Главные вкладки

    Интеллектуальная игра для 3 класса «Говорим на родном языке» в рамках недели русского языка
    методическая разработка по русскому языку (3 класс)

    Прыгина Кристина Сергеевна

    Интеллектуальная игра

    «Говорим на родном  языке»

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Неделя русского языка МОУ «СОШ №53»

    3 класс

    Интеллектуальная игра

    «Говорим на родном  языке»

    Цели и задачи: 

    • развитие интереса к изучению русского языка .
    • обогащение словарного запаса учащихся;  
    • развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
    • укрепление и сплочение детского коллектива.

    Оборудование:   компьютер, проектор, плакаты с высказываниями о русском    

                                  языке, буквы для составления названия команд, задания для  

                                  участников.

    Слайд 1. Вступление. 

    Учитель. Ребята,  сегодня мы вместе с вами будем открывать тайны русского языка. Мне очень хочется, чтобы вы с радостью, с интересом изучали язык, на котором мы разговариваем. Нелегко изучать орфограммы, но сегодня мы будем учиться весело  и интересно.

    1 ученик-  Бонцевич Всеволод

    - Александр Сергеевич Пушкин с  относился к родному языку, призывая любить и изучать его. По его мнению, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.

    2 ученик- Отдельнова Виктория

    - Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно- строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно-бойкий и живой, Л.Н. Толстой.

    3 ученик-Лазарева Алина

    -Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, А.Н. Толстой.

    Слайд 2. Представление команд (приветствия).

    1 команда «Текст»

    Пусть сильней кипит борьба,

    Сильней соревнование.

    Успех решает не судьба,

    А только наши знания!

    2 команда «Предложение»

    У нас приветствие готово

    Ребятам из команды «Слово».

    «Соперник наш, не позабудь:

    К победе очень труден путь!»

    3 команда «Слово»

    Победу, а не поражение

    Мы вам пожелаем, «Предложение!»

    Слайд 3. Разминка

    Загадки-шутки.( время для ответа- 30 сек.)

    1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)

    2.Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши)

                    3.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)

    Слайд 4 Первый конкурс  «Собери слова из рассыпанных букв».

    • Командам раздаются карточки

    р а т е т д ь,

     н а л п е,

     д а ш к а р а н

    Ответы: (тетрадь, пенал, карандаш)

    Слайд 5. Второй конкурс «Шифровальщик»

    Все слова, которые у вас получатся, связаны со школой. Ваши карточки с заданиями на столе.

              

    • ланпе                           чкару          
    • ганик                           вонзок
    • ватра                           елнь

    Конкурс болельщиков.

    Слайд 6. Третий  конкурс «Найди ошибку» 

    1.Жыла ф саду пивунья. Ана была жолтенькая, на галофке хохолок.

    2. Славный был униёгалосок.

     Но скорапивунья за зналась и по теряла голас.

    Подсказка: ошибок столько, сколько дней в неделе.

    Слайд 7. Четвертый конкурс «В гости к согласным».

    Ведущий: Замените в словах одну согласную так, чтобы вместо одних слов получились другие. Например: «цвет» - «свет».

    Команда 1. фара – пара, тара, фата

                         игра – игла, икра

    Команда 2. хата – вата, фата

                         кочка – дочка, точка, бочка

    Команда 3. лев – сев, лес

                         роща – роса, рота, роза

    Слайд 8. Повторение правил во время игры.

    Пятый конкурс Слово в рифму (путаницы)

    Вставьте нужное слово в конце строки (мальчики, девочки, а может быть, и мальчонки, или какое-нибудь другое…)

    -Весной цветы из одуванчиков

    Плетут, конечно, только…

    -Болты, шурупы, шестерёнки

    Найдёшь в кармане у…

    -Коньки на льду чертили стрелочки,

    В хоккей с утра играли…

    -Болтали час без передышки

    В цветастых платьицах…

    -При всех помериться силёнкой,

    Конечно, любят лишь…

    -Боятся темноты трусишки,

    Все,как один, они…

    -Шёлк, кружева и в кольцах пальчики

    Выходят на прогулку…

    Слайд 9. Шестой конкурс

    Конкурс капитанов «Словесная перестрелка»

    На каждую буквы время для капитана-30 сек.

    - Кто  больше назовет слов на букву …? Болельщики предлагают букву.

    Слайд 10.  Седьмой конкурс «Отгадай ребус».

    Учитель: Вероятно, каждый из вас, ребята, не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображаются при помощи рисунков и различных знаков. Для того, чтобы прочесть и отгадать загадку, необходимо знать и понимать, какой знак что изображает. Как же называются такие необычные загадки? (Ребусы.) Правильно. Начинаем новый конкурс. Отгадайте, как зовут дедушку и его внучат. (Каждая команда получает по ребусу)

    Слайд 11. Восьмой конкурс  Оживи картину”

    - Следующий конкурс называется “Оживи картину”. Команды получают репродукцию известной картины, которые они должны оживить без слов. Высокий балл получает команда за лучшую выразительность и достоверность изображения.. Командам дается 3 минуты на подготовку.

    Картина «Опять двойка» Федор Решетников

    Слайд 12 Девятый конкурс  «Редактор» - вставить пропущенную букву.

    1-я команда        2 – я команда            3 – я команда

    тр…пинка              сн…жинка                м…рской

    к…ртофель            м…рковь                    п…нал

    оши…ка                 голу…ка                     тру…ка

    л…пата                   т..пор                          пом…дор

    шка…                     коллекти…                 моро…

    с…лить                  м…сты                        ст…рик

    Слайд 13 Конкурс для болельщиков

    Доскажи словечко.

    -В школе слышен топот ног,

    То зовёт всех в класс…(звонок)

    -В чёрном поле заяц белый

    Прыгал, бегал, петли делал.

    След за ним был тоже бел.

    Кто же этот заяц?..(мел)

    -Если всё ты будешь знать,

    То получишь в школе..(пять)

    -Быть всегда должны в порядке

    Твои школьные…(тетрадки)

    -Долгожданный дан звонок-

    Это кончился…(урок)

    -Должен он пораньше встать,

    Чтоб за партой не зевать.

    Чтоб проверить, всё ль в порядке,

    В ранце книжки и тетрадки?

    А вопрос такой возник:

    Кто он? Это…(ученик)

    Слайд 13. Музыкальная пауза (пока жюри подсчитывает очки).

    В это же время команды показывают инсценировку по стихотворению С. Маршака “ Знаки препинания”. У учащихся на груди прикреплены плакаты с нарисованными знаками препинания.

    Чтец:

    У последней

     Точки

     На последней

     Строчке

     Собралась компания

     Знаков препинания.

     Прибежал

     Чудак-

    Восклицательный знак.

    Вбегает восклицательный знак.

    Никогда он не молчит,

     Оглушительно кричит.

    Восклицательный знак:

    Ура! Долой!

     Караул! Разбой!

    Чтец:

    Притащился кривоносый вопросительный знак.

    Входит вопросительный знак.

    Задает он всем вопросы:

     Кто? Кого? Откуда? Как?

    Чтец:

    Явились запятые,

     Девицы завитые.

    Входят запятые.

    Живут они в диктовке

     На каждой остановке.

    Запятые:

    Мы особы занятые,

     Не обходятся без нас

     Ни диктовка, ни рассказ.

    Входит точка с запятой.

    Точка с запятой:

    Если нет над вами точки,

     Запятая — знак пустой.

    Чтец:

    Прискакало двоеточие,

     Прискакало многоточие…

    Появляются двоеточие и многоточие.

    Двоеточие:

    Нет, постой!

     Я важнее запятой,

     Потому что я в два раза

     Больше точки одноглазой.

     В оба глаза я гляжу,

     За порядком я слежу.

    Чтец:

    Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.

    Многоточие:

    Если вам угодно знать,

     Я важней, чем и прочие.

     Там, где нечего сказать,

     Ставят многоточие…

    Чтец:

    Вопросительный знак

     Удивился.

     Вопросительный знак.

     То есть как?

    Чтец:

    Восклицательный знак

     Возмутился.

     Восклицательный знак.

     - То есть как?

    Чтец:

    И сказала точка,

     Точка – одиночка.

    Точка:

    Мной кончается рассказ,

     Значит, я важнее вас.

    Слайд 15. Учитель: Заканчивается наша игра, и прежде чем мы подведём итоги, хочется сказать:

    Учите русский язык – годы к ряду,

    С душой, с усердием, с умом!

    Вас ждет великая награда,

    И та награда – в нем самом.

    Итог.  Награждение команд и болельщиков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КВН юных филологов 2 класс ( в рамках недели русского языка).

    В конспекте представлены примерные названия команд ( из расчёта, что в параллели 3 класса)  и их представление в стихах. Задания для команд обыгрываются персонажами сказок. Конспект содержит текс...

    "Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")

    Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...

    "Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка

    Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...

    Открытоя занятие по русскому языку в рамках недели русского языка.

    Дети 4 класса проводят урок у детей 2 класса....

    Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка

    Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...

    Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

    На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...

    Открытое мероприятие, проведённое в рамках тематической недели русского языка для учеников 3-их классов « Интеллектуальный хоккей»

    Цели и задачи игры: формирование эмоционально - ценностного отношения к родному языку, сохранения чистоты, выразительности, уникальности родного слова; пробуждение  интереса и стремления к его из...