Технологическая карта и конспект урока русского языка в 1 классе УМК "Школа России" по теме: "Ударение. Зависимость значения слов от ударения".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Спириденко Наталья Вячеславовна

Русский язык. 1 класс. Урок изучения нового материала. Тема: "Ударение.Завимость значения слов от ударения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_udarenie.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изучения нового материала

Данные об учителе: Спириденко Наталья Вячеславовна, 1 категория, МБОУ «Гимназия №5 г.Сергиева Посада»

Предмет: Русский язык     Класс:   1     Учебник УМК: «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий  Русский язык 1 класс.- Издательство «Просвещение»,2019

Тема урока: Ударение. Зависимость значения слова от ударения.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: Проектор, компьютер, словарь, конверты с заданием, карточки с заданием.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

  • Регулятивными УУД:

-  формировать вопросы по теме на основе опорных слов;

- контроль, коррекция, оценка.

  • Познавательными УУД:

      -  выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

  • Личностными УУД:

      - самоопределение – мотивация учения;

-  осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

  • Коммуникативные УУД:

 - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-  эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

  • Формулируют и производят определение понятия «ударение»;
  • Определяют изученные выводы по ударению, тренируются в постановке ударения
  • Называют роль ударения

понимания, адекватное употребление в речи

Регулятивные

  • Планируют собственную деятельность;
  • Осуществляют контроль и оценку своих действий.

совместное с учителем действие

совместные групповые действия

Познавательные

  • Проводят наблюдения, анализ, формулируют выводы

совместное с учителем действие

Коммуникативные

  • Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработка общей позиции

высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

Личностные

  • Взаимодействуют в группе, проявляют интерес к услышанному

совместное с учителем действие

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный момент

Сконцентрировать внимание учащихся

беседа

фронтальная

1. Создает эмоциональный настрой на урок

2. Приветствует

3. Проверяет посадку.

1.Слушают учителя.

2. Настраивают себя на учебную деятельность (психогимнастика)

Личностные УУД: проявлять интерес к услышанному

Регулятивные: организовать свое рабочее место

2. Минутка чистописания

Закреплять навыки каллиграфического письма, повысить познавательный интерес.

беседа

практическая работа

фронтальная

фронтальная

индивидуальная

1. Говорит записать дату;

2. Спрашивает, какую букву будем писать, ориентируясь на строчку;

3. Предлагает определить закономерность следования букв;

4. Предлагает продолжить запись в тетради.

1. Высказывают свои предположения;

2. Прописывают в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

Предметные УУД:

Формировать навыки каллиграфического письма

3. Постановка цели и задач урока

Вызвать познавательный интерес к теме;

организовать самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока

игра

беседа

фронтальная

1. Предлагает детям разгадать анаграмму;

2. Спрашивает, встречались ли с этим понятием ранее и что уже о нем знают.

3. Просит сформулировать задачи по опорным словам.

4.Предлагает вспомнить мультфильм

5.Предлагает на выбор путь, по  которому будут знакомиться с учебным материалом.

1. Отгадывают анаграмму;

2. Вспоминают, встречались ли с этим понятием ранее и что уже знают об ударении;

2. Формулируют по опорным словам задачи на урок

3. Читают вопросы.

5. Выбирают путь, объясняют свою точку зрения;

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соответствия того, что уже известно, а что еще неизвестно

4. Изучение нового материала

Систематизировать знания учащихся об ударении, познакомить с новой темой

беседа

практическая работа

игра

Фронтальная, парная

индивидуальная

1.Предлагает прочитать слова, расставить ударение

2.Спрашивает, во всех ли словах мы уверенны, если нет, то где можно посмотреть, какой вариант ударения правильный

3. Наводящими вопросами помогает сформулировать первый вывод.

4. Просит ученика прочитать слова  так, чтобы остальные услышали ударный звук и записали букву.

5. Помогает сформулировать второй вывод.

6. Читает задание с конверта, помогает составить схемы слов с ударением.

7. Помогает сформулировать третий вывод.

1.Читают, расставляя ударение;

2.Высказывают свою точку зрения;

3.Один человек работает со словарем

4.Упражняются в постановке ударений

5.С помощью учителя формулируют первый вывод.

6.Слушают слова, записывают гласные.

7.Сверяют с образцом, оценивают задание.

8.Формулируют второй вывод

9.Записывают схемы и подбирают к ним слова

 10.Проверяют по образцу, оценивают работу.

 11.Формулируют третий вывод

Познавательные УУД:

Работать со   словарем

Предметные УУД:

Формулировать определения новых понятий, формулировать выводы по своим наблюдениям

Коммуникативные УУД:

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5. Физкульт. минутка

предотвратить утомление повысить работоспособность

игра

фронтальная

1. Делает движения со словами вместе с детьми

1. Выполняют движения вместе с учителем.

Личностные

6. Продолжение работы по теме

познакомить с новым материалом

беседа практическая работа

индивидуальная

парная

фронтальная

групповая

1.Предлагает выполнить задание на листочках

2. Организует взаимопроверку.

3. Задает вопрос о необходимости выделения в речи одного из слогов.

 4. Организует сценку

 5. Помогает анализировать слово из сценки и сформулировать вывод о роли ударения

 6. Предлагает разные по уровню сложности задания в группах.

1. Читают; находят лишние слова в каждой строчке, ставят ударение.

2. Осуществляют взаимопроверку

3. Формулируют четвертый вывод.

4. Смотрят сценку.

5. Анализируют слово

6. Выполняют в группах дифференцированное задание.

7. Сверяют результат с образцом.

8. Оценивают работу в группах.

9. Формулируют пятый вывод.

Познавательные УУД:

Анализировать, находить лишнее.

Предметные УУД:

Формулировать выводы по своим наблюдениям.  Усвоить полученные знания

Коммуникативные УУД:

Работать в группе

Регулятивные: осознать неполноту знаний для выполнения задания.

7. Итог урока

Проконтролировать уровень усвоения изученной темы

беседа

Фронтальная

1. Предлагает ответить на вопросы, записанные на ромашке.

1. Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

Выявить границы знания и незнания

8. Рефлексия

Осмысление процесса и результата деятельности

Беседа

Фронтальная

1.Предлагаю закончить фразы:

 Я сегодня узнал, что…

Я научился …

Я рад…

1. Выполняют  задание учителя.

Регулятивные УУД:

Констатировать необходимость продолжения работы

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в  речевом высказывании

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5 г. Сергиева Посада»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Ударение. Зависимость значения слов от ударения»

Составитель:

 Спириденко Наталья Вячеславовна,

учитель начальных классов

 первой квалификационной категории

2020г

План урока

1. Организационный момент

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок русского языка.

Посмотрите в глазки друг другу, улыбнитесь, отправьте искорку добра, повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь, отправьте искорку добра им, повернитесь ко мне. Настроим себя на урок.

Все на свете по плечу,

Добьюсь на уроке, чего захочу,

Буду руку поднимать,

На вопросы отвечать.

Глазками оцените свое рабочее место, присаживайтесь. Проверьте расстояние, спинки, ручки.

Откройте тетради, запишите число.

2. Минутка чистописания

Внимательно посмотрите на строчку букв и скажите, какую букву будем писать на минутке чистописания: она встречается чаще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она прописана?

у  р  п  д  в  у  д  з  у  у в

- определите закономерность букв в втором ряду:   УуУУуу ...

- продолжите запись до конца строчки, соблюдая закономерность. Самую красивую букву подчеркните.

3. Постановка цели и задач урока

Тему сегодняшнего урока вы определите, разгадав ребус. (ударение)

- Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?

- Что мы уже знаем об ударении?

- как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?

1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль

2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)

3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится).

Чтобы добиться поставленных задач, мы должны ответить на поставленные вопросы.

  • Что такое ударение?
  • Какой слог называется ударным, безударным?
  • На какой звук может падать ударение?
  • На какой слог может падать ударение?
  • В каких словах ударение не ставиться?
  • Какова роль ударения?

4. Изучение нового материала (слайд №1)

- Давайте прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог (Его мы произносим с большей силой и длительностью).

- Попробуем дать определение - ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

- Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой. )

- Так что же такое ударение? (Выделение в речи одного из слогов слова)

- Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

Безударный слог – это слог, который произносится  с меньшей силой.

Ответили мы на первый вопрос урока? А на второй? (да)

-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик в роли учителя  у доски читает слова так, чтобы дети услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука. Второй ученик работает за доской для проверки. Остальные выполняют задание в тетради.

Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.

(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.

Проверям задание по образцу на доске.  

-Кто допустил ошибку в задании?

- Что вы заметили? (Ударение падает на гласный звук)

Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.

Давайте поиграем. Закройте глаза. Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны сказать, сколько в слове слогов и какой был ударным.

Мама, рука,  молоток, велосипед

- Ребята, кто из вас догадался,  какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.)

Третий вывод: ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.

- Прочитайте слова в рамках упр.4 стр.41 учебника.

- Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)

-Есть специальный словарь – орфоэпический.

- Прочитайте правило на стр.41 со слов ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

-Упр.5 стр.41

Давайте откроем стр.136 в конце учебника и найдём слова: звонить, банты, портфель, туфля.

( работаем со словарем, учащиеся упражняются в постановке ударения)

5. ФИЗ. МИНУТКА  Раз – подняться, потянуться …

  • Продолжение работы по теме

У вас на столах лежат листочки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить

«Найди лишнее». Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение. Все работают на листочках. Взаимопроверка, оценка.

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша

- Какое слово лишнее в первой строчке (берёза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)

Сделайте четвертый вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.

Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова. Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо? Давайте попробуем на него ответить после маленькой сценки.

Сценка. Андрей читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)». Мама кричит: «Анрюша, что с тобой случилось?»

Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь?

Анализ слова пищи.

Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой.

Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова.

Замок – замок

Кружки – кружки

Стрелки – стрелки

Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.

Командиры оценивают работу в группе.

Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.

Ответили мы на последний вопрос урока? (да)

7. Рефлексия.

- Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)

- А у нас в классе распустился красивый цветок. Этот цветок не простой. На его лепестках что-то написано. Сейчас каждый из вас по очереди будет отрывать по одному лепестку, читать предложение и заканчивать его.

Ученики по очереди отрывают лепесток от ромашки и дополняют предложение.

  • Ударение может изменить… смысл слова.
  • Ударение … (падает) на любой слог.
  • Ударение не ставится в словах с … буквой ё и односложных словах.
  • Всегда ударная …ё.
  • Слог, который произносится с большей силой, называется … ударный.
  • Слог, который произносится с меньшей силой, называется … безударный.
  • В слове может быть … (один) ударный слог.
  • Выделение голосом одного из слогов в слове называется … ударением.  

8. Итог урока.

-Оцените свою работу на уроке смайликами. Я рада, что никто не поднял грустный смайлик.

-Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение"

Данный материал содержит технологическую карту и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение", в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...

Технологическая карта к комбинированному уроку русского языка 2 класс "Дорога к мудрецам"

Эта технологическая карта урока русского языка, на котором  "мудрецы" Ломоносов , Ибн Сина, Аристотель помогают ребятам понять  тему  "Синонимы и антонимы". Мудрецы готовятся  зара...

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи»

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных  в речи»...

Урок русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема. "Ударение. Ударный слог"

На уроке ведется наблюдение за изменениями значения слов в зависимости от ударения на примере слов-омографов. Ребята участся различать постановку ударения в словах-омографах, выполнять учебное задание...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...

Технологическая карта и конспект урока русского языка (письмо) в 1 классе

Класс: 1Предмет: письмоУчебник, авторы: УМК «Планета знаний» пропись к «Букварю» Т.М.Андриановой - В.А.ИлюхинаТема урока: «Письмо строчной буквы «г»»Тип...