Урок русского языка в 3 классе "Повторение правил правописания окончаний имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гончарук Елена Анатольевна

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Повторение правил правописания окончаний имен существительных". Умк "Начальная школа 21 века". ФГОС. Заключительный урок в теме "Правописание окончаний имен существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Гончарук Елена Анатольевна

3г класс

УМК:  «Начальная школа ХХI  века».

Предмет: русский язык.

Тема: «Повторение правил правописания окончаний имен существительных».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок русского языка является заключительным в теме «Правописание окончаний имен существительных». Он  входит в раздел «Правописание (формирование навыков грамотного письма)».  Данный урок изучается после изучения тем «Правописание окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения в единственном числе», «Правописание окончаний имен существительных во множественном числе».

Цель: формировать навык письма окончаний имен существительных.

Задачи:

- учить обобщать и систематизировать знания  по теме урока;

- закреплять навык правописания окончаний имен существительных;

- учить подробно комментировать свои действия, обосновывать выбор буквы для обозначения безударного звука.
- создать условия для развития у учащихся интереса к предмету русского языка, стремления к познавательной деятельности.

- развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, логику;

- учить выявлять и осознавать учащимися границы собственных  знаний и незнаний;

- учить целеполаганию;

- формировать самооценку учащихся;

- формировать у детей культуру здоровья.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Правильно пишет  окончания имен существительных. Подробно комментирует свои действия, обосновывает выбор буквы для обозначения безударного звука [и].

Задает вопросы.

Подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Группирует слова по заданному признаку.

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Ход урока

Название  этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивирование к учебной деятельности

Способствовать формированию положительной мотивации к учению.

Фронтальная

Учитель просит:

- мальчики подмигните левым глазом,

- девочки подмигните правым глазом.

- двумя глазами проверьте, все ли у вас готово к уроку,

- кто считает себя умничкой, улыбнитесь,

 - кто думает, что еще не дорос до этого звания, тоже улыбнитесь.

- сегодня вы сможете собой гордиться, если будете внимательны и старательны на уроке.

Организуют свое рабочее место и настраиваются на  плодотворную работу (Р)

Учащиеся настроены на учебную деятельность

2

Актуализация знаний

Развивать

орфографическую зоркость, творческое мышление, логику и интерес к предмету русского языка.

Фронтальная

- Сегодня на уроке вам могут понадобиться некоторые  знания русского языка. Переверните карточку  и расскажите, что вы об этом знаете.

(части слова,

части речи, существительное, слова-помощники, склонение, падеж)

Выбирает карточку и объясняет значение написанного (П).

Строит монологическое высказывание (К)

Развивали орфографическую зоркость и интерес

к предмету русского языка.

3

Целеполагание. Определение  границ собственных  знаний и незнаний.

Формулировать тему, цель урока, актуальность и гипотезу.

Учить выявлять и осознавать учащимися границы собственных  знаний и незнаний.

Фронтальная

На доске и карточках текст с пропущенными падежными окончаниями существительных.

- Сформулируйте тему,  цель урока, актуальность и гипотезу.

Принимает роль в учебном сотрудничестве (К)

Формулирует тему, цель урока, актуальность и гипотезу.

Тема: правописание окончаний имен существительных.

Цель урока: тренироваться в написании окончаний имен  существительных.

Актуальность: сегодня   модно быть грамотным человеком.

Гипотеза:  я умею писать безударные окончания имен существительных

Учились целеполаганию

Фронтальная

Акцентирует внимание на проблеме написания безударных окончаний имен существительных.

- Как может написать безграмотный человек?

 - У вас достаточно ли знаний, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?

- Возможно ли с помощью одного правила написать без ошибок эти слова?

- Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать данные слова?

(Логические) анализирует объекты с целью выделения существенных признаков:

- слова-помощники,

- сущ. на –ия, ий, ие,

- сущ. в Р.п. мн. числа  (словарь),

- после шипящих и [ц],

- сущ. в Р.п. мн.ч. на шипящий звук  (П).

Принимает и сохраняет учебную задачу (Р)

Учились выявлять собственные границы знаний и незнаний

физминутка

Формировать правильную осанку,  развивать дыхательную систему. Предупреждать умственное и мышечное напряжение.

Формировать у детей культуру здоровья.

Фронтальная

Покажем  иностранным гостям наше любимое село?

1.Упражнения для формирования осанки:

1.1.Руки поочередно выпрямляем вперед (заводим двигатель).

1.2.Голову и руки тянем вверх (люк на лимузина), машем кистями рук жителям села.

1.3.И.П. сидя на стуле. Ноги вытянуть. Носки на себя – от себя (жмем на педали).

2. Гимнастика для глаз.

2.1.Рассматриваем красоты нашего села (глаза влево – вправо).

2.2.Баабаах! Зажмурились. (колесо лопнуло)

3.Дыхательные упражнения:

Диафрагмальное дыхание (накачиваем колеса).

Резкий выдох с наклоном вперед, вдох на счет три (выпрямиться).  

Выполняет упражнения физминутки

Сняли умственное и физическое напряжение, повысили настроение.

4

Обобщение и систематизация знаний

Учить обобщать и систематизировать знания  по  теме урока

Групповая работа

Определяет форму работы и формулирует задание:

- группе выбрать одну из 5 карточек- правил, найти слова на это правило, выписать их в тетрадь с объяснением;

- если возникают разногласия (сомнения) поставьте знак вопроса;

- выбрать представителя (ей) группы для разъяснения у доски  (каждый по 1 слову)

Контролирует деятельность учащихся.

Владеет коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группе (Л).

Использует  знаково-символические средства для фиксирования знаний правил (М).

Договаривается, кто от  группы  будет представлять результат  работы (К)

Строит монологическое высказывание по результату работы в группе (К)  

Учитывает разные мнения, договаривается и приходит к общему мнению, контролирует действия партнёра (К).

Учились  обобщать и систематизировать знания  по  теме урока

 Развивали умение делать выводы

5

Закрепление изученного материала

Закреплять навык правописания безударных окончаний имен существительных.

Работа в группах по карточкам

(эксперт проверяет)

Организует работу.

- дети по очереди берут карточку и объясняют написание безударных окончаний имен существительных

Учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему мнению, контролируют действия партнёра(К).  

Строит устное высказывание в устной форме(П). Осуществляет поиск необходимой информации (П).

Учились писать безударные окончания имен существительных.

6

Итог урока. Рефлексия

Формировать самооценку учащихся.

Задает домашнее задание:

- написать письмо Ю.А.Гагарину, выделить падежные окончания существительных.

Спрашивает:

- Какую цель ставили в начале урока?

- Оцените свою работу на уроке (смайлик)

- Используя одну из фраз, закончите ее, оценивая свою работу на уроке.

• было трудно…

• теперь я могу…

• я научился…

• у меня получилось …

• было интересно…

• было скучно …

• мое настроение…

Оценивает работу учащихся на уроке.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л).

Учились оценивать  свою работу на уроке.

части речи

слова-помощники

падеж

        

слова-помощники

существительные  на – ия,

-ий, -ие

существительные  в Р.п. мн. числа  (словарь),

после шипящих

и [ц]

существительные в Р.п. мн.ч. на шипящий звук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных на -ия, -ие, ий" с использованием современных образовательных технологий

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных на -ия, -ие, ий" с использованием современных образовательных технологий : ИКТ:...

Урок по русскому языку в 4 классе "Падежные окончания имен существительных единственного числа"

Цель: формировать  умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен существительных....

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен прилагательных" (УМК "Начальная школа XXI века")

Цель урока: познакомить с правилом о правописании О/Е в окончаниях прилагательных после шипящих....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ "ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Презентация отражает основные моменты хода урока по данной теме....

Урок русского языка 4 класс Тема: "Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе"

Урок обобщения и систематизации знанийЦель:Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости...

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа". УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС. Урок первичного освое...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"

Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...