Конспект урока русского языка Тема: Начальная форма слов-названий признаков. 2 класс . УМК "ПНШ"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Солдатова Мария Владимировна

 

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета.

 

Планируемые результаты:

Предметные

знать: на какие вопросы отвечают слова-названия признаков предметов в начальной форме;                                                                                            

уметь:  распознавать начальные формы слов-названий признаков.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности, формировать самоконтроль.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        15.10.19                                                                                                        ФИО учителя: Залялова Н.А

Школа: №148                                                                                                        ФИ студента: Солдатова М., 46 гр.

Класс: 2 м                                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 209                                                                                                    

                                                                                 

Конспект урока русского языка

Тема: Начальная форма слов-названий признаков.

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета.

Планируемые результаты:

Предметные

знать: на какие вопросы отвечают слова-названия признаков предметов в начальной форме;                                                                                            

уметь:  распознавать начальные формы слов-названий признаков.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности, формировать самоконтроль.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ПНШ»  учебник Русский язык: 2кл.: Учебник:  В 3 ч./Н.А. Чуракова./ -М.: Академкнига\ Учебники, 2016.-Ч.1.; презентация, карточки с заданиями.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

 1 мин

Здравствуйте, меня зовут Мария Владимировна. Я рада вас всех видеть. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Присаживайтесь на свои места.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на места.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог

Практический: письменная работа

 5 мин

Ребята, откройте свои тетради, запишите число, классная работа. Сегодня 15 октября.

Каллиграфическая минутка (-оро-, -оло-)

какие особенности в соединении строчных букв Вы заметили?

 что будем соблюдать при написании?

Словарная работа

Отгадайте загадки, напишите отгадки.

Она бумажная и очень важная.

Все новости собирает, нард просвещает.

Крупный, полосатый,

С огорода взятый,

Сахарный и алый стал –

День, чтоб съесть его, настал!

Непоседы пестрые

Птицы длиннохвостые,

Птицы говорливые,

Самые болтливые.

Молодцы. Прочитайте все слова, которые у вас получились.

Что общее у данных слов?

Найдите лишнее слово.

Почему оно лишнее?

Молодцы.

Одинаковые буквы (-о-);

Вспоминаем верхнее и нижнее соединения;

Округлость, связность, ширину, высоту, наклон;

Газета

Арбуз

Сороки

Читают слова из тетради

Слова обозначают предмет, словарные слова.

Слово сороки отвечает на вопрос кто?, стоит во множественном числе

.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: строят речевые высказывания.

К.: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный: учебная презентация

Практический: анализ слов

Словесный: беседа

6 м

Где мы можем проверить написание этих слов?

 Правильно, откройте словарь, найдите эти слова.

А почему нет слова «сороки»?

Сейчас посмотрите на экран, и назовите те слова-признаки, которые подходят к  данному слову.

Почему вы выбрали именно эти слова?

Верно. К словам-названиям предметов в данной форме можно добавить слово-название признака предмета в начальной форме.

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Вы правы, тем нашего урока «Начальная форма слов-названий признаков».

А какие задачи можно поставить на наш урок?

 Верно

В словаре.

Находят слова в словаре.

Потому что в словаре только слова в начальной форме.

«начальная форма слов-названий признаков»

-знать начальную форму слов-названий признаков;
-научиться ставить слова-названия признаков в начальную форму;

-узнать, на какие вопросы они отвечают.

П.: подведение под понятие

К.: строят речевые высказывания.

К.: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных

Р.: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа

Практический:

Работа со словарем

Практический: анализ слов

Словесный: беседа

 9 м

Посмотрите на экран. Что вы видите?

Да, это все слова-названия признаков. Но чем они отличаются?

А если мы добавим к ним слова-названия предметов, то можно заметить, что они все отличаются по родам и числам.

Значит, слова-названия признаков могут отличаться по родам и числам.

Как вы думаете, в каком роде и в каком числе  должно быть слово-название признака, чтобы быть в начальной форме?

Откройте словарь и найдите любое слово-название признака.

В каком оно роде?

Да, это мужской род.

А в каком числе?

Вы правы, это единственное число.

Давайте сделаем вывод, как определить слово-название признака в начальной форме?

Давайте проверим, правы ли мы были.

Откройте учебник на странице 75 и прочитайте правило в рамочке.

Правы мы были?

Молодцы.

Кто может повторить правило, не глядя в учебник, своими словами?

Спасибо.

А на какие вопросы будут отвечать слова-названия признаков в начальной форме?

Отлично.

Слова-названия признаков

Родом и числом

Предлагают варианты ответов

Находят слово-название признака

Мужской род

Единственное число

Оно должно быть в мужском роде и единственном числе

Читают правило

Анализируют и сопоставляют свой вывод и правило учебника

Повторяют правило

Какой?

П.: анализирую объекты с выделением существенных признаков.

К.: строят речевые высказывания.

П.: анализирую объекты с выделением существенных признаков.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

  8 м

Сейчас я буду называть слова, а вы будете хлопать, когда я назову слово-название признака.

Стол, красивые, новый, окно, вода, резинка, зеленое, бумажный, телефон, стакан, жёлтые, большой, пальто, страшная, удобные.

Молодцы, вы не ошиблись.

Прочитайте, какие слова остались?

Правильно. Все ли слова здесь в начальной форме?

Нет, не все, сейчас вам нужно будет поставить все эти слова в начальную форму.

Итак, открываем свои тетради и записываем слово с доски, а рядом с ним это же слово в начальной форме. Пишем в столбик.

Я даю вам 3 минуты.

Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Итак, первое слово. В каком роде оно было? / А какое число у этого слова? Это начальная форма? Как должно быть записано это слово? Верно.

Итак, у кого нет ни одной ошибки?

Поставьте простым карандашом на полях 5.

Слушают задание учителя

Хлопают, когда это необходимо

Красивые, новый, зеленое, бумажный, жёлтые, большой, страшная, удобные.

Нет

Слушают задание

Записывают слова в тетрадь

Взаимопроверка

Оценивание работ

П.: подведение под понятие

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

 1 м

Динамическая пауза

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа

 5 м

Сейчас я раздам вам карточки, вам нужно соединить слово-название признака со словом-названием предмета. А затем подчеркнуть только те слова-названия признаков, которые стоят в начальной форме.

Компьютер

Клетчатый

Газеты

Мягкая

Рука

Белое

Пиджак

Загорелая

Окно

Тёплые

Носки

Печатные

Сумка

Современный

Подушка

Красивая

Кому задание непонятно?

Работать вы будете в парах. Но для начала вспомним правила работы в парах.

Я даю вам 3 минуты на выполнение работы. Не забудьте подписать листы.

Сдаем работы.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили работу.

Поднимите руку, кто не допустил ошибок?

Молодцы.

Слушают задание

Отвечают учителю

Вспоминают правила работы в парах

  1. Говорим шепотом.
  2. Работаем вместе.
  3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
  4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
  5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
  6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

Проверяют работу устно

Анализируют проделанную работу.

П.: анализ объектов с выделением существенных  признаков;

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VII. Включение в систему знаний

Практический: анализ и подбор слов

  3 м

Теперь вы знаете, как отличить слово-название признака в начальной форме от другого слова.

Давайте выполним еще одно задание. А пока я готовлю экран, повторим правило, как определить начальную форму у слова-названия признака.

На доске вы видите слово (радостный, молодые, сонный, любимый, верная, лучшее, спелое, красный) . Какое это слово?

Верно. Вам нужно подобрать к нему слово-название предмета в той же форме.

Кто подобрал слово к первому слову? В какой  форме эти слова?

Молодцы.

Теперь назовите только слова в начальной форме.

Отлично, вы молодцы.

Повторяют правило.

Слово-название признака

Подбирают слова

Отвечают на вопросы учителя.

Доказывают правильность выполнения задания.

П.: построение рассуждения;

осуществление синтеза

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К.: умение полно и точно выражать мысли;

Р.: осуществление итогового контроля

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

 2 м

Какой была тема сегодняшнего урока?

Какие трудности возникли у вас на уроке?

Что понравилось на уроке?

Поднимите руку те, кто считает, что на уроке у него все получилось?

Молодцы, ребята.

У кого что-то не получилось?

Почему?

Я уверена, в следующий раз у вас все получится!

Спасибо вам за работу, до свидания!

Начальная форма слов-названий признаков

Отвечают на вопросы учителя
Анализируют свою работу на уроке

П.: построение речевого высказывания

П.: осуществление синтеза

Р.: осуществление итогового контроля


Компьютер

Клетчатый

Газеты

Мягкая

Рука

Белое

Пиджак

Загорелая

Окно

Тёплые

Носки

Печатные

Сумка

Современный

Подушка

Красивая


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2

Пятнадцатое октября Классная работа

Слайд 3

Непоседы пестрые Птицы длиннохвостые, Птицы говорливые, Самые болтливые. Крупный, полосатый, С огорода взятый, Сахарный и алый стал – День, чтоб съесть его, настал! Она бумажная и очень важная. Все новости собирает, народ просвещает.

Слайд 4

Рюкзак Красивый Зелёная Кожаный Вместительное Большой Удобный Синие

Слайд 5

Тема: « Начальная форма слов-названий признаков »

Слайд 6

Жёлтый Маленькие Странное Сильная Широкий Яркая

Слайд 7

Страница 75.

Слайд 8

Красивые Новый Зелёное Бумажный Большой Жёлтые Страшная Удобные

Слайд 9

Красивые- красивый Новый-новый Зелёное-зелёный Бумажный-бумажный Большой-большой Жёлтые-жёлтый Страшная-страшный Удобные-удобный

Слайд 10

Компьютер Клетчатый Газеты Мягкая Рука Белое Пиджак Загорелая Окно Тёплые Носки Печатные Сумка Современный Подушка Красивая

Слайд 11

Правила работы в парах 1. Говорим шепотом. 2. Работаем вместе. 3. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» 4. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. 5. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

Слайд 12

Компьютер Клетчатый Газеты Мягкая Рука Белое Пиджак Загорелая Окно Тёплые Носки Печатные Сумка Современный Подушка Красивая

Слайд 13

Радостный Любимый Лучшее Молодые Сонный Спелое Верная Красный

Слайд 14

Радостный Любимый Лучшее Молодые Сонный Спелое Верная Красный

Слайд 15

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Начальная форма слов-названий предметов" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Начальная форма слов-названий предметов"...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Начальная форма слов-названий признаков" (УМК "Перспективная начальная школа"

Урок по теме «Начальная форма слов-названий признаков» проходит в начале второго полугодия второго класса. В первом полугодии учащиеся получили представление о начальной форме слова. В настоящий момен...

Технологическая карта урока по теме "Начальная форма слов-названий признаков"

Данный урок разработан в соотвествии с ФГОС по УМК "Перспективная начальная школа"...

урок русского языка 2 класс пнш тема: "Начальная форма слов- названий признаков предмета

Цель:   закрепить умение определять начальную форму слов- названий признаков предмета Задачи урока:Образовательные: повторить, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки пре...

Конспект урока русского языка на тему «Слова-названия предметов разного рода» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум...

Конспект урока русского языка "Начальная форма слов-названий предметов" (УМК "Перспективная начальная школа, 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления о начальной форме слов-названий предметов; умения ставить слова-названия предметов в начальную форму.Планируемые результатыПредметные: знать:...

Методическая разработка урока по теме «Начальная форма слов-названий признаков»

Цели: показать, что слова-названия признаков изменяются по родам; объяснить, как определить начальную форму слов-признаков; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение опр...