Главные вкладки

    Конспект открытого урока по русскому языку
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

    Тосуева С.С.

    Хочу поделиться конспектом открытого урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных" , который я дала на курсах повышения квалификации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «СОШ №1 с. Серноводское»

    Сунженского муниципального района

    Конспект урока по русскому языку по программе

    «Школа России»  2 класс.

    Тема:»Единственное и множественное число

    имен существительных»

    Учитель начальных классов

    Тосуева Сацыта Суворовна

    2020 г.

    Цель: Дать понять об изменении имен существительных по числам, формировать умение употреблять в речи слова, имена существительные формы единственного и множественного числа.

    Задачи:

    -учить определять число имен существительных, развивать умение изменять имена существительные по числам;

    - уметь правильно употреблять в речи слова в форме единственного и множественного числа;

    - развивать наблюдательность, речь, формировать навыки грамотного письма.

    Планируемые результаты: учащиеся научаться определять грамматический признак имен существительных – число; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

    Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки для выполнения задания, карточки со словами для игры.

    Ход урока:

    Организационный момент.

     У: Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу я. Зовут меня Сацыта Суворовна. Проверим готовность к уроку. На столе должны быть : книга, тетрадь, ручка и карандаш.

    Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения.

    Русский язык, друзья!

    На вас надеюсь сегодня я!                                   СЛАЙД 2

    Мы хороший, дружный класс,

    Все получится у нас.

    У: Давайте мне ваши руки и мы вместе пойдем в страну знаний русского языка.  предлагаю начать наше путешествие с игры.

    Я называю слово в единственном числе, а вы говорите это же слово только во множественном числе.

    Слова:  барабан, бабочка, бабушка, баран. (барабаны, бабочки, бабушки, бараны).

    У: Какие молодцы ребята. Умнички.

    Минутка чистописания.

    У: Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа. Начнем урок с минутки чистописания.

     А теперь прочитайте стихотворение на доске. Какая буква чаще встречается в стихотворении?  (буква б)     СЛАЙД 3. 

    Сегодня на уроке мы будем прописывать строчную букву б.         СЛАЙД 4.

    Все записали?  

    (На доске слова: барабан, баран, бабушка, бабочки)    СЛАЙД  5

    Актуализация знаний.

    1.Словарная работа.

     А кто скажет в каких словах есть непроверяемая гласная буква? (баран, барабан, бабочки).  

    У: ребят, а как мы называем слова с непроверяемой гласной? (словарные) а что нужно делать со словарными словами? (их нужно запомнить).

    2. Орфографическая минутка.

    Записываем словарные слова аккуратно, без ошибок. Подчеркиваем непроверяемую гласную. Ставим ударение. ( Проверка по эталону).     СЛАЙД 6.

    Постановка темы урока.

    1.Исследование имен существительных.

    У: А кто мне скажет, слова какой части речи записаны на доске? (имени существительного). По каким двум признакам мы определяем, что это имена существительные? (Отвечают на вопрос кто? Что? И обозначают предмет).

    У: Что вы еще знаете об именах сущ-ных? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).

    Какие имена сущ. называются одушевленными, а какие неодуш.? (отвеч на вопрос кто? И обозначают живые существа. А неодуш. отвечают на вопрос что? И не обозначают живые существа).                                        СЛАЙД 7

      У: посмотрите на доску и скажите по какому признаку Сергей разделил слова на группы?                    СЛАЙД 8

    (один предмет, много предметов).

    У: я попрошу вас открыть книгу на стр. 61 упр. 104 (устно). В чем сходство и различие слов в разных столбиках? Какие имена сущ обозначают - один предмет, а какие –несколько предметов?  Какое число употребляют для обозначения одного предмета? (единственное). Какое число употребляют для обозначения двух или более предметов? (множественное)                                                             СЛАЙД 9 

    Какой можем сделать вывод?                                                            СЛАЙД 10

    2.Работа с правилом на стр. 61.

    У: Сравним наши выводы с правилом тетушки Совы.    (Один ученик читает правило вслух).                                                                                                  

    Изучение нового материала.

    У: Попробуйте назвать тему нашего урока.  (Единственное и множественное число имен существительных) Чему хотели бы научиться? Поставьте цели урока.        СЛАЙД 11

    Ученики: Сегодня на уроке мы узнаем о единственном и множественном числе имен сущ-ных. Научимся определять число имен существительных. Попробуем изменять имена сущ-ные по числам.                               СЛАЙД 12

    Музыкальная физминутка.                                                             СЛАЙД 13

    У:Устали? Сделаем музыкальный перерыв?

    У: Молодцы.

    У: А мы продолжаем работать с учебником.

    Работа с правилом на стр. 62               СЛАЙД 14

    У: А мы продолжаем наше путешествие по стране Знаний русского языка. Ученик читает правило.

    ( На доске запись)        СЛАЙД 15,    

    Книга-книги

    Машина-машины

    Письмо-письма

    У: Как вы думаете почему изменилась форма слов? Потому что имена сущ-ные изменились по числам.

    Учитель приводит пример из правила и объясняет что такое форма слова. Например: книга – книги. Подчеркиваем в слове книги изменяемую часть. Что меняется в слове (форма). Принято обозначать имя сущ единственного числа – ед.ч., имя сущ множественного числа - мн.ч.                          СЛАЙД 16

    Работа в парах (по карточкам)

    У: А теперь отложите книги и тетради и возьмите карточки, которые перед вами.  Первый вариант работает с карточкой 1, второй вариант с карточкой 2. Вам, ребята надо изменить число каждого имени существительного.  Запишите пары слов. Над каждым словом укажите его число и подчеркните изменяемую часть.    ВЗАИМОПРОВЕРКА.    Ур. 106                        СЛАЙД 17,    проверка СЛАЙД 18.

    Физминутка для глаз. «Зайчик».                  

    Закрепление изученного материала.

    1.Работа у доски.

    У: Отложите в сторону тетради, давайте поиграем в игру «Засели домик». Вам нужно определить число имени существительного и определить в нужный домик. В правый домик заселяться имена сущ-ные в ед. числе, а в левый во мн. числе.   СЛАЙД 19, проверка СЛАЙД 20.

    У: Молодцы ребята, все справились с заданием.

    Рефлексия.                                                          

    1.Работа с орфоэпическим словарем.

    У: Ребята, а для закрепления нашей сегодняшней темы мы поработаем с орфоэпическим словарем. Откройте учебник на стр. 133

    У: Скажите, чему учит орфоэпический словарь? (правильно произносить слова).

    Найдите пары слов имен существительных, употребленных в ед. ч. и во мн. ч. и правильно произнесите их. (арбуз – арбузы, бант-банты, герб – гербы). Составьте предложение со словом арбуз 1 вариант, и со словом арбузы 2 вариант.

    Итог урока.

    У: Наше путешествие по стране знаний подходит к концу. Я бы хотела, чтобы наш сегодняшний урок мы с вами завершили кластером. Что мы знали об имени существительном? (бывают одуш и неодуш., собственные и нарицательные) А сегодня мы узнали, что имена сущ бывают (единственного числа и множественного числа).

    У: Ребят, а что вам особенно понравилось на уроке? Расскажите по схеме :СЛАЙД 21

    - Что вы узнали сегодня на уроке?

    - Чему научились?

    - И кто может похвалить себя?

    Мне понравилось как сегодня все ребята работали. Молодцы.

    Домашнее задание.                СЛАЙД 22

    Предлагаю дома выполнить упражнение 107 стр. 62. (Объяснить)

    Выучить правила на стр. 61-62. Урок окончен. Всем спасибо за работу.      


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Имена

    существительные



    Предварительный просмотр:

    Карточка 1

    Измени число каждого имени существительного.

                                    ед.ч.              мн.ч.

                                 Туфля       –    туфли,

                                 ягода         -     …,

                                 море          -     …,

                                 облако       -     … .

    Карточка 1

    Измени число каждого имени существительного.

                                    ед.ч.              мн.ч.

                                 Туфля       –    туфли,

                                 ягода         -     …,

                                 море          -     …,

                                 облако       -     … .

    Карточка 1

    Измени число каждого имени существительного.

                                    ед.ч.              мн.ч.

                                 Туфля       –    туфли,

                                 ягода         -     …,

                                 море          -     …,

                                 облако       -     … .

    Карточка 2

                Измени число каждого имени существительного.

                                мн.ч.        ед.ч.

                             Простыни         –         простыня,

                             улицы                -          …,

                             блюдца              -          …,

                             одеяла                -          … .

    Карточка 2

                Измени число каждого имени существительного.

                                мн.ч.        ед.ч.

                             Простыни         –         простыня,

                             улицы                -          …,

                             блюдца              -          …,

                             одеяла                -          … .

    Карточка 2

                Измени число каждого имени существительного.

                                мн.ч.        ед.ч.

                             Простыни         –         простыня,

                             улицы                -          …,

                             блюдца              -          …,

                             одеяла                -          … .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

    Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

    Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

    Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

    Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

    Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

    Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

    Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

    Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

    Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...