Разработка урока родного русского языка для 2 класса "Ржаной хлебушко - калачу дедушка"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Булыкина Светлана Ивановна

Разработка урока родного русского языка для 2 класса "Ржаной хлебушко - калачу дедушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rzhanoy_hlebushko_-_kalachu_dedushka.docx55.23 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ с. Теликовка Духовницкого района Саратовской области»

Разработка урока

родного русского языка

для обучающихся 2 класса по теме:

 

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Булыкина Светлана Ивановна

2019-2020 учебный год

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Предмет, класс, автор учебника: родной русский язык, 2 класс, О.М. Александрова

Тема урока: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

Дидактическая цель - создать условия для составления Иллюстрированного справочника слова «хлеб»

Тип урока: урок - проект

Задачи по содержанию:

1) расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.

2) обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение

объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения

3) формирование бережного  и уважительного отношения к хлебу

4) формирование навыков работы в команде

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, метод проектов.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

1. Организационный момент —

объявление темы проекта, постановка цели.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в классе необычно много гостей. Все мы волнуемся. Но, вы умницы и способные ребята! Вы мне поможете вести урок?  Тогда давайте улыбнёмся  и пожелаем успехов друг другу! Садитесь!

        - Ребята, а каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
(Дети: Интересным, необычным, хотим  узнать что-то новое)

        - А интересное начинается прямо сейчас – вы превращаетесь в маленьких учёных!

Повторяйте за мной:
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!

Сегодня мы будем наблюдать, затем исследовать, потом экспериментировать и, наконец, делать выводы.

        - Сегодня мы с вами составим справочник одного слова.

2. Планирование работы, выдвижение гипотезы,

формулирование целей и задач урока

        - Итак,  Справочник какого  слова мы будем составлять? Догадайтесь!

        - Внимание на экран! Смотрим и слушаем!

(Смотрим слайд-шоу)

        - Мы встречаемся с ним каждый день. Утром или вечером заходим в магазин и покупаем булочки, пряники, сухарики.… Но, прежде всего – этот продукт, потому что нельзя представить себе без него ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.  Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода. Что же это такое?

        -Какое же это слово? (Отвечают)

        - Правильно, ребята!

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет –

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб:

- А что вы знаете о хлебе? Что вам известно из уроков окружающего мира? (рассказывают, получают колоски)

- А хотите узнать,  как появилось слово «хлеб»? или откуда взялось выражение «Ржаной хлебушко калачу дедушка»?  (да)

- Тогда мы начинаем!

        - Тема нашего  урока «Ржаной хлебушко -  калачу дедушка».

        - Поставим перед собой цели и задачи.

        - При ответе используйте опорные слова:

Мы повторим… (То, что уже знаем)

Мы  узнаем…(Как можно больше нового про слово «хлеб»)

Мы научимся… (Находить новую информацию про слово «хлеб»)

Мы  создадим…(Иллюстрированный справочник слова «хлеб»)

_________________________________________________________________

        - Итак, мои юные учёные, мы с вами начинаем наше увлекательное исследование.

4. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме

- Страница 1 нашего справочника  называется «Значение слова «хлеб».

- Ребята, как мы можем узнать значение слова? Где посмотреть?

        - Сейчас каждая группа поработает со словарями, найдёт первое основное значение этого слова и прочитает классу. (Готовятся)

        - Итак, ребята,  в каких значениях употребляется слово «хлеб»? Что мы называем хлебом?

Слово хлеб имеет несколько значений.

Основное значение:

Хлеб 1 – пищевой продукт, который выпекают из муки.

Хлеб 2 - растение, из зерна которого изготавливаются мука

Хлеб 3 – зерно, из которого делают муку

(Приклеивают на страницу 3 значения слова с рисунками)

 1. Батон белого хлеба и буханка черного хлеба

2.  «Зерно»)


3. «Колосья»

4. Пропитание, пища (зарабатывать на хлеб)

5. Средства к существованию, заработок.(лёгкий хлеб-легкий заработок)

(Хлеб – это не только буханка черного хлеба или белый батон)
Хлеб – это зерно (демонстрация снопика ржи)
Хлеб – это колосья с зернами (Хлеб растет в поле)

Хлеб- это разные хлебобулочные изделия, это любая пища и средства к существованию.

______________________________________________________________________

Как же появилось в русском языке слово «хлеб»?

        - Есть несколько версий его происхождения.

        - Об этом вам расскажут ваши товарищи.

        1. Большинство исследователей считают, что родина слова «хлеб» — Греция, где в древности выпечку изготавливали в специальных горшках, которые назывались «клибаносы». Потом это слово проникло в другие языки, чаще всего немного изменяя своё звучание. До нашего времени это слово дошло как «хлеб».

(показать на презентации)

        - А вот другая версия, которая мне нравится больше.

        2. По другой версии, «хлеб» произошло от старо-русского  «хлябь»: раньше так называли блюдо, состоящее из муки и воды. Эту жидкость, ещё её называли «похлёбка» или «хлебово»,  люди употребляли в пищу, «хлебали» до тех пор, пока не научились делать выпечку, которая получила название «хлеб».

        - Итак, мальчики, давайте оформим 1 страничку нашего справочника. Как появилось слово «хлеб»?

(Приклеиваем рисунки)

- Следующая страница называется «Слова, близкие по значению».

        - Ребята, чтобы вспомнить слова, близкие по значению к слову «хлеб», давайте отправимся в булочную.

( на закрытой магнитной доске картинки)

        - Посмотрите, какое изобилие!  Выбирайте и на вкус, и на цвет. Тот, кто правильно назовёт продукт, тот его и купит в нашей булочной.

Калач, каравай, кулич, булка, батон, хлеб, рогалик, плетёнка, лепёшка

        - Ребята, это и есть слова, близкие по значению к слову «хлеб».

        - Ребята, наверное, некоторые слова оказались для вас непонятными. Давайте посмотрим на экран и уточним значение некоторых слов.

(Смотрят презентацию)

        Калач - старейший вид белого хлеба в России. В древней Руси калачи выпекались в форме большого замка с круглой дужкой, за которую, как за ручку, держались горожане, поедая вкусный хлеб. Из соображений гигиены за дужку калача только держались, но никогда её не ели, отдавали нищим или собакам. Отсюда дошедшее до наших дней выражение «дойти до ручки», то есть начать питаться дужками от калача, достигнуть крайней нищеты, потерять облик.

        Русское слово «калач» образовано от славянского слова «коло», значит,  «колесо». 

        В слове калач надо писать букву а, однако в древнерусском существовала форма колачь; современная форма слова – «акающая».

        Каравай - большой круглый хлеб, который  выпекали к праздникам и важным событиям.  Караваем встречали и провожали дорогих гостей, а самые пышные и искусно украшенные караваи были главным угощением на свадьбах.

        Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике — расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожёны.

        Слово «каравай» произошло от «корова»,  но опять от нашего русского «аканья» КОРОВАЙ стал КАРАВАЕМ.        

Кулич – хлеб, который выпекается на Пасху.

Рогалик - маленькая булочка, имеющая форму рога. Произошло от древне-русского слова «рог»

Плетёнка - продолговатый витой белый хлеб, от глагола «плести»

Лепёшка - плоское круглое изделие из печеного теста (толковый словарь С. Ожегова) Это тоже исконно русское слово, произошедшее от слова «лепить».

        - Подпишите названия хлебобулочных изделий, которые вы купили в булочной. Поставьте знак ударения во всех словах и приклейте ваши работы на страничку нашего справочника. (Пока клеят, повторить значение слов)

        - Ребята, а какие ещё хлебобулочные изделия вы знаете? Посмотрите на экран, отгадайте названия следующих изделий.

(Презентация)

бублики, ватрушка, баранки, сушки, пряники, крендель, пирожок.

Толстая баранка (бублик)

Лепешка с загнутыми краями и творожной начинкой (ватрушка)

Пшеничный хлебец из заварного теста в виде кольца (баранка)

Маленькая тонкая и очень сухая баранка (сушка)

Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурка, иногда с рисунком (пряник)

Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмерку (крендель)

Маленький закрытый пирог удлинённой формы(пирожок)

Жареные пирожки (в отличие от печеных)  (пряженцы)

        

        - Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Чем я угощу друзей». Ещё раз вспомните близкие по значению слова -  названия хлебобулочных изделий,  добавьте к ним походящие «вкусные» прилагательные из конверта  под названием «Хлебобулочные изделия».

        - Я начинаю: «Я угощу Марину душистым пряженцом». Кто продолжит?

Пшеничн.., ржан.., свеж.., черств.., вкусн.., хрустящ.., пахуч.., ароматн.., аппетитн.., поджарист.., сдобн...мягк…, жестк.., душист…, черный, белый, сдобный, пышный, подгорел…,

Ржаной- из ржи

Пшеничный – из пшеницы

Сдобный - замешанный на молоке с маслом

Ароматный - имеющий приятный запах

Черный – ржаной

Белый – пшеничный

Физкультминутка.

- Ребята, какую песню с давних пор на Руси поют  в день рождения или на именинах?

- Песня «Каравай» - обрядовая песня, которая ведет свою историю с давних времен. Ее исполняли в день рождения ребенка или на именины. На эти праздники обязательно пекли каравай. Когда этот сладкий круглый хлеб с украшениями выносили имениннику, исполнялась эта песня. Давайте и мы сейчас отдохнём, поиграем, споем эту песенку для осенних именинников нашего класса.

(Песня «Каравай»)

______________________________________________________

        - Настало время следующей странички нашего Справочника, которая называется «Жизнь слова в произведениях фольклора»

        - Хлеб на Руси ценился с давних пор. Об этом свидетельствуют произведения устного народного творчества.

        -  Какие жанры фольклора вы знаете? (пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, и т.д.)

        - Ребята! Перед вами на столах лежат конверты, на которых написано «Пословицы». Вам нужно подобрать к началу пословицы, её конец. У каждой группы – разные пословицы. Работайте.

        - Готовы? Читайте, какие пословицы у вас получились. Проверим, всё ли верно?

        - Что общего у всех этих пословиц? (Они о хлебе, его значении).

        - Давайте по 1 пословице приклеим на нашу следующую страничку и объясним их смысл.

(Приклеиваем, объясняем смысл)

        Хлеб – всему голова!       (он - главные продукт на столе, т.е. «голова»)

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.   ( без хлеба человек голоден, даже богатый, который живёт в тереме- дом в виде башни в древней Руси)

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

- Ребята, а  вы можете ответить, почему же ржаной хлебушко калачу дедушка? (Отвечают, получают колоски)

        - Первые караваи и колобки на Руси были ржаными. Русский народ с уважением относится к ржаному хлебу. Ржаной всегда выручал едока, он – глава хлебного семейства. 

         - Русский ржаной хлеб с его неповторимым вкусом и ароматом до сих пор славится далеко за пределами страны как самый вкусный хлеб в мире.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Пот на спине - хлеб на столе.

__________________________________________________________________

- А сейчас, мои маленькие исследователи,  выполните задание «Проверь себя». Найдите конверт с таким названием. Вам нужно определить жанр каждого фольклорного произведения и подписать его маркером наверху.

        - Проверим и прикрепим ваши работы на страницу нашего справочника.

(Презентация)

Былина

А богатырь Микула Селянинович отвечает ему: 
Я знаю свою правду-истину- 
В том сила моя непобедимая! 
Не в забаву-игру трачу силу свою: 
Я хлеб ращу, я народ кормлю! 

Считалка

 За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами. 
Здравствуй, Ванечка-дружок! 
Сколько стоит пирожок? 
Пирожок-то стоит три, 

А водить-то будешь ты.

Загадки

  • Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

Закличка

Уж ты, туча, с дождем!

Полей землю ковшом,

Полей ситом, решетом,

Чтобы тучной стала рожь

Полей наши пашни, дождь!

Наши предки полагали, что вода просеивается через облака, как сквозь сито или решето (приспособление для просеивания муки, сетка, натянутая на широкий обруч), тогда идёт мелкий дождь.

Иногда облака раздвигаются, и тогда дождь льет как из ведра, сильный.

        Потешка

Не плачь, не плачь –
Куплю калач, 
А будешь плакать –
Куплю лапоть.

Плетеная обувь из лыка или веревок, охватывающая со всех сторон ступню ноги.

Сказка

  • Печка, матушка, спрячь меня!
    Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.
    Поскорее съела девочка ржаного пирожка, и залезла в печь.

    («Гуси-лебеди», русская народная сказка)

- Проверяем. Прикрепляем работы на страничку.

- Дорогие ребята! Вы, конечно, помните русскую народную сказку «Колобок»?

         - А как вы думаете, из какой муки испекла бабка деду румяный Колобок?

(Отвечают)

       - Дам вам небольшую подсказку: наши предки издревле были хлеборобами и нуждались в сытной еде, чтобы быть в состоянии выполнять тяжелую работу на земле. Пшеничная мука стоила дороже ржаной.  А наши бабка с дедом были людьми какими? Бедными или богатыми?

(Отвечают, за правильный ответ получают колоски)

      

        - Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным! В прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил сытный каравай ржаного хлеба, а калачами да булками лакомились те, кто побогаче и познатнее, — князья и бояре.

И, наверное, неспроста наши предки в старину рожь называли житом – от слова «жить». Есть хлеб, есть и жизнь.

- Ребята, давайте поэкспериментируем – составим скороговорку из предложенных слов. Можно брать не все слова, одно слово можно применять несколько раз и формы слова можно менять.

 Слова такие: бублик,  булка, Булька, Пулька, делили, ели.

Посовещайтесь в группе и представьте свои скороговорки.

________________________________________________________________________

        

        — Что говорят нам фольклорные произведения о важности хлеба? (Они утверждают, что хлеб является главной, основной едой человека, он никогда не приедается, он всему голова.)

        — Как называли хлеб в старину?
(Хлеб ласково называли хлебушко и уважительно— хлеб - батюшка.)


        — Хлеб на столе и по сей день является неизменным, повторяющимся изо дня в день. Каждый день что - то меняется в наших обедах, завтраках, ужинах. Но изо дня в день на обеденном столе — все тот же хлеб. И нет ему замены, нет в нем однообразия, нет надоедливой похожести. Хлеб никогда и никому не приедается. Это исключительный продукт.

_______________________________________________________________________

        - Внимание, мои юные ученые, в русском языке с давних пор есть образные, меткие, устойчивые выражения о хлебе.

        - Переходим к следующей страничке нашего Иллюстрированного справочника «Когда так говорят?». 

        - Возьмите конверт под таким названием. На карточках с  рисунками  вы прочитаете эти устойчивые выражения, а  на цветных карточках  написаны их значения. Попробуйте составить пары: устойчивое выражение и его значение.

(Приклеивают фразеологизмы.)

Перебиваться с хлеба на воду
Жить бедно, впроголодь.

 «Хлеб-соль!»

Дружеское угощение, а также вообще дружба, гостеприимство.

Такими словами на Руси встречали гостей. Хлеб и соль у многих народов являются символом богатства и достатка. Предложение отведать хлеба с солью является признаком радушного отношения к гостям. Гостеприимных хозяев принято называть хлебосольными. 

Делить хлеб-соль.

 Иметь крепкую дружбу.

Тёртый калач

Так говорят об очень опытном, много повидавшем человеке.

        - Мы подходим к завершению оформления нашего справочника. Последняя страница называется  «Родственные слова».

        - Что такое «родственные слова»? Как сказать по-другому? (однокоренные)

        - Давайте отгадаем кроссворд, в котором зашифрованы только родственные слову «хлеб» слова.

Кроссворд «Родственные слова»

1

2

3

4

5

6

Вопросы по горизонтали:

  1. Есть ложкой жидкую пищу.
  2. Человек, который живёт за чужой счёт.
  3. Ласковое обращение к хлебу в пословицах.
  4. Электрическая печка для выпекания хлеба.
  5. Ёмкость для хранения хлеба.
  6. Прилагательное с корнем -хлеб-.

(Презентация)

Отгадывают, вписывают в кроссворд. Та группа, которая быстрее и правильнее выполнит, приклеивает его на страницу.

        - Ребята, составьте устно предложения с некоторыми словами.

        - Сначала вспомним, что такое предложение?

(1 или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль).

хлебороб – хлеб и "Роб" - это из старославянского "робить", что значит работать.

нахлебник

- А ещё какие родственные слова вы знаете?

хлебозавод, хлеборезка, хлебосольный, похлёбка, хлебать, хлебобулочный

5. Презентация готового продукта проектной деятельности

        - Итак, странички для нашего Иллюстрированного справочника готовы! Осталось сделать обложку. Давайте ещё раз повторим, что нового мы узнали, создавая наш Иллюстрированный справочник?

Презентуют каждую страничку и получают колоски.

Для чего мы его создавали?  На каких уроках он может быть нужен? Кому?

(На уроках русского языка, литературы, ИЗО, технологии)

         - Кому его можно подарить? (Наш справочник адресован школьникам. Его материалы можно использовать для подготовки сообщений, конкурсов, КВНов, для написания сочинений, для составления кроссвордов. Можно подарить 1 классу или отдать в библиотеку).

6. Подведение итогов проектирования


        - Чтобы подвести итог урока, предлагаю вам поиграть в игру «да» или «нет». На экране вы увидите предложения по теме нашего урока. Каждая группа работает на планшете. Вы увидите на экране предложение. Если вы согласны с ним, то,пишите на планшетках «да». Если не согласны, пишете «нет». Всё понятно?

        - Итак, внимание на экран!

1. По одной из версий слово «хлеб» произошло от старо-русского  «хлябь». (Да)

2. Калачами каждый день лакомились бедняки.(Нет, только богатые)

3.Ржаной от слова «рожь». (Да)

4. Гостеприимных хозяев принято называть хлебосольными. (Да)

5. Хлебобулочные изделия  - это конфеты, мармелад и цукаты. (Нет)

6. Караваем на Руси встречают самых дорогих и уважаемых гостей! (Да)

7. В Индии хлеб пекли в специальных горшках - клибаносах. (Нет, в Греции)

7. Рефлексия.

- Дорогие мои исследователи! Понравился вам сегодняшний урок?

- Что нового вы узнали о хлебе?

- Какие задания были для вас самыми интересными?

- Какие самыми трудными?

- Что расскажете дома о сегодняшнем уроке?

        Домашнее задание: Самыми ценными продуктами для простого  человека были хлеб и соль. Поэтому с ними связаны многие обряды, обычаи, приметы и  поверья. Найдите такие произведения к следующему уроку.

        

        - За хорошую работу на уроке я хочу всех вас  угостить вас сушками.

         - Но на каждой сушке  - цветной бантик. Если вы считаете, что у вас сегодня всё получалось, вы отлично работали, возьмите сушку с красным бантиком. Если же вы старались, но не всё получилось, так как хотелось, возьмите сушку с зелёным бантиком.

Кроссворд «Родственные слова»

1

2

3

4

5

6

Вопросы по горизонтали:

  1. Есть ложкой жидкую пищу.
  2. Человек, который живёт за чужой счёт.
  3. Ласковое обращение к хлебу в пословицах.
  4. Электрическая печка для выпекания хлеба.
  5. Ёмкость для хранения хлеба.
  6. Прилагательное с корнем -хлеб-.

Домашнее задание: Самыми ценными продуктами для простого  человека были хлеб и соль. Поэтому с ними связаны многие обряды, обычаи, приметы и  поверья. Найдите такие произведения к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

разработка урока родного (марийского) языка и литературного чтения.

Тема урока "Мом тунемнет - тудым шке кидет дене ыште".  Проведение урока по трбованиям нового стандарта, использование элементов инновационных технологий....

разработка урока родного (марийского) языка и литературного чтения.

Тема урока "Молан тунемнет - тудым шке кидет дене ыште".  Проведение урока по трбованиям нового стандарта, использование элементов инновационных технологий....

Технологическая карта урока по предмету:" Родной русский язык". Тема :«Ржаной хлебушка калачу дедушка»

Цельрасширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов,Задачиобогащение активного и пассивного словарного запаса, расширениеобъёма...

Презентация к уроку родного русского языка "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

Презентация выполнена к уроку родного русского языка во 2 классе....