         Формировать умение распознавать части речи.·         Совершенствовать умени...

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи. Словосочетание. Синонимы и антонимы»

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи.  Словосочетание.  Синонимы и антонимы»Программа: УМК «Занков», А.В. Полякова....

Урок по русскому языку УМК "Перспектива". 4 класс. Тема урока "Имя числительное".

Урок русского языка по теме "Имя числительное". УМК "Перспектива". 4 класс. Урок получения новых знаний. В конспекте есть много занимательного материала: карточки для детей, ребусы...