Конспект открытого урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тосуева С.С.

Хочу поделиться конспектом открытого урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных" , который я дала на курсах повышения квалификации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №1 с. Серноводское»

Сунженского муниципального района

Конспект урока по русскому языку по программе

«Школа России»  2 класс.

Тема:»Единственное и множественное число

имен существительных»

Учитель начальных классов

Тосуева Сацыта Суворовна

2020 г.

Цель: Дать понять об изменении имен существительных по числам, формировать умение употреблять в речи слова, имена существительные формы единственного и множественного числа.

Задачи:

-учить определять число имен существительных, развивать умение изменять имена существительные по числам;

- уметь правильно употреблять в речи слова в форме единственного и множественного числа;

- развивать наблюдательность, речь, формировать навыки грамотного письма.

Планируемые результаты: учащиеся научаться определять грамматический признак имен существительных – число; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки для выполнения задания, карточки со словами для игры.

Ход урока:

Организационный момент.

 У: Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу я. Зовут меня Сацыта Суворовна. Проверим готовность к уроку. На столе должны быть : книга, тетрадь, ручка и карандаш.

Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения.

Русский язык, друзья!

На вас надеюсь сегодня я!                                   СЛАЙД 2

Мы хороший, дружный класс,

Все получится у нас.

У: Давайте мне ваши руки и мы вместе пойдем в страну знаний русского языка.  предлагаю начать наше путешествие с игры.

Я называю слово в единственном числе, а вы говорите это же слово только во множественном числе.

Слова:  барабан, бабочка, бабушка, баран. (барабаны, бабочки, бабушки, бараны).

У: Какие молодцы ребята. Умнички.

Минутка чистописания.

У: Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа. Начнем урок с минутки чистописания.

 А теперь прочитайте стихотворение на доске. Какая буква чаще встречается в стихотворении?  (буква б)     СЛАЙД 3. 

Сегодня на уроке мы будем прописывать строчную букву б.         СЛАЙД 4.

Все записали?  

(На доске слова: барабан, баран, бабушка, бабочки)    СЛАЙД  5

Актуализация знаний.

1.Словарная работа.

 А кто скажет в каких словах есть непроверяемая гласная буква? (баран, барабан, бабочки).  

У: ребят, а как мы называем слова с непроверяемой гласной? (словарные) а что нужно делать со словарными словами? (их нужно запомнить).

2. Орфографическая минутка.

Записываем словарные слова аккуратно, без ошибок. Подчеркиваем непроверяемую гласную. Ставим ударение. ( Проверка по эталону).     СЛАЙД 6.

Постановка темы урока.

1.Исследование имен существительных.

У: А кто мне скажет, слова какой части речи записаны на доске? (имени существительного). По каким двум признакам мы определяем, что это имена существительные? (Отвечают на вопрос кто? Что? И обозначают предмет).

У: Что вы еще знаете об именах сущ-ных? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).

Какие имена сущ. называются одушевленными, а какие неодуш.? (отвеч на вопрос кто? И обозначают живые существа. А неодуш. отвечают на вопрос что? И не обозначают живые существа).                                        СЛАЙД 7

  У: посмотрите на доску и скажите по какому признаку Сергей разделил слова на группы?                    СЛАЙД 8

(один предмет, много предметов).

У: я попрошу вас открыть книгу на стр. 61 упр. 104 (устно). В чем сходство и различие слов в разных столбиках? Какие имена сущ обозначают - один предмет, а какие –несколько предметов?  Какое число употребляют для обозначения одного предмета? (единственное). Какое число употребляют для обозначения двух или более предметов? (множественное)                                                             СЛАЙД 9 

Какой можем сделать вывод?                                                            СЛАЙД 10

2.Работа с правилом на стр. 61.

У: Сравним наши выводы с правилом тетушки Совы.    (Один ученик читает правило вслух).                                                                                                  

Изучение нового материала.

У: Попробуйте назвать тему нашего урока.  (Единственное и множественное число имен существительных) Чему хотели бы научиться? Поставьте цели урока.        СЛАЙД 11

Ученики: Сегодня на уроке мы узнаем о единственном и множественном числе имен сущ-ных. Научимся определять число имен существительных. Попробуем изменять имена сущ-ные по числам.                               СЛАЙД 12

Музыкальная физминутка.                                                             СЛАЙД 13

У:Устали? Сделаем музыкальный перерыв?

У: Молодцы.

У: А мы продолжаем работать с учебником.

Работа с правилом на стр. 62               СЛАЙД 14

У: А мы продолжаем наше путешествие по стране Знаний русского языка. Ученик читает правило.

( На доске запись)        СЛАЙД 15,    

Книга-книги

Машина-машины

Письмо-письма

У: Как вы думаете почему изменилась форма слов? Потому что имена сущ-ные изменились по числам.

Учитель приводит пример из правила и объясняет что такое форма слова. Например: книга – книги. Подчеркиваем в слове книги изменяемую часть. Что меняется в слове (форма). Принято обозначать имя сущ единственного числа – ед.ч., имя сущ множественного числа - мн.ч.                          СЛАЙД 16

Работа в парах (по карточкам)

У: А теперь отложите книги и тетради и возьмите карточки, которые перед вами.  Первый вариант работает с карточкой 1, второй вариант с карточкой 2. Вам, ребята надо изменить число каждого имени существительного.  Запишите пары слов. Над каждым словом укажите его число и подчеркните изменяемую часть.    ВЗАИМОПРОВЕРКА.    Ур. 106                        СЛАЙД 17,    проверка СЛАЙД 18.

Физминутка для глаз. «Зайчик».                  

Закрепление изученного материала.

1.Работа у доски.

У: Отложите в сторону тетради, давайте поиграем в игру «Засели домик». Вам нужно определить число имени существительного и определить в нужный домик. В правый домик заселяться имена сущ-ные в ед. числе, а в левый во мн. числе.   СЛАЙД 19, проверка СЛАЙД 20.

У: Молодцы ребята, все справились с заданием.

Рефлексия.                                                          

1.Работа с орфоэпическим словарем.

У: Ребята, а для закрепления нашей сегодняшней темы мы поработаем с орфоэпическим словарем. Откройте учебник на стр. 133

У: Скажите, чему учит орфоэпический словарь? (правильно произносить слова).

Найдите пары слов имен существительных, употребленных в ед. ч. и во мн. ч. и правильно произнесите их. (арбуз – арбузы, бант-банты, герб – гербы). Составьте предложение со словом арбуз 1 вариант, и со словом арбузы 2 вариант.

Итог урока.

У: Наше путешествие по стране знаний подходит к концу. Я бы хотела, чтобы наш сегодняшний урок мы с вами завершили кластером. Что мы знали об имени существительном? (бывают одуш и неодуш., собственные и нарицательные) А сегодня мы узнали, что имена сущ бывают (единственного числа и множественного числа).

У: Ребят, а что вам особенно понравилось на уроке? Расскажите по схеме :СЛАЙД 21

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- И кто может похвалить себя?

Мне понравилось как сегодня все ребята работали. Молодцы.

Домашнее задание.                СЛАЙД 22

Предлагаю дома выполнить упражнение 107 стр. 62. (Объяснить)

Выучить правила на стр. 61-62. Урок окончен. Всем спасибо за работу.      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единственное и множественное число имён существительных 2 класс

Слайд 2

Настрой на урок Русский язык, друзья! На вас надеюсь сегодня я! Мы хороший, дружный класс, Все получится у нас.

Слайд 3

Какая буква чаще встречается в стихотворении? Был у бабушки баран, Бил он бойко в барабан . И плясали бабочки Под окном у бабушки.

Слайд 4

Минутка чистописания

Слайд 5

Словарная работа барабан, баран, бабушка, бабочки

Слайд 6

Словарная работа Бар а бан, б а ран, баб о чки

Слайд 7

Кто? Что? (одушевлённые) (неодушевлённые) бабушка барабан баран бабочки

Слайд 8

Сергей разделил слова на группы так: бабушка бабочки баран барабан По какому признаку Сергей разделил слова?

Слайд 9

Один Много предмет предметов конфета конфеты книга книги альбом альбомы

Слайд 10

Имена существительные изменяются по числам Единственное число (ед. ч.) Множественное число (мн. ч.) Обозначают один предмет Обозначают несколько предметов конфета конфеты

Слайд 11

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных»

Слайд 12

Задачи: Сегодня на уроке мы узнаем…… научимся….. попробуем….

Слайд 13

Физминутка

Слайд 14

Правило тётушки Совы Имена существительные изменяются по числам: книга - книги, машина - машины, письмо - письма. При изменении числа имени существительного изменяется его форма .

Слайд 15

Работа с правилом Книга-книг и Машина-машин ы Письмо-письм а

Слайд 16

ед.ч. мн.ч. Книга-книг и

Слайд 17

Задание для работы в паре Измени число каждого имени существительного. 1. Туфля – туфли, 2. Простыни – простыня, ягода - …, улицы - …, море- …, блюдца - …, облако - … . одеяла - … .

Слайд 18

Проверка ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч. 1 .Туфля – туфл и , 2 .Простыни - простын я , ягода - ягод ы , улицы - улиц а , море - мор я , блюдца - блюдц е , облако - облак а . одеяла - одеял о .

Слайд 19

Игра «Засели домик» Определи число имени существительного и определи в нужный домик. В . лга, л . сник, друз . я, м . л . ток, маш . ны, м . сквичи, мал . чики, к . ртины, мес . ц, ур . жай, т . варищи, м . ряки, Ил . я, Р . ссия, л . сята, М . сква

Слайд 20

Проверка Единственное число Множественное число В о лга л е сник м о л о ток мес я ц ур о жай Ил ь я Р о ссия М о сква друз ь я маш и ны м о сквичи мал ь чики к а ртины т о варищи м о ряки л и сята

Слайд 21

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)….. Я научился….. Могу похвалить себя…..

Слайд 22

Домашнее задание С.62. Упражнение 107, с.62 выучить правило

Слайд 23

Спасибо за урок! Молодцы!



Предварительный просмотр:

Имена

существительные



Предварительный просмотр:

Карточка 1

Измени число каждого имени существительного.

                                ед.ч.              мн.ч.

                             Туфля       –    туфли,

                             ягода         -     …,

                             море          -     …,

                             облако       -     … .

Карточка 1

Измени число каждого имени существительного.

                                ед.ч.              мн.ч.

                             Туфля       –    туфли,

                             ягода         -     …,

                             море          -     …,

                             облако       -     … .

Карточка 1

Измени число каждого имени существительного.

                                ед.ч.              мн.ч.

                             Туфля       –    туфли,

                             ягода         -     …,

                             море          -     …,

                             облако       -     … .

Карточка 2

            Измени число каждого имени существительного.

                            мн.ч.        ед.ч.

                         Простыни         –         простыня,

                         улицы                -          …,

                         блюдца              -          …,

                         одеяла                -          … .

Карточка 2

            Измени число каждого имени существительного.

                            мн.ч.        ед.ч.

                         Простыни         –         простыня,

                         улицы                -          …,

                         блюдца              -          …,

                         одеяла                -          … .

Карточка 2

            Измени число каждого имени существительного.

                            мн.ч.        ед.ч.

                         Простыни         –         простыня,

                         улицы                -          …,

                         блюдца              -          …,

                         одеяла                -          … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...